ГЕРОЙ ИЛИ ПАЛАЧ?
(Ariel Sharon, אריאל שרון)
Предки двух премьер-министров Израиля – Шарона и Бегина были выходцами из Российской империи. Прадед Ариэля Шарона 25 лет прослужил в царской армии и был дружен с отцом Менахема Бегина. Дед Шарона и отец Бегина были депутатами первых сионистских конгрессов. Отец Ариэля Шарона, Шмуэль Шейнерман учился в Тифлисском университете, там познакомился с дочерью богача из Могилева по имени Ариэль. Они поженились и в годы гражданской войны в России перебрались в Палестину, где в 1928 году у них родился сын, которого они тоже назвали Ариэль «Арик».
СОЛДАТ
Видимо, гены прадеда сказались, и Ариэль начал воевать в 14 лет. Он присоединился к подпольной израильской военной группировке в Палестине «Хаганы». В 20-ть лет во время Войны за независимость Израиля он уже командовал взводом в бригаде Александрони. Шарон воевал в четырех войнах, которые вел Израиль: в Войне за Независимость (1947–1949 гг.), операции «Кадеш» (1956–1957 гг.), в Шестидневной войне (1967 г.) и войне Судного дня (1973г.)
Причем, незадолго до начала последней из этих войн Ариэль уволился из армии. Но с началом военных действий он был вновь призван на военную службу и принял командование 143-й бронетанковой дивизией на южном фронте. 6 октября 1973 года началась война Судного дня с того, что во время иудейского праздника Йом-Кипур египетские войска неожиданно атаковали Израиль и начали продвижение вглубь его территории. Война поначалу крайне неудачно складывалась для Израиля. Но дивизия Шарона, вопреки опасениям верховного командования, вклинившись между двумя вражескими армиями, прорвала оборону и форсировала Суэцкий канал, захватив плацдарм на египетском берегу, недалеко от Каира. Это внесло перелом в ход боевых действий. Возникла угроза окружения главных сил египтян, сконцентрированных на Синае. Вскоре Египет, понесший большие потери вынужден был просить перемирия.
ПОЛИТИК
Война Судного дня создала Шарону репутацию национального героя и на ее волне он успешно начал свое вхождение в политический истеблишмент Израиля. В 1973 году Ариэль был избран в Кнессет, депутатом которого был до 2006 года. В 1976 году он создал партию «Шломцион», имевшую большой успех на выборах 1977 года. В 1977 году стал министром сельского хозяйства, а в последующем менял министерские портфели как перчатки. Шарон был министром обороны, торговли и промышленности, строительства, национальных инфраструктур, иностранных дел. Мигранты, переехавшие в Израиль в 90-е годы, с благодарностью вспоминают Шарона. Именно его работа на посту министра строительства и инфраструктуры помогла построить 144 тысячи квартир по всей стране для приезжих.
В 2001 году Ариэль Шарон стал премьер министром и находился на этом посту до 2006 года. Победу на выборах главы государства Шарону принес его имидж. Он считался умеренным политиком, избегающим резких оценок и своеобразным миротворцем. Став премьер-министром Ариэль погасил политические страсти, сформировав правительство Национального Единства на широкой основе. Он выполнил свои предвыборные обещания, сделав в своей работе акцент на личной безопасности граждан Израиля, и национальной безопасности в целом. И запомнился продвижением так называемого «поселенческого движения». Шарон руководил строительством еврейских поселений в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, способствовал расселению репатриантов в «городах развития» на этих территориях.
Однако при всей умеренности Шарона в его адрес летели проклятия сразу с двух сторон. Арабы считали его тираном и убийцей, по локоть запятнавшим свои руки в крови палестинцев. А ультраправые еврейские организации обвиняли его в недостаточной жесткости и считали, что он отдал исконные еврейские земли палестинцам.
МСТИТЕЛЬ ИЛИ ТЕРРОРИСТ?
Репутацию «палача палестинского народа» Ариэль Шарон обрел еще в 1953 году, когда стал командиром отряда спецназа под названием «Подразделение-101», назначением которого было проведение боевых операций возмездия вне пределов государства Израиль. Это была необычная армейская часть. Она обладала нестандартным вооружением и действовала нетривиальными методами.
