Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ТАЙНЫ И ПРОКЛЯТИЯ ОСТРОВА ПАСХИ (SECRETS OF EASTER ISLAND)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ТАЙНЫ И ПРОКЛЯТИЯ ОСТРОВА ПАСХИ

(SECRETS OF EASTER ISLAND)

Остров Пасхи называют самым таинственным местом на земле. На этом сравнительно небольшом островке сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк. Причем, если бы не эти загадки, то Пасхи мог бы претендовать на звание самого невзрачного острова на свете.

ПУП ЗЕМЛИ

Этот клочок суши посреди Тихого океана находится вдалеке от континентов, а потому долгие годы не был известен европейцам и жил своей особой – таинственной и драматической жизнью.

 Первые люди, поселившиеся на нем, были выходцами из Восточной Полинезии, приплывшие двумя большими семьями на двух пирогах за несколько сот лет до наступления нашей эры. Они назвали его Рапа-Нуи — Большой Рапа. Даже самому ничтожному человеку хочется считать себя центром Вселенной. И, похоже, что у туземцев с острова Пасхи мнение о месте их обитания было явно завышенным. 7 апреля 1722 года, когда, этот остров был открыт остальному миру голландским адмиралом Якобом Роггевеном, первый туземец, который поднялся на борт его флагмана, простер руку в направлении суши и пафосно изрек — «Те-Пито-о-те-Хенуа» — «Пуп Земли». У голландцев имелось свое представление, где находится «пуп Земли», а потому они назвали остров по-своему. В честь Светлого праздника воскресения Господня, в первый день которого они наткнулись на затерянный в океане кусок каменистой суши, нарекли ее островом Пасхи. С тех пор именно так он и известен. А для чересчур амбициозного туземца тот день стал последним в жизни. Адмирал потом рассказывал: «Стреляя в них (т.е. в туземцев), мы, к сожалению, многих убили, в том числе и первого гостя, поднявшегося к нам на борт…»

Моряки Роггевена первыми увидели своими глазами главную достопримечательность острова Пасхи – гигантских каменных исполинов с огромными головами и бесформенным телом, которые стояли повсюду. Рост некоторых достигал 20-ти метров. Голландцы сочли их стражами острова. И с тревогой наблюдали, как утром туземцы разожгли костры перед своими каменными истуканами и начали усердно их просить о чем-то. Сидя на пятках и преклонив головы, они усердно поднимали и опускали руки. От греха подальше голландцы предпочли уплыть прочь, проведя на открытом ими острове лишь один день. Но потом они еще долго гадали относительно некоторых подмеченных странностей. Почему-то жители острова имели самые разные расовые признаки. Среди них были черные, желтые, красные и даже один бледнолицый. А еще их тела были разрисованы изображениями всевозможных птиц и зверей. Это было удивительно, поскольку из всей живности на острове водились только крысы и мелкие ящерицы.

ВИЗИТ КУКА

Рисунок Патрика Николь.

Спустя полвека остров Пасхи посетил знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, в 1774 году. Его команду тоже поразили каменные истуканы. И члены экспедиции Джеймса Кука первые основательно призадумались относительно их появления на острове. Англичане восхищенно взирали на огромные статуи, высеченные из камня и неизвестно как доставленные на побережье, потом переводили взгляд на туземцев и недоумевали: неужели эти никчемные создания могли создать эти шедевры.

Участник экспедиции Кука — Георг Форстер потом писал, что жители острова не имеют никаких инструментов, у них нет даже крова и самой необходимой одежды. Они не имеют даже самых примитивных навыков ремесла. И единственно в чем преуспели, так это в свободной любви. Фостер отмечал, что туземцы и особенно туземки предавались разврату с превеликим удовольствием и неистощимостью. Понятие семей на острове отсутствовало, женщины беспорядочно вступали в половые отношения со всеми мужчинами племени. Англичане не могли поверить, что эти жалкие людишки, погрязшие в разврате, голоде и нужде, могли даже помыслить о сооружении таких изваяний.

ЗАГАДКИ ИСТУКАНОВ

Эта загадка остается главной тайной острова Пасхи и по сей день. В качестве ответов на нее есть несколько версий. По одной из них гигантские истуканы – творение рук представителей древних цивилизаций. Дело в том, что происхождение самого острова Пасхи – тоже загадка. Существует несколько теорий, что он является частью материка, ушедшего под воду. По одной из них этим материком была прародиной человечества – Лемурия, по другой – знаменитая Атлантида. В пользу этих теорий говорят местные легенды о боге Увоке, который расколол землю своим огненным, посохом, разгневавшись на людей. Но надо полагать до этого, представители древних цивилизаций, обладавшие высоким уровнем развития, успели поставить на поток возведение больших и малых каменных истуканов. Конечно, сразу возникает вопрос: зачем им это было нужно? На этот вопрос современные обитателя острова Пасхи имеют свое мнение. Они рассказывают, что статуи, которые они называют «маои» обладают священной силой и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Мол, именно поэтому остров и назвали «Пуп Земли». Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров.

