Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (HEROES OF OUR TIME)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

(HEROES OF OUR TIME)

Глядя на все происходящее вокруг, складывается впечатление, что в России происходит какое-то грандиозное шоу под названием «последний герой». Из сонма героев, еще недавно почитавшихся выше богов, не осталось почти никого.

РАЗВЕНЧАНИЕ ГЕРОЕВ

Сначала перестройка смела с пьедестала многочисленную рать героев – борцов за свободу трудового народа. Стенька Разин и Емельян Пугачев оказались бунтовщиками и разбойниками, народовольцы – террористами, творцы октябрьской революции, не признанные врагами народа при жизни, стали ими после смерти. Потускнел светлый образ и лихих красных командиров времен Гражданской войны. Павлик Морозов и другие детишки, вознесенные советской пропагандой в ранг героев, были превращены новой идеологией в антигероев. В реалиях рыночной экономики утратили актуальность трудовые подвиги Стаханова и Ангелиной. Увы, но и слава героев Великой Отечественной войны с годами не становится ярче. В последние годы возникла мода на нетрадиционный взгляд на историю. Многочисленные труды «нетрадиционных» историков развенчивают даже давно канонизированные образы героев древней Руси. Так, в некоторых таких произведениях Александр Невский предстает сатрапом Золотой Орды, готовым на все ради сохранения своей княжеской власти. Известный писатель Бущков в своей книге «Россия, которой не было» пошел еще дальше и выдвинул версию, что Александр Невский и хан Батый – это одно лицо.

Кампания по развенчанию легенд, связанных с героями, не утихает. В середине 1980-х на меня сильное впечатление произвела статья, опубликованная в весьма прогрессивном для того времени журнале «Сельская молодежь». В ней события, связанные со многими хрестоматийными героями начиная от Стеньки Разина и заканчивая Зоей Космодемьянской, подавались совсем в ином свете, нежели их описывали школьные учебники, и это было похоже на святотатство. С тех пор развенчание исторических легенд стало обыденным делом и уже не задевает за живое. Например, не так давно «Комсомолка» опубликовала интервью с участником знаменитого футбольного «матча смерти», который состоялся в оккупированном гитлеровцами Киеве 8 августа 1942 года. О нем еще в 1943 году писал Лев Кассиль, и с его легкой руки киевские динамовцы, победившие немецкую команду «Флакелф» и позже расстрелянные за это, казалось, навсегда вошли в историю как яркий пример стойкости и самоотверженности. Об этом «матче смерти» был снят фильм, написано несколько книг. И вот, благодаря «Комсомолке» через 60 лет страна узнала, что футбол к гибели спортсменов не имел никакого отношения.

Что ж, наверное, в данном случае ничего трагического не произошло. Просто легенду, которую создали Лев Кассиль и другие журналисты, нынешние «труженики пера» разрушили. Можно даже сказать, что правда восторжествовала. Только на душе от этого не становится легче.

В конце концов, мы пришли к тому, к чему шли все эти последние годы. Стали страной без героев. Нынешние политики и олигархи как-то не тянут на это высокое звание. Да и другие сограждане, чьи имена на слуху, зачастую обладают скорее скандальной славой, нежели заслуженной героическими поступками. Получилась парадоксальная ситуация. Ежедневно с экранов телевизоров нас учат жить звезды шоу-бизнеса, которые даже на сцене поют чужие слова, а порой просто открывают рот под фонограмму. Проповедуют свое мировоззрение представители сексуальных меньшинств, а подчас и разного рода жулики. Навязывают свои личные проблемы участники рейтинговых шоу. Да, передовики производства ныне не в почете. Поэтому в тени остаются добившиеся успеха в жизни фермеры или рабочие. Приевшаяся государственная пропаганда и вовсе забыла о родной стране, навязывая телезрителям какие-то крикливо-базарные рассуждения об Украине, Сирии, Венесуэле, США, чем вызывает желание поскорее пролистать пультом все федеральные каналы скопом, чтобы не вникать в проблемы других стран, будто бы у нас своих нет.

ГРУСТНО

Раньше Россия знала своих выдающихся сыщиков: Путилина, Кошко, Склауни, Ланге. Ныне она знает только выдающихся «злодеев» Чикатило, Солоника, Япончика, Глобуса и других столь же достойнейших граждан. Девять лет войны в Афганистане не принесли нации ни одного имени, как символа мужества и верности воинскому долгу. Чечня принесла всенародную известность только полевым командирам сепаратистов и полковнику Буданову. Ни одно имя российского солдата не стало для страны нарицательным, олицетворяющим подвиг, как остались в памяти народной Гастелло, Матросов, Маресьев, Панфилов и другие герои Великой Отечественной.