В то время иорданские власти сквозь пальцы смотрели на деятельность палестинских террористов, совершавших рейды с территории Иордании в Израиль. За период 1949-1953 гг. палестинцами были совершены десятки терактов, в результате которых погибли 124 израильтянина. Чаша терпения народа Израиля переполнилась после того как палестинцы бросили гранату в дом где проживала еврейская семья Каниас. В результате взрыва погибли двое маленьких детей.
Ответ не заставил себя ждать. Уже через сутки¸ в ночь на 14 октября 1953 года бойцы «Подразделения 101», которых называли «командой самоубийц», и солдат из 890-го парашютного батальона проникли на территорию Иордании и напали на город Кибиия, считавшейся базой палестинских террористов. Командовал операцией 25-летний Ариэль Шарон. Около десятка террористов израильские коммандос действительно уничтожили. Но еще больше мирных жителей. Перед отходом они взорвали 45 домов зажиточных горожан в Кибии. И оказалось, что в этих домах затаилось множество женщин и детей, спрятавшихся во время налета отряда Шарона. При взрывах 69 из них погибли.
16 октября Совет безопасности ООН осудил «резню в Кибии», которая изрядно подмочила репутацию Шарона в мире. Но в самом Израиле считали иначе. Это была первая израильская спецоперация на территории другого государства. И ее опыт посчитали весьма удачным. В Израиле начали развивать систему спецподразделений и широко практиковать подобные операции, которые называли «акциями возмездия». А поскольку осуществляли их в основном бойцы «Подразделения 101», то имя их командира Ариэля Шарона стало легендарным в Израиле.
Еще больше невинных жертв вызвала резня в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила в сентябре 1982 года. В этих лагерях в предместье Бейрута ливанские христиане-фалангисты уничтожили, по разным оценкам, от 700 до 3500 жителей при попустительстве находившихся неподалеку израильских войск. А виновником выставили Шарона, который тогда занимал пост министра обороны Израиля и был инициатором израильского вторжения в Ливан. Справедливости ради надо сказать, что вторжение он начал после серии террористических актов палестинцев, апогеем которых стал взрыв террориста-смертника во время пасхального седера в гостинице в Нетании, приведший к гибели 29 человек.
Но резня беженцев, конечно, не может рассматриваться как адекватный ответ террористам. Госкомиссия признала частичную вину Шарона в ней и запретила ему занимать пост главы Минобороны.
ГЕРОЙ ИЛИ ПАЛАЧ?
Полярные оценки деятельности Ариэля Шарона отчетливо проявились после его смерти. 11 января 2014 года. Он скончался на 86-м году жизни после восьми лет пребывания в коме. В Израиле его провожали в последний путь как героя. В ходе траурной церемонии Шарону были отданы воинские почести, его гроб несли восемь генерал-майоров. А в Палестине газеты разразились радостными заголовками о его смерти, называя экс-премьера Израиля «мясником», «голодным волком», «Дракулой», «вампиром» и прочими нелицеприятными словами. Ариэля Шарона похоронили на семейной ферме «Шикмим» в пустыне Негев рядом со второй женой Лили, которая умерла в 2000 году и фактически для охраны его могилы развернули неподалеку батарею ПВО «Железный купол». И не зря, через час после похорон по территории Израиля были выпущены две ракеты.
МИСТИЧЕСКОЕ УБИЙСТВО
Будучи большим политиком, трудно угодить всем. Вот и у Шарона этого не получилось. С одной стороны он большую часть жизни, не жалея себя защищал Израиль, а с другой стороны ультраправые еврейские организации считают его предателем страны за поддержку плана одностороннего отделения от Палестинской автономии. 20 ультраправых экстремистов провели религиозный обряд на старом кладбище Рош-Пины, в ходе которого наложили на Ариэля Шарона, который был тогда на премьер-министром Израиля, каббалистическое проклятие «Пульса денура», что в переводе с арамейского означает «удар огнем». Через 180 дней у Шарона случился инсульт и он впал в кому, в которой пробыл 8 лет.
Олег Логинов