Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

РЕЙДЕРСТВО (CORPORATE RAID)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

РЕЙДЕРСТВО

(CORPORATE RAID)

Рйдеры-2

Небольшая цитата из журнала «Goldgrad.ru»:

««Рейдер» по-английски означает «налетчик». Раньше так называли корабль, ведущий военные действия с одобрения властей, но на свой страх и риск. Теперь рейдерами именуют тех, кто специализируется на враждебных поглощениях. Этим термином обозначают перехват контроля над бизнесом без согласия собственника. Сами рейдеры обычно не стремятся к контролю над поглощаемым бизнесом. Они либо изначально работают в интересах третьей стороны, либо рассчитывают выгодно перепродать добычу.

В столице, по информации управления по экономической безопасности Москвы, в 2004 году было совершено 190 захватов бизнеса, 21 попытка силового захвата была предотвращена. В 2003 году зафиксировано 157 захватов, тогда как в 2002 году – 29».

ВТОРОЙ ПЕРЕДЕЛ

Оборонснабсбыт

В 1917 году передел собственности произошел быстро и просто. Все, что раньше было чьим-то, стало нашим, народным. Спустя 75 лет вновь начался передел. Народную собственность стали переделывать в общественную. Заводы и фабрики превратились в АО, ООО, ОАО, АОЗТ. Общественное – это значит принадлежащее некоей группе людей. Теперь эти люди отчаянно грызутся между собой, чтобы общественное сделать личным. Особенно усердствуют в переделе собственности олигархи. Словно удельные древнерусские князьки они постоянно враждуют между собой, а еще пытаются заручиться у власти правом на управление того или иного предприятия, словно поручить у татаромонгольского хана бирку на княжение. Частенько за обладание фабрикой или заводом разворачиваются настоящие битвы. Трещат кости, гремят выстрелы, льется кровь. А уж кидают друг друга недавние партнеры вообще безбожно.

Однако, чтобы рейдерский захват не выглядел совсем уж бандитским налетом, ему придают вид законности путем оформления судебных решений. Каким образом оформляются эти судебные решения, зачастую остается только догадываться, но зато как они используются известно на практике.

Первой рейдерской атакой с использованием государственных спецподразделений называют действия «Металлургической инвестиционной компании» (МИКОМ) во главе с ее руководителем Михаилом Живило по установлению контроля над Кузнецким металлургическим комбинатом. 16 февраля 1996 года ставленник МИКОМА Фомин, имея на руках соответствующее решение суда, при поддержке судебных приставов занял кабинет директора этого комбината. И хотя его пребывание в этом кабинете ограничилось лишь сутками, после чего Фомин вынужден был оставить завоеванные позиции под напором превосходящих сил стражей правопорядка направленных на КМК кемеровским губернатором, но технология была отработана. Вскоре по аналогичной технологии заводы и фабрики стали захватываться пачками.

ИЗ РУК В РУКИ

Качканарский ГОК

Средний Урал за последние годы пережил не один десяток громких скандалов, связанных с переделом собственности и силовым захватом предприятий. Качканарский ГОК и ПО «УралХиммаш» стали уже хрестоматийными примерами агрессии в отношении чужого бизнеса.

История с Качканарским ГОКом «Ванадий» в 2000 году прогремела на всю страну. Передел собственности на ГОКе вообще-то имел перманентный характер. «Ванадий» переходил из рук в руки, как какое-нибудь село в Гражданскую войну. Вкратце СМИ описывают эту эпопею так:

Сначала ГОКом управлял московский предприниматель Александр Гончар. Гончара выжил с комбината его компаньон Павел Федулев. Федулева выжили ставленники УГМК и «ЕвразХолдинга» Джалол Хайдаров и Дамир Гареев. Хайдаров и Гареев выжили своих боссов из УГМК и «ЕвразХолдинга», выведя в другие компании 72% акций и фактически присвоив предприятие. УГМК и «ЕвразХолдинг» восстановили справедливость, выжив Хайдарова и Гареева.

