ДЕФОЛТ
(DEFAULT)
Чем дальше в прошлое уходит дата 17 августа 1998 года, тем сильнее сглаживается впечатление от того памятного дня, когда кучка людей, стоявших у руля государства, безжалостно и цинично кинула свой народ, словно шайка уличных лохотронщиков.
Масштабы этого обмана лучше всего обрисованы в статье А.Потемкиной «Афера века», опубликованной в «Совершенно секретно».:
«Экономические и социальные последствия дефолта 1998 года во много раз перекрывают американский «рекорд» финансовой катастрофы – Великую Депрессию. В 1929 году вследствие резкого обвала фондовой биржи лишились работы полтора миллиона американцев. – 1,2 тогдашнего населения США. Коллапс 1998 оставил без средств к существованию более 11,3 млн. российских граждан, что равно 7,7 процента населения России. У тех, кто сохранил за собой место, зарплата была урезана в среднем на две трети, со 160 до 55 долларов в месяц. За официальной чертой бедности, которая была и без того искусственно занижена, оказались около 40 процентов граждан России. Та третий год Великой Депрессии, в 1932 году валовой внутренний продукт США сократился на одну треть. Российский ВВП всего за полгода сократился на две трети – с 422 до 132 миллиардов долларов».
ПИРАМИДА ГКО
Считается, что привел Россию к дефолту крах финансовой пирамиды в виде системы ГКО
Появились государственные краткосрочные облигации (ГКО) в 1993 году по решению Правительства и Верховного Совета РФ. Это были ценные бумаги номиналом в миллион рублей со сроком обращения в 3, 6 и 12 месяцев. Поскольку Банк России продавал ГКО существенно ниже номинала, а Минфин выкупал их позднее по номиналу, то доход по ГКО был весьма приличным. Во всяком случае, в ГКО деньги было держать на порядок выгоднее чем в долларах или марках. Система ГКО быстро начала приобретать признаки финансовой пирамиды. Фактически она существовала за счет привлечения новых обладателей ценных бумаг, и этих покупателей ей требовалось все больше и больше. Для усиления привлекательности ГКО их доходность первые месяцы 1996 года подняли до 100 процентов и разрешили покупать иностранцам, что до этого воспрещалось. За месяц до первого тура президентских выборов в России доходность ГКО вообще подскочила до космических высот — 200 – 250%. При среднем сроке обращения ГКО в 134 дня такие краткосрочные облигации за этот период становились вдвое дороже. В погоне за суперприбылями в игру с ГКО стали втягиваться не только банки и все прочие конторы, у которых имелись деньги: страховые компании, пенсионные фонды, предприятия и научные институты, церковные учреждения и отдельные физические лица – начинающие олигархи.
Иностранцы в 1996 году закупили ГКО на сумму около 6 миллиардов долларов и получили с них огромную прибыль. Стала широко известна фраза одного западного банкира: «Мне кажется, что русские просто дарят мне миллионы долларов». В результате в 1997 году на Западе начался настоящий бум на российские ГКО. Их расхватывали, словно горячие блинчики на Масленицу. Но не все котам-буржуям масленица. В 1998 году государственная финансовая пирамида ГКО стала крениться. Так, в июле того года удалось продать ценных бумаг всего на 13 млрд. рублей, а выплатить их держателем пришлось аж 42 млрд. рублей, при этом весь доход бюджета в июле составлял около 20 млрд. рублей. Так что наступил такой момент, что даже если бросить все государственные средства на выплаты по ГКО, то все равно этих денег не хватит. Безнадежно заваливающуюся финансовую пирамиду в августе 1998 году решили не подпирать и не ремонтировать — нехай падает. Тем более, что на оплату ГКО в денег в казне все равно не было.
ПРОПАВШИЕ КРЕДИТЫ
История полна примеров, когда крах финансовых пирамид сотрясал страны похуже землетрясений. Достаточно вспомнить «тюльпановую лихорадку» в Голландии и обвал акций компании «Всех Индий», созданной Джоном Лоу во Франции, которые поставили на край пропасти финансовые системы этих стран. Но в России экономика живучая. Если уж она выжила в период войн и революций, то крах ГКО должна была пережить и подавно. Поэтому эксперимент над ней решили усложнить. И дополнительно загнали ее в кредитную долговую яму.
Все главные российские руководители в середине 98 года, словно заклинание, твердили: нам нужны кредиты МВФ, чтобы продолжить реформы в экономике страны. Наконец, президент МВФ Мишель Камдессю сжалился и 20 июля выделил России беспрецедентный по размерам кредит – 11,2 млрд. долларов. Первый его транш в размере составил 4.8 млрд. долларов. По нашим меркам, огромные бабки. Четверть бюджета России. Однако власть уже понимала, что загнала свою страну в такую финансовую пропасть, что даже эти деньги помогут нашей экономике, как мертвому припарки. А потому решила пустить транш «налево». В результате история с ним стала одной из самых загадочных и, возможно, самой циничной финансовой операцией нашей власти. До сих пор она так и не сумела объяснить народу куда же дела транш, а, скорее, просто не захотела. Зато вместо нее нас просветил итальянский журналист Джульетто Кьезо и его коллеги.
Итак, 22 июля 4,782 млрд. долларов поступили на счет ЦБ России в Федеральном резервном банке США, откуда были переведены на счет № 608555800 в «Нэшнл Рипаблик Бэнк», принадлежащий одному из крупнейших банкиров Эдмону Сафре. 27 июля на этом счете осталось всего 0,4 млрд. А вот куда делись остальные бабки, это, как говаривал принц Датский, «вот в чем вопрос». Ну, а потом в России настало 17 августа….
