Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «ТОП-12 КАЗНЕЙ КНИГ» (TOP 12 EXECUTIONS BOOKS). По версии Олега Логинова.

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «ТОП-12 КАЗНЕЙ КНИГ»

(TOP 12 EXECUTIONS BOOKS).

По версии Олега Логинова.

В предисловии к роману «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери писал: «Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги — одной плоти».

Но книги сжигали до Гитлера, сжигали после него и сжигают по сей день. А