АЛАПАЕВСКАЯ ДРАМА
(ALAPAYEVSK DRAMA)
Хотя правившее более трехсот лет Российской Империей семейство Романовых в 1917 году утратило свою власть, но захватившие эту самую власть большевики считали его потенциально опасным. А потому в марте 1918 года приняли решение отослать членов бывшей династии Романовых из Петрограда в глубь России. Группами они содержались в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске, где с ними вскоре тайно и жестоко расправились.
АЛАПАЕВСКИЕ УЗНИКИ
20 мая 2018 года в Алапаевск, маленький городок на Среднем Урале с немощеными улицами, были привезены некоторые члены царской семьи. Для понимания произошедшей там трагедии есть резон представить их персонально:
— 48-летний великий князь Сергей Михайлович (внук царя Николая I), полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем (1916-1917).
— 53-летняя великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны, вдова убитого террористами великого князя Сергея Александровича. Известна своей благотворительностью. В 1892 году основала Елисаветинское благотворительное общество, учрежденное для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей». После гибели мужа продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, где монахини занимались благотворительной и медицинской работой.
— троюродные братья Николая II — князья императорской крови — Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи — блестящие молодые офицеры, фронтовики. Князь Иоанн за храбрость был награжден Георгиевским оружием; князь Константин — Георгиевским крестом.
— 21-летний князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от морганатического брака). Он отважно сражался на полях Перврй мировой войны, за что был пожалован военным орденом Анны 4-й степени.
Некоторые из них могли избежать ссылки в Алапаевск. Так, игумен Серафим предлагал Елизавете Федоровне спрятать ее в убежище рядом с Белогорским монастырём. Но она отказалась. Когда князь Игорь Константинович, находился в ссылке в Екатеринбурге, некий доброжелатель предложил ему свой паспорт и помощь в побеге. Но князь, сказал, что он не сделал ничего худого перед Родиной и бежать отказался. Любопытнее всего была ситуация с Палеем. Урицкий пригласил его в здание Петроградской ЧК и сделал ему предложение: «Вы подпишете документ, в котором будет указано, что вы более не считаете Павла Александровича своим отцом, и немедленно получите свободу; в противном случае вам придётся подписать другую бумагу, и это будет означать, что вы отправитесь в ссылку». Отречение от отца Владимир посчитал оскорбительным для себя и в результате оказался в Алапаевске.
В ссылку Романовых сопровождали глубоко преданные им люди. Например, князя Иоанна — его жена, сербская королевна Елена Петровна. Елизавету Федоровну – ее келейница Варвара Яковлева. Сергея Михайловича — его управделами Федор Ремез. Яковлева и Ремез и погибли вместе с Романовыми.
В ССЫЛКЕ
Любопытно, что в 1830-х годах по воле императора Николая I из династии Романовых, на Урал отправляли на поселение декабристов, отбывших наказание на сибирских рудниках. Бывшие государственные преступники жили в Туринске в больших домах и пользовались уважением со стороны местных властей. Потомков Николая I в Алапаевске встретили без всякого почета.
Их разместили в шести комнатах Напольной школы, находящейся на краю города, в спартанских условиях. Из мебели — железные кровати, деревянные столы и стулья. Держали под строгой охраной. Правда, первое время разрешали посещать церковные богослужения. Но спустя месяц, 21 июня 1918 года для ссыльных Романовых по указанию Урал-облсовета ввели «особый режим содержания», который очень напоминал тюремный. Алапаевский комиссар юстиции Ефим Соловьев конфисковал у родственников бывшего царя не только деньги и драгоценности, но и вещи, оставив им оставив им лишь ту одежду, что была на них, и одну смену постельного белья. Узникам было запрещено выходить за пределы школьной ограды и отправлять письма. Любопытно о нововведениях отозвался Владимир Палей в своей последней телеграмме родственникам: «Переведён на тюремный режим и солдатский паёк».
УБИЙСТВО
Картина Веры Глазуновой. «Перед казнью. Великая княгиня Елизавета Федоровна, инокиня Варвара, члены императорской фамилии. Алапаевск, 1918 г.».
Сценарий ликвидации представителей семейства Романовых в Алапаевске весьма напоминал убийство Николая II и его семьи в Екатеринбурге, произошедшее днем ранее.