Российские солдаты и офицеры, проливавшие кровь в Чечне или Афгане, не виноваты, что участвовали не в самой «героической» войне. Они сражались прежде всего за свою страну, отправившую их туда. И надо сказать, что страна, забывающая имена своих граждан, отдавших за нее жизнь, никогда не станет Великой.

В этой связи уместно вспомнить Америку, убежденную, что она имеет самых героических героев. Сначала она создает их, потом самозабвенно чтит и, наконец, убеждает весь мир в том, что они действительно герои. В любой ситуации, даже если дело, за которое они борются, не вполне правое, американцы сумеют найти того, кто в нем отличился и воздать ему почести национального масштаба. Один небольшой пример:

В 1876 году лихому американскому генералу Джорджу Кастеру, чтобы стать кандидатом в президенты, срочно понадобилась маленькая победоносная война. И он отправился в поход против индейцев. Сроки выборов подгоняли Кастера, поэтому он не стал дожидаться подкреплений и форсированным маршем выдвинулся навстречу противнику. И попал в засаду, организованную индейцами. Когда подошли основные силы американцев, Джордж Кастер и все 280 его солдат были мертвы. Единственным живым существом на поле боя оказался жеребец одного из американских офицеров по кличке Команч. Если следовать исторической правде, то эта военная кампания преследовала не самые благородные цели, да еще к тому же и закончилась полным фиаско по вине генерала Кастера. Но Америка умеет чтить память павших в бою. Два знаменитых поэта Генри Лонгфелло и Уолт Уитмен воспели погибшего генерала в своих поэмах. Останки Кастера были доставлены в Вест-Пойнт и захоронены с почестями, подобающими национальному герою. Героем стал и жеребец Команч. Его выходили от семи ран, полученных в сражении, и поставили на специальное довольствие в армии США. Отныне никто не имел права ездить на нем верхом, но под пустым седлом он участвовал во всех торжественных церемониях. Когда Команч умер, внутренности его похоронили с воинскими почестями, а из шкуры сделали чучело, которое по сей день благоговейно храниться в музее.

ПОЧТИ НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ

Думается, что нам в России нет нужды превозносить заслуги братьев наших меньших, поскольку в достатке имеется людей, которые действительно достойны быть прославленными. Вот только узнаешь об их деяниях подчас случайно. Не так давно в «Российской газете» я наткнулся на статью о потрясающем человеке.

Его зовут Иван Евграфович Федоров. Он участвовал в девяти войнах. Сбил 134 вражеских самолета. Первым в нашей стране превзошел звуковой барьер. Установил несколько десятков мировых рекордов. Сбросил с самолета первую атомную бомбу. И стал мастером спорта по восьми разным видам. Он единственный в мире награжденный Гитлером и Сталиным. От первого за выдающееся летное мастерство получил Рыцарский крестом с мечом и листьями в 1940-м году, а от второго — Звезду Героя Советского Союза в 1948 году.

Свой первый боевой вылет Иван Федоров совершил 17 июня 1937 года в небе над Испанией. И с первого же захода завалил «мессера». А всего в той войне он подбил 24 самолета противника, двух таранил и оного посадил на свой аэродром. За отчаянную храбрость испанцы удостоили Федорова высшей республиканской награды – ордена «Лавры Мадрида». А Долорес Ибарури подарила ему за заслуги трехэтажную виллу с прудом.

14 июня 1941 года на показательных выступлениях в Германии Федоров своими фигурами высшего пилотажа произвел столь сильное впечатление на высшее руководство вермахта, что Гитлер лично вручил ему Рыцарский крест, а Геринг — четыре редких жетона по 10 тысяч марок.

В Великую Отечественную войну Федорова поставили командовать подразделением из отчаянных парней – летчиков-щтрафников. И вскоре штрафники стали настоящей грозой немецких асов. Только за два месяца 1942 года 64 пилота Федорова сбили 350 самолетов врага, а он сам одержал победу в небе над командиром элитного немецкого летного подразделения полковником фон Бергом, на счету которого было 127 наших сбитых самолетов.

А последний раз сражаться в небе довелось Федорову в 1951 году в Корее. В зону боевых действий он попал, можно сказать, случайно. Тогда он доставил в Корею Лаврентия Берию, а пока высокий руководитель был занят важными делами, пилот лихачил в небе. За четыре дня сбил семь американских самолетов и спокойно отправился домой.

Несколько лет Иван Федоров работал летчиком-испытателем в Нижнем Новгороде. На Ла-160 превзошел рубеж скорости в 1000 километров в час. В ходе испытаний установил 28 мировых рекордов. За это уже после окончания Великой Отечественной войны получил давно заслуженную звезду Героя Советского Союза. А 26 декабря 1948 года Иван Евграфович первым в нашей стране преодолел звуковой барьер.