Еще более интересная версия, что каменных истуканов создали инопланетяне. Она была озвучена, например, в известном в свое время фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».

И наконец, есть самая реальная и объяснимая версия, что каменные статуи создавались жителями острова. В кратере вулкана Рано-Рараку до сих пор сохранились следы мастерской под открытым небом, где каменными топорами и зубилами из туфа высекались скульптуры. Знаменитый путешественник Тур Хейердал провел эксперимент в 1955 году. Он уговорил жителей Пасхи вспомнить занятие предков и изготовить статую. Те расстарались, смозолили в кровь ладони, но за несколько дней высекли из туфа истукана весьма похожего на древнего. А потом продемонстрировали способ его вертикальной транспортировки. Статую раскачивали веревками, попеременно продвигая вперед ее правое и левое плечо. Однако разгадать до конца загадку каменных изваяний с острова Пасхи Хейердалу не удалось. Он экспериментировал с «малышами». И этот способ транспортировки не годился для многометровых колоссов массой по 50 тонн и более. К тому же Хейердал так и не смог объяснить, как на маои надевались шапки весом до двух тонн. Подъемных кранов у древних жителей острова Пасхи не было точно.

Кстати сами туземцы до сих пор уверены, что каменные гиганты ходили сами. Правда одни из них говорят, что заставляли их ходить местные жрецы, то ли обладавшие волшебной силой, то ли владевшими секретами управления гравитаций. А другие утверждают, что статуи оживляла магией и заставляла их идти местная колдунья, жившей около Рано Рараку. А конец стройке пришел из-за пустяка. Якобы каменотесы тайком съели большого омара, но ведьма нашла пустую раковину от него и рассердилась, что ее не угостили. В гневе она опрокинула носом в землю все двигавшиеся статуи.

 Исследователи отмечали, что их не покидает ощущение будто люди десятилетиями усердно работали, постав на конвейер изготовление и транспортировку каменных изваяний, а потом в один момент все бросили и ушли. В каменоломнях продолжают валяться заготовки статуй и древние орудия труда, а готовые маои лежат вдоль трех древних дорог, по которым они спускались к побережью. Вряд ли конец стройке положила разгневанная ведьма.

ГНЕВ НЕБЕСНЫЙ

Складывается такое впечатление, что на трудолюбивых жителей острова Пасхи обрушилась некая беда, которая привела их общину в упадок и довела людей до деградации. Все это похоже на некую кару, ниспосланную свыше за грехи. Чем же могли прогневить богов древние жители острова. Ответ напрашивается сам собой — каннибализмом.

В IX—X веках остров начал заселяться прибывавшими на него полинезийцами. Образовавшуюся на нем народность называют рапануйцами. В то время остров Пасхи был заросшим пальмами. А в его лесах обитало немало разнообразной живности. Король Хоту-Мату’а, приплывший с таинственной родины Мара’э Ренга, доставил сюда семена экзотических растений: хау, марикуры, макои. Рапануйцы неплохо освоили сельское хозяйство и рыболовство, а потому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. И к середине XVI века его население составляло порядка 7-9 тысяч человек.

Однако раем для жителей этот остров не стал. Рапануйцы были чрезвычайно воинственны и постоянно враждовали. Практически непрекращающаяся война шла между двумя могущественными союзами: «хоту-ити», который составляли жители восточной части острова, и «ту’у» из представителей Запада. Те и другие были настоящими дикарями и каннибалами. В этой связи любопытна одна из легенд о причинах очередного военного конфликта на острове. Согласно ей двое молодых людей Макита и Рокехауа как-то нанесли дружественный визит Каинге, великому воину союза хоту-ити. Тот расстарался и приказал принести своему младшему сыну для дорогих гостей местный деликатес — внутренности курицы. Однако Рокехауа, шутки ради отказался их есть, сказав, что он любит внутренности человека. Каинга понял шутку буквально. Он убил своего младшего сына и подал гостям его приготовленные внутренности. Макита и Рокехауа перепугались и убежали. Но самое поразительное, что Каинга разгневался на них не из-за того, что убил сына, а из-за того, что гости не отведали его угощения. Он собрал своих воинов и отправился в поход против ту’у. Рокехауа и Макита вместе со своими соплеменниками уплыли на остров Моту-Нуи. Но Каинга достал их и там. Напал на них со своим отрядом и всех перебил.. А Рокехауа он поджарил в земляной печи, после чего закусил им вместе со своими воинами.