Сначала в Напольной школе, также как в Ипатьевском доме был заменен караул на проверенных товарищей. 17 июля 1918 года им тоже объявили, что в связи с наступлением белой армии из Сибири на Запад, их эвакуируют, и им нужно немедленно собраться в дорогу. Как и в екатеринбургской трагедии, заказчики расправы остались неизвестными. Известны лишь ее организаторы на месте — председатель Алапаевского совдепа Григорий Абрамов, председатель делового совета Алексей Смольников, председатель ЧК Николай Говырин, комиссар административного отдела совдепа Владимир Спиридонов. Им помогали несколько членов городских советов, чекисты и прибывшие из Верхней Синячихи: председатель тамошнего совдепа Евгений Середкин, председатель союза рабочих Иван Черепанов и военный комиссар Петр Кайгородов. В общем, команда подобралась идейная – большинство партийцы со стажем. У таких рука не дрогнет…
В ночь на 18 июля членов царской семьи с завязанными глазами усадили на подводы и увезли за 12 верст от Алапаевска, на развилку Верхотурского тракта и дороги, ведущей на Верхне-Синячихинский завод. Там находилась закрытая с 1904 года Нижне-Селимская шахта, которую революционеры давно облюбовали для своих черных дел. Еще в 1907 году, когда эсеры планировали расправиться с Волостным Старшиной Гурьевым и урядником Бизиковым, они хотели спрятать в ней их трупы. Тогда не сложилось. И теперь большевики решили устроить в ней братскую могилу для Романовых.
Милиционер Т.П. Мальщиков с помощниками из сформированной после освобождения от большевиков Алапаевска местной милиции у края шахты «Межная». Октябрь 1918 г.
Шахта представляла собой колодец глубиной около 20 метров, По одной из версий революционные палачи придумали для своих жертв изощренный вид казни. Они перебросили через шахту бревно, по которому заставляли идти Романовых, а потом прыгать в глубокий колодец. Но более реальной выглядит версия, что большевики действовали без особых изысков. Просто подводили людей к краю шахты, били по голове сзади обухом топора и сталкивали в провал. Кто-то из чекистов, участвовавших в расправе, позже рассказывал, что единственным, кто им оказал сопротивление, был великий князь Сергей Михайлович. Когда его начали сталкивать в колодец, он схватил за полу пиджака верхнесинячинского большевика Плишкина и чуть-было не увлек его за собой. Плишкина спас дешевый материал его пиджака, который попросту разошелся по швам. Сергея Михайловича застрелили, и он отправился в бездну один, с обрывком материи в руке.
БАРДАК И ФАРС
Руководители Советской власти в Алапаевске 1.05.1918
Все три уральские убийства Романовых 1918 года: расправа в Перми в ночь на 13 июня над великим князем Михаилом Александровичем, расстрел Николая II и его семьи в Екатеринбурге в ночь на 17 июля и алапаевское убийство имеют много общего. Все три трагедии сопряжены с бардаком и фарсом при проведении казней, что не в лучшем свете выставляет Советскую власть, устроившую их.
Их палачи, услышав крики и стоны из колодца, попытались взорвать шахту и сбросили туда перекселиновые шашки, но те попали в воду и не сработали. Председатель Верхнесинячихинского совдепа Середкин дал ключи от своего сейфа военному комиссару Кайгородову, чтобы тот взял находившиеся в нем бомбы и привез на место расправы. Но что-то у них с бомбами не срослось, поскольку по воспоминаниям очевидцев на следующий день шахту заваливали камнями и бревнами. А оттуда доносилось пение псалмов. И якобы это пение продолжилось и на третий день. Чем вывело из себя палачей. Чтобы прекратить его председатель ЧК Говырин взял у местного фельдшера большой кусок серы. Представители новой власти сначала швырнули в зияющую темноту шахты зажженную серу, а потом завалили провал бревнами и землей. Если Романовы и после этого выжили, то трудно даже представить насколько мучительной была их кончина от голода и ран.
Гробы Алапаевских мучеников в Свято-Троицком соборе.
По легенде куча вооруженных комиссаров и чекистов даже убить алапаевских узников сразу не смогла. Хотя их жертвы и падали с высоты 28 аршин, по пути ударяясь о крепежные бревна, но некоторые остались живы. В частности, видимо выжила Елизавета Федоровна, которая в шахте перевязала рану князю Иоанну своим апостольником. И вероятно, остался жив князь Палей, тело которого потом обнаружили в сидячем положении.
В советское время превозносилась честность и принципиальность большевиков, устанавливающих Советскую власть. Однако в алапаевской истории честностью и не пахло.
Сбросив Романовых в шахту, их убийцы той же ночью вернулись в Алапаевск и устроили там спектакль со стрельбой и взрывами гранат у Напольной школы. А потом доложили начальству в Екатеринбург телеграммой, что князей и их слуг отбила у охраны вооруженная банда и увезла в неизвестном направлении. В Екатеринбурге председатель Облсовета Белобородов сделал вид, что якобы ничего не знает про убийство и отбил аналогичную телеграмму руководству в Москву и Петроград.
Олег Логинов
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Трагедия венценосной семьи Романовых