Вот такие люди у нас в России есть. Им памятники ставить надо, а о них мало кто знает. Спасибо «Российской газете», что рассказала о неизвестном герое. Однако показательно, что обложку номера, в котором была опубликована статья о Федорове, украшала большая фотография Анатолия Быкова, с чистой совестью выходящего на свободу после того как он был приговорен к шести с половиной годам условно за участие в организации заказного убийства.

ВРАЧ НА ВОЙНЕ

То ли рынок диктует правила игры, то ли вкусы аудитории, только средства массовой информации не больно-то жалуют вниманием людей, сделавших нечто выдающееся не ради денег и славы, а просто потому, что они считали, будто это их долг. Ну не в чести у нас благородные, бескорыстные герои. Не в чести! Вот и узнаешь о них порой совершенно случайно. Просто потому, что рассказы об их подвигах еще передаются как в древности – из уст в уста.

Как-то разговорившись с врачом Алексеем Лютых, участвовавшим в автопробеге, посвященным 200-летию МВД России, я узнал о потрясающей женщине по имени Ольга Рожнова. Не претендуя на полную достоверность изложения, попробую пересказать услышанную историю о ней.

Рожнова никогда не занимала высоких должностей, но в группе экстренной медицинской помощи ГУВД Москвы, где она работала, ее авторитет был высок и непререкаем. Коллеги были убеждены, что таких специалистов, как она, поискать, а главное уверены, что в трудную минуту она всегда придет на помощь.

Когда началась операция по восстановлению конституционного строя в Чеченской республике, среди первых медиков, отправившихся в «горячую точку», была и Ольга Рожнова. Немало парней, вытащенных ранеными из под огня с грозненских улиц, вернули к жизни ее заботливые руки. Московское начальство не могло не оценить самоотверженность своей сотрудницы, не вылезавшей месяцами из Чечни, и решило ее поощрить. Рожновой предоставили отпуск и выделили путевку в мирный спокойный городок на юге России.

Городок встретил Ольгу ярким солнцем и теплой погодой. Она наслаждалась тихой размеренной жизнью. Грохот разрывов, свист пуль и гримасы боли на лицах молоденьких солдат ушли куда-то вдаль, и порой начинало казаться, что это был лишь страшный сон. Но вдруг мирное существование городка взорвалось. Тишину улиц разорвали автоматные очереди и гортанные выкрики «Аллах акбар!». Городок, куда Рожнова приехала отдохнуть, назывался Буденовск, и отныне ему предстояло стать олицетворением одной из трагических страниц в истории России. Правда, до дома, где находилась Ольга, боевики Басаева не дошли.

Захватив местную больницу, они превратили ее в крепость, а находившихся в ней людей – в заложников. Чеченцы готовились к штурму федеральных сил, нервничали и покрикивали на перепуганных рожениц, оказавшихся у них в плену. Какого же было их удивление, когда перед больницей вместо бойцов «Альфы» и «Вымпела» появилась женщина. Большинство боевиков и заложников смотрели на Рожнову, добровольно пришедшую сюда, как на ненормальную. Но очень скоро их недоумение уступило место уважению. Казалось, что именно Ольги и не хватало, чтобы взять под контроль экстремальную ситуацию. Она сходу взялась за дело. Ободряла заложников, оказывала медицинскую помощь раненым и вела переговоры с боевиками. Излучаемая ею уверенность в своих силах удивительным образом действовала на всех. Донельзя напуганные всем происходящим роженицы, находившиеся в больнице, словно бы почувствовали в ней защиту и постепенно успокаивались. А бородатые зловещего вида боевики отступали перед бесстрашием этой женщины и начинали выполнять ее требования по улучшению положения заложников. Даже Шамиль Басаев не мог не оценить роль русской женщины по имени Ольга в урегулировании взрывоопасной ситуации в захваченной им больнице. Он несколько раз беседовал с Рожновой и то ли пообещал, то ли представил ее к ордену независимой Ичкерии. Звал с собой в Чечню, где сулил высокую должность после войны. От предложения Ольга естественно отказалась, но в Чечню все же отправилась. Она просто не могла оставить людей, которых боевики взяли в качестве живого щита при отступлении, и всю дорогу поддерживала заложников.

Лучшей иллюстрацией того, как судьба играет человеком и выкидывает порой удивительные фортели, может служить тот факт, что Рожнова оказалась в Кизляре в тот день и час, когда на этот город напали головорезы Салмана Радуева. Ситуация для нее стала зеркальным отражение буденовской истории. Опять она добровольно пришла к боевикам, чтобы взять заложников под свою опеку. И Радуев тоже то ли обещал, то представил ее к ордену.