ПОЖИРАТЕЛИ ЛЮДЕЙ

Так что блюда из убитых врагов были обычными в рационе рапануйцев. Уже упоминавшийся Каинга как-то уничтожил племя тупа-хоту на острове Маротири. А потом каждый день отправлял туда каноэ за провизией. Лодка возвращалась груженой трупами людей, которых победители с удовольствием поедали.

Но надо полагать все же не все островитяне занимались людоедством. Не случайно для обозначения каннибалов у них появилось особое название каи-тангата («пожиратели людей»). Видимо в основном любителями человечинки были воины, поскольку поедали на Пасхи преимущественно пленников. А способствовало превращению воинов в каи-тангата жестокость, с которой велись боевые действия. Оружие островитян было примитивным, а средствами защиты они попросту пренебрегали. Когда враждующие племена сходились в битве, то сначала забрасывали друг друга камнями, потом по мере приближения начинали метать дротики с наконечниками из вулканического стекла и наконец сходились в рукопашную, где безжалостно крошили друг другу черепа деревянными палицами. Особо ненавистных врагов, попавших в плен, предавали мучительной казни. Прыгали у них на животах, пока те не лопались и из них не вываливались внутренности. Прочих пленников, их жен и детей сгоняли в хижины, находившиеся возле священных камней. Оттуда их по мере надобности извлекали и поедали. Особым лакомством считались пальцы рук и ног. Если среди пленников оказывался вождь, то его участь была наиболее печальной. Предводителя не только съедали, но еще и сжигали его голову. По преданию это должно было навлечь на него и всех членов его семьи гнев богов загробного мира. А чтобы унизить каждую частичку тела мертвого вождя, оставшиеся после него обглоданные кости пускались в производство. Из них делались швейные иглы и рыболовные крючки. Такие крючки назывались «мангаи-кахи», и считалось, что при их использовании рыболову передавалась «манна» (сила) погибшего человека. Особенно хорошие крючки выходили из бедренной кости человека. Их использовали обычно при ловле тунца.

ИЕРАРХИЯ ПО УШАМ

 Может быть, войны и растущий каннибализм приостановил совместный труд по изготовлению каменных истуканов. Племенные различия потеряли остроту, поскольку главным признаком стала длина ушей. Еще прибывший вместе с Куком Георг Форстер отмечал особенность некоторых островитян: «Самое странное у них — это размер ушей, мочки которых так растянуты, что почти достигают плеч: кроме того, в них прорезаны такие большие отверстия, что туда свободно могли пройти четыре-пять пальцев». В то время на острове Пасхи сложилось две народности: «ханау момоко» (короткоухие) и «ханау еепе» (длинноухие). Длинноухие стояли рангом выше. Они много времени уделяли искусственному вытягиванию собственных ушей, а работали за них короткоухие.

О том, что каменные истуканы создавались в период сосуществования этих народностей говорит то, что некоторые изваяния тоже имеют длинные уши. Потом, как это часто бывало в человеческой истории, «чернь» взбунтовалась. Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной в два километра. А чтобы противник не смог преодолеет преграду, длинноухие пустили под корень кучу пальм, которые свалили в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врага с тыла и сбросили его в горящий ров. Власти длинноухих пришел конец. Все они были истреблены. А поскольку сделано это было с чрезвычайной жестокостью, то остров постигло еще одно проклятие.

Оно настигло сначала деревья, которые невольно оказались символом трагедии длинноухих людей. Окончательному уничтожению деревьев на острове поспособствовали крысы, которые сожрали семена пальм. Остров превратился в каменисто-травянистую пустыню.

С исчезновением лесов люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, то жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Довершили букет из внутренних бед и невзгод островитян налет перуанских рабовладельцев, 8 кораблей которых причалили 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа. Перуанцы схватили около тысячи рапануйцев, среди которых оказались король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. Всех пленников перуанцы увезли с собой и продали их владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за суровых условий и тяжелого труда почти все рапануйцы вскоре умерли. Только благодаря вмешательству правительства Франции и губернатора Таити удалось вернуть на родину 15 оставшихся в живых островитян. Но они привезли с собой на остров Пасхи вирус оспы. В результате численность островитян, еще недавно составлявшая несколько тысяч, сократилась до 600 человек.

Однако иноземцы сыграли в истории острова Пасхи не только отрицательные роли. Первые миссионеры, появившиеся там в XVIII веке, благодаря христианизации населения уничтожили в нем склонности к поеданию себе подобных. Помощь с материков помогла туземцам с острова Пасхи не только выжить, но и постепенно улучшить свое благосостоянию. Благодаря этому их численность к 1960 году достигла тысячи человек, а сейчас составляет около 5 тысяч  человек.

Кажется, что проклятия перестали тревожить жизнь островитян, а 887 каменных статуй лишь печально взирают пустыми глазницами на них и на туристов, зачастивших в этот уголок в поисках ответов за загадки острова Пасхи.

Олег Логинов

Оставьте отзыв