Но вокруг этой последней операции развернулись нешуточные баталии, в том числе и политические. В 2000 году на стороне УГМК и «ЕвразХолдинга» выступила местная власть – представители этого металлургического альянса заняли ГОК при поддержке сотрудников качканарской милиции. На стороне Хайдарова и Гареева выступил спикер Госдумы Геннадий Селезнев, который призвал министра внутренних дел В.Б.Рушайло «изгнать захватчиков» с ГОКа. На сторону альянса встал Федулев, на сторону Хайдарова и Гареева – лидер уральского движения «Май» Александр Бурков, который со своими сторонниками, прибывшими на нескольких автобусах из Серова и Нижнего Тагила, осадил здание заводоуправления снаружи. На сторону «Альянса» встал ОМОН, заблокировавший подъезды к комбинату. На сторону Хайдарова и Гареева – депутаты Государственной Думы – Гаджи Махачев и Николай Даихис, прибывшие область в сопровождении порядка 80-ти охранников, в основном дагестанцев. Местная милиция перекрыла подъезды к Качканару и на место противостояния высокие гости не попали. Но зато туда попали прибывшие из столицы сотрудники Федеральной службы налоговой полиции, которые с помощью автоматчиков водворили в ГОКе прежнее руководство.

Конфликт разрешился только благодаря вмешательству прокуратуры, которая перевела его в законное русло, устранив участие силовых органов на той или иной стороне. На состоявшемся 11 августа совете было принято решение ходатайствовать в арбитражный суд Свердловской области о введении на предприятии внешнего управления сроком на 1 год. Спустя некоторое время законным владельцем контрольного пакета акций ГОКа стала УГМК

ОТЛАЖЕННАЯ СХЕМА

Рейдерский захват ОПС Уралмаш

Отличались особенной активностью в рейдерских атаках в Свердловской области представители ОПС «Уралмаш». Специалисты говорят, что существуют три основных метода захвата: двойной менеджмент, проблемы с реестром, неправосудные судебные акты и решения. Но как правило эти методы применяются в комлексе. И весь этот арсенал приемов наловчились использовать «уралмашевцы». Например, в 2001 году при захвате ими Салдинского металлургического завода применялись и протоколы фальсифицированного собрания акционеров и купленные решения судов, и клонирование совета директоров, и непосредственно вооруженный захват с выбиванием дверей и обливанием сотрудников милиции из брандспойта.

В дальнейшем «уралмашевцы» рейдерскую технологию еще более усовершенствовали. Рассказывали, что на обыске у одного из первых лиц этого ОПС была обнаружена тетрадочка с перечнем предприятий, подлежащих захвату. И скорей всего хозяева этих предприятий действительно бы лишились своей собственности, не займись правоохранительные органы лидерами ОПС.

А отнимать чужую собственность «уралмашевцы» умели. Так, ОБЭП УВД города Екатеринбурга занимался уголовным делом по факту преднамеренного банкротства. А суть банкротства состояла в том, что новые владельцы распродавали и растаскивали четыре некогда процветавших предприятия. Раньше этими предприятиями владели три деловых партнера и, возможно, три друга. Но потом один из них каким-то образом «попал на крючок» к «уралмашевцам». В один прекрасный день он объехал своих компаньонов и попросил их подписать чистые листы бумаги, якобы для оформления поручительства в банке на получаемый им кредит. Товарищи без тени сомнений ему эти листочки подмахнули. А спустя некоторое время на этих чистых листах родились расписки на получение денег в долг от «уралмашевских» структур на астрономические суммы. Эти фиктивные расписки стали основанием, чтобы собственность трех компаньонов в виде 4-х принадлежащих им заводов перешла в руки ОПС «Уралмаш». В один прекрасный день все четыре завода одномоментно были подвергнуты «уралмашевцами» силовому захвату. Каждую штурмовую группу сопровождал автобус с юристами, которые, махая сфальсифицированным протоколом заседания собрания учредителей, придавали рейдерству флер законности. Новое «уралмашевское» руководство понимало, что рано или поздно справедливость восторжествует и заводы вернут прежним владельцам, а потому торопилось побыстрее их распродать. Вот и стали эти заводы «преднамеренно обанкроченными».

ТЕРПЕНИЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ

Рейдеры-1

Постепенно государство учится бороться с рейдерами. Во всяком случае, оно уже не позволяет им действовать безнаказанно. И пример тому — атака на рейдеров в Северной Пальмире.

В июне 2006 года сотрудники УБОПа, УФСБ и горпрокуратуры провели массированную атаку на рейдеров в Санкт-Петербурге. В результате этой операции были арестованы несколько человек — директора «подставных» структур и сотрудники налоговой инспекции, которые помогали рейдерам обосновывать их претензии на очередной объект, внося заведомо недостоверные данные в единый госреестр юридических лиц. Было проведено 67 обысков, в том числе у нескольких криминальных «авторитетов», которые сделали захваты предприятий своим бизнесом. По данным УБОПа, за предыдущие два-три года рейдерам удалось захватить от нескольких десятков до нескольких сотен предприятий в Петербурге и других регионах Северо-Запада, от магазинов и ресторанов до крупных заводов и фабрик.