Рассказывавший мне эту историю Алексей Лютых не раз бывал в Чечне и сам неоднократно попадал в экстремальные ситуации. В первую командировку в эту мятежную республику его на правах опытного товарища собирала Рожнова. Снарядить врача, отправляющегося в зону боевых действий, это очень непростая задача. Ему нужно взять массу различных медицинских инструментов и препаратов, которые могут понадобиться в любое время. Поэтому помощь Ольги была очень ценной.

И Алексей не раз помянул ее добрым словом. Командировка оказалась далеко не простой. С отрядом ОМОНа он попал в окружение. Дом, где они находились, боевики обложили плотным кольцом и приступили к его осаде, которая продолжалась несколько дней. Омоновцы уже сбились со счета отраженных ими атак, но враг не унимался. У федералов закончилась вода, на исходе были боеприпасы, у каждого бойца оставалось буквально по несколько патронов, а Лютых из всех медикаментов – два последних бинта. Сдаваться омоновцы не собирались, но следующая атака противника вполне возможно могла стать для них последней. И тут, словно в кино, в последний момент пришла помощь. Неожиданно снаружи здания послышался рев моторов тяжелой техники и звуки боя. Боевики под напором российских солдат были вынуждены спешно отступить. Омоновцы выскочили из здания навстречу своим спасителям. И первым, кого увидел Лютых, была лихо восседающая на броне БТР Ольга Рожнова. Узнав, что Алексей попал в окружение, она не смогла усидеть в Москве, выпросила у начальства командировку и отправилась спасать молодого коллегу.

МЕСТЬ МАЛЬЧИШКЕ

Рассказал Алексей Лютых и еще об одном человеке, которого без преувеличения можно назвать героем. О нем в свое время писали газеты, но большого общественного резонанса эти материалы не вызвали. Может быть потому, что его история чем-то напоминает судьбу Павлика Морозова, Коли Мяготина и других юных борцов за правду, к которым сейчас сложилось неоднозначное отношение. Но мне история чеченского мальчика Мусы Ахмадова больше напоминает легендарного героя пионерского прошлого – Юного барабанщика.

Ворвавшись с криком: «Дяди, дяди! Вас едут убивать!» в расположение сводного отряда московской милиции в Гудермесе он поднял тревогу. Милиционеры быстро сориентировались, выставили заслон и приготовились к бою. Предупрежденные мальчиком об опасности, они встретили огнем показавшийся на дороге КамАЗ. Однако автомобиль, управляемый водителем-смертником, продолжал двигаться вперед и метров за сорок до части вдруг со страшной силой взорвался. Когда грохот утих и дым рассеялся, выяснилось, что двое сотрудников милиции из боевого охранения, которые вели огонь по КамАЗу, погибли, еще пятеро были ранены, несколько контужены. Однако трудно даже представить, что произошло, если бы автомашина, начиненная тонной тротила, въехала в расположение сводного отряда. Бесспорно одно – своими действиями Муса спас жизни не одному десятку русских мужчин. Отныне для московских милиционеров 12-летний чеченец Ахмадов стал «сыном полка», а для боевиков из числа соплеменников юный смельчак стал врагом. Сначала незнакомый «добрый дядя» подарил ему на улице электронную игрушку, которая вскоре взорвалась в руках у Мусы. Оторванные пальцы мальчику пришивал Алексей Лютых, и несколько из них ему удалось спасти. Однако мальчик получил еще и тяжелейшую контузию, а потому был помещен в гудермесскую больницу. Там кто-то подбросил Ахмадову записку, в которой говорилось, что покалеченная рука теперь на всю жизнь останется ему памятью о предательстве, но карать дважды его не станут. Правда, вскоре выяснилось, что боевики солгали. В обед, когда в палате никого не было, к Мусе зашел неизвестный мужчина и выстрелил в него из автомата. Пуля пробила легкое, но врачи спасли чеченского мальчика и на сей раз.

Это лишь три примера. Три коротких сюжета о трех людях разных поколений, совершивших в своей жизни нечто действительно выдающееся. Именно такие, как они, составляют гордость России.

Нельзя гордиться своей страной абстрактно. Славу любого государства создают его граждане. В России есть герои. Они живут среди нас. Обычно совсем неприметные и не любящие кричать о своих заслугах. Но не зря говориться, что в жизни всегда есть место подвигу. И Родина должна знать своих героев! Не тех, чьи светлые образы лепят имиджмейкеры, промоутеры и прочие пиарщики в период предвыборных кампаний. А тех простых людей, которые во все времена своими делами ковали славу России!

Олег Логинов

Статьи и фоторейтинги по теме:

Византийские страсти 

Викинги 

Викинги ставшие королями 

Нападение викингов на Париж 

Демосфен 

Оставьте отзыв