По версии Кьезо транш использовали на поддержку 23 коммерческих российских банков и 4 зарубежных. ЦБ в нарушение собственных правил продавал им доллары из выделенного кредита в обмен на ГКО. 23 «счастливчика» за месяц скупили «зелени» столько, сколько за все второе полугодие 1998 года. Вскоре баксы, очень вовремя купленные банкирами, стали стоить в четыре раза дороже, а полученными в обмен ГКО можно было подтереться.
Власть кинула и свой народ, упорно зажимая до кризиса долги по заплате, и государство, которым была поставлена управлять.
Дополнительную интригу в эту аферу вносит и загадочная гибель банкира Сафры. И зачем только бедняга связался с нашим траншем. Эх, надо было ему пойти на пенсию. Его состояние и так исчислялось миллиардами долларов, но 68-летний ливанский еврей продолжал руководить основанным им Республиканским национальным банком Нью-Йорка. А поскольку именно из этого банка разлетался по зарубежным счетам российский транш, то именно Сафра лучше других был осведомлен о движении денег. В 1999г. за господина Эдмона активно взялись ФБР и швейцарская прокуратура, обеспокоенные судьбой русских денег.
После этого банкиром занялись и российские официальные структуры, но отнюдь не для того, чтобы пролить свет на систему воровства и коррупции в своей стране, а для того, чтобы скрыть ее от остального мира. В начале осени 99г. в резиденцию Сафры на юге Франции нагрянуло доверенное лицо Кремля Борис Березовский. Их приватная беседа длилась три часа, после чего Борис Абрамович с недовольным видом отбыл на свою виллу в Антибе. А Эдмон Сафра после ухода визитера ударился в панику. Он сказал близким, что его собираются убить за откровенность с ФБР и попросил их собрать вещи. Банкир с семьей спешно перебрался в Моте-Карло, где укрылся от всех в специально подготовленном бункере площадью 1000 кв.метров.
Этот бункер, мог уберечь даже от ядерного удара, но, увы, от смерти Сафру не спас. В декабре в нем произошел пожар, после тушения которого бездыханное тело миллиардера обнаружили в ванной комнате. По одной из версий, в тот роковой день в бункер проникли вооруженные люди в масках. Сафра спрятался от них в ванной, но налетчики подожгли помещение. В огне погибла няня дочери банкира, а он сам задохнулся в дыму. К счастью, его жена и дочь уцелели, забарикадировавшись в одной из комнат.
Происшествие стало хорошим уроком всем другим финансовым воротилам, что секреты воровства российской власти лучше держать за зубами.
ЗАКОНОМЕРНЫЙ ДЕФОЛТ
Самое любопытное, что предстоящий крах ГКО российскую власть волновал мало. В самый канул обвала пирамиды президент Ельцин улетел на Валдай ловить рыбу, глава Центробанка Дубинин и руководитель президентской администрации Чубайс улетели отдыхать за границу, премьер-министр Кириенко отправился с визитом в Пермь и Казань, заявив, что устойчивости рубля ничто не грозит.
А тем временем 17 августа 1998 года на всем необъятном пространстве России случился большой пожар. Синим пламенем заполыхал деревянный рубль. В огне погибло 300 миллиардов казенных и личных, политых потом, рубликов. Может быть кому-нибудь и показалось утешением, что в огне дефолта сгорел и российский воровской общак, вложенный в ГКО. По этому поводу, говорят, у воров в законе возникли серьезные терки. Однако большинству простых людей проблемы криминалитета были «до фонаря». Своих головных болей стало выше крыши. А главное, возникло ощущение пустоты. Все планы и надежды на лучшее будущее сгорели вместе с накоплениями. С той памятной даты прошло 15 лет и тогдашние чувства подзабылись. Но, наверняка, где-то в недрах памяти осталось, как власть жестко и цинично обошлась со своим народом.
Группа товарищей: Сергей Кириенко, Сергей Дубинин, Михаил Задорнов, Сергей Алексашенко, Анатолий Чубайс, и Егор Гайдар, которые до этого планомерно ослабляли рубль, и, наконец, доведя его до ручки, обвалили, сообщили своим согражданам:
— Так надо. Своим решением мы спасаем Россию!
А иностранцев предупредила:
— Ежели кто будет возмущаться, тот вообще своих денег, инвестированных в нашу экономику не увидит.
А президент вообще счел излишним что-либо объяснять своему народу, хотя до кризиса неоднократно заявлял, мол, все нормально, рыночные реформы развиваются, рубль стоит крепко. А когда тот все таки упал и в стране началась паника, наш президент важно обсуждал с болгарским президентом перспективы сотрудничества.
Когда же случился обвал, и по финансовым рынкам громом разнеслось иностранное слово «дефолт», все главные строители государственной финансовой пирамиды вышли сухими из воды. Единственно уволили с поста премьера Кириенко. Но он не стал особо расстраиваться, а отправился в отпуск — в Австралию, чтобы спокойно поплавать с аквалангом под водой, среди рыб и медуз Тихого океана.
Увы, никогда в нашей стране не появится монумент в честь этого памятного дня. И имена творцов российского дефолта никто на нем не высечет.
Олег Логинов
Статьи по теме:
Рейтинг по теме «Самые аферы, потрясшие страны».