Вскоре был задержан один из главных рейдеров города 35-летний уроженец Тольятти Андрей Леухин, известный в правоохранительных органах как: «Бровкин», «Медведь» и «Андрей Тольяттинский». По сведениям оперативников, господин Леухин имел непосредственное отношение к организации захвата таких предприятий в Санкт-Петербурге, как торговый дом «Юбилей», магазины «Дары моря» и «Ткани» на Невском проспекте, Фрунзенский плодоовощной комбинат, ООО «Терминал» и гостиница «Бельведер» в Пушкине. Официально он не был судим, однако в апреле 1999 года задерживался в составе группы за незаконное лишение свободы и вымогательство. Затем, по данным следствия, Леухин обзавелся связями во властных структурах и в 2003 году баллотировался в Госдуму по списку блока «Родины». Долгое время он занимался рынком недвижимости — входил в состав пяти учредителей ООО «Северо-Западная финансовая группа», которая располагалась во дворце великого князя Михаила Романова.

СРОК НОЧНОМУ ГУБЕРНАТОРУ

Кумарин

И, наконец, настоящим апофеозом борьбы с рейдерством стал суровый приговор, вынесенный 12 ноября 2009 года вице-президенту Петербургской топливной компании и по совместительству лидеру тамбовской группировки Владимиру Барсукову (Кумарину). По обвинению в  рейдерских захватах нескольких предприятий Санкт-Петербурга, Барсуков, имевший неофициальный титул «ночного губернатора Санкт-Петербурга», был приговорен  к 14 годам колонии строгого режима и штрафу в 1 миллион рублей.

По версии следствия тамбовская ОПГ, которой руководил Барсуков, в 2005 году организовала рейдерский захват ООО «Пушкинская», в собственности которого находился ресторан «Петербургский уголок», а также ООО «Магазин «Смольнинский». Причем действовали захватчики сверхнагло.

Так, в сентябре 2005 года группа суровых «тамбовских» мужчин средь бела дня заявилась в ресторан «Петербургский уголок», расположенный на углу Невского проспекта и Пушкинской улицы, предъявила документы из межрайонной налоговой инспекции N15, свидетельствующие, что ООО «Пушкинская» продало ресторан ООО «Ника плюс». После чего мужчины выдворили сотрудников ресторана на улицу и выставили собственную охрану. По той же схеме был отнят и универсам «Смольнинский». Точно так же рейдеры, представившись новыми владельцами магазина, выпроводили персонал, заколотили окна решетками, и за несколько минут стали владельцами дорогостоящей недвижимости. Чтобы усложнить процесс возврата отнятых у бизнесменов предприятий, «тамбовцы» заключали несколько фиктивных сделок купли-продажи, а затем перерегистрировали право собственности на доли в уставных капиталах этих предприятий на подконтрольных им лиц. Всего, по данным следствия, только за два года Барсуков захватил 13 предприятий, общей стоимостью около 5 млрд. рублей.

Однако рейдеры не учли, что владелица «Петербургского уголка» Наталья Шпакова была знакома с губернатором города Валентиной Матвиенко еще по работе в Петроградском райкоме комсомола. Шпакова обратилась к Матвиенко, и думается, что «дневной губернатор» дал команду кому следует восстановить справедливость и наказать своего «ночного» визави. В итоге ресторан вернули Шпаковой, а рейдеры попали на скамью подсудимых. Любопытно, что при обыске в квартире Барсукова в сейфе было обнаружено 6 миллионов долларов США, а заявил, что эту наличность скопил для игры в покер. Что ж, при таких супердоходах от рейдерства действительно можно позволить себе проиграть несколько миллионов баксов в карты.

Вместе с Барсуковым были осуждены и семеро его ближайших соратников. Вячеслава Дрокова, которого называли «правой рукой» Кумарина суд приговорил к 15 годам неволи, Павла Цыганка, которого считали «мозговым центром» рейдеров – к 12 годам колонии и  штрафу в размере 500 тыс. рублей. Солидные сроки «отхватили» и другие пятеро их подельников.

Спустя некоторое время 9-летний срок лишения свободы за захват предприятия «Оборонснабсбыт» получил главный уральский рейдер и местный олигарх Павел Федулев.

Так что, судя по всему, государство более не намерено потворствовать рейдерам.

Олег Логинов

Статьи по теме:

Конец пенсионной аферы 

Потомок Д`Артаньяна

Стивен Рассел 

Марк Рич 

Кристофер Роканкурт 

Оставьте отзыв