СЫН СЭМА
(DAVID BERKOWITZ)
В 1976-1977 годы Нью-Йорк терроризировал Дэвид Берковиц, прославившийся под именем «Сын Сэма», убивший шесть человек и ранивший семерых.
В детстве Дэвид страдал типичным недугом для серийных убийц – пироманией. Он поджёг в Нью-Йорке более 200 мусорных свалок и пустовавших зданий, мастурбируя при этом.
Потом его потянуло на более острые ощущения. По ночам он стал с ножом выходить на охоту на женщин. Совершил 3 нападения, но все женщины выжили. И тогда Берковиц сменил нож на револьвер «бульдог» 44 калибра. По ночам он нападал на людей, сидевших в автомобилях на пустынных стоянках, и расстреливал их. В основном его жертвами становились юные девушки и молодые люди, уединившиеся в машинах. Берковиц никого не грабил, не насиловал, просто подкрадывался и палил из своего крупнокалиберного револьвера.
Кроме выброса адреналина при совершении убийств ему еще очень захотелось славы. И он отправил журналисту Джимми Бреслину письмо следующего содержания:
«Привет из трущоб города Нью-Йорка, провонявших собачьим дерьмом, блевотиной, прокисшим вином, мочой и кровью! Привет из сточных труб города Нью-Йорка, которые проглатывают все эти деликатесы, когда уборочные машины смывают их с улиц! Привет из трещин и щелей на тротуарах города Нью-Йорка! Привет от насекомых и прочей нечисти, которая обитает в этих щелях и питается кровью убитых, что просачивается туда! Мистер Бреслин, не думайте, что если вы не слышали какое-то время обо мне, то я отправился на покой. Нет, я все еще здесь. Как зловещий призрак в ночи, жаждущий, голодный, почти не отдыхающий, полный желания порадовать Сэма… Я обожаю свою работу… Сэм — жадный парень. Он не позволит мне остановиться, пока не напьется крови до отвала».
Это письмо было опубликовано в газете «Ежедневные новости Нью-Йорка», после этого Берковиц получил прозвище «Сын Сэма», а город «Большого яблока» охватила паника. Улицы города начали патрулировать добровольные дружины из обеспокоенных граждан. Однажды в Бруклине им попался простой уличный хулиган с револьвером, и толпа чуть не вздернула его на фонарном столбе. Но и полиция тоже не сидела, сложа руки. Она предприняла самую масштабную в истории Нью-Йорка операцию по розыску преступника. В ней было задействовано 300 детективов, которые отработали 3 тысячи подозреваемых и 28 тысяч владельцев револьверов 44-го калибра. На поиски Берковица тратилось порядка 90 тысяч долларов в день. И это принесло свои плоды.
10 августа 1977 года детективы Джон Лонго и Эд Зиго арестовали Берковица. Полицейские заметили в автомашине «форд» сумку, из которой выглядывало ружье. В нарушение всех инструкций, они вскрыли «форд» и в бардачке они нашли письмо, из которого следовало, что «Сын Сэма» намерен устроить расстрел дискотеки в Лонг-Айленд. После этого возле автомашины была устроена полицейская засада, в которую и угодил маньяк.
Берковиц сразу признался в своих злодействах, но заявил, что на них его толкал сосед Сэм Карр с помощью телепатии: «Сэм обычно отдавал приказы через свою собаку. На самом деле это не собака. Это существо только выглядит собакой. Оно внушало мне мысль, куда идти. Когда я получал такой сигнал, я не имел понятия, кого в этот вечер убью. Но я интуитивно узнавал свои жертвы».
Дэвид Берковиц в обычной жизни был скромным почтовым служащим с невыдающейся внешностью. Может быть, за свою серость он мстил молодым и красивым юношам и девушкам. Берковиц получил диагноз «параноидальная шизофрения» и приговор — более 300 лет лишения свободы в исправительной колонии в Аттике. Пока он сидел в тюрьме, слава его только умножилась благодаря нескольким книгам, написанным о «Сыне Сэма» и двум художественным фильмам, снятым о нем: «Кровавое лето Сэма» и «Из тьмы».
Как только Берковица арестовали, к нему сразу же поступили предложения от ведущих американских издательств. Разгневанная общественность и потребовала запретить маньяку обогащаться на крови своих жертв. После этого на издание и экранизацию его мемуаров, как и произведений других маньяков и убийц, был введен запрет, получивший название закон «Сына Сэма». Впоследствии этот закон применялся довольно часто. Например, в отношении Марка Чепмена, убийцы Джона Леннона.
Но в 1991 году под натиском либеральной общественности, Верховный суд США постановил, что закон противоречит праву на свободу слова, и отменил его на федеральном уровне. Правда, во многих штатах, в том числе и в Калифорнии он продолжал действовать. Впрочем, в Калифонии он спустя некоторое время тоже стал нерабочим с подачи Барри Кинана, похитившего сына Фрэнка Синатры в 1963 году.
Аналогичные закону «Сына Сэма» нормативные акты хотели принять в Великобритании, но тамошние парламентарии так не смогли прийти к единому мнению.
А Берковиц все же опубликовал свою книгу под названием «Сын надежды», в которой он поведал о том, как он обрел спасение в религии. Хотя сама по себе книга не представляет особой литературной ценности, но из-за известности маньяка, ее написавшего, разошлась внушительными тиражами. «Сын Сэма» уверяет, что все вырученные деньги он отдает семьям своих жертв.
Олег Логинов
Статьи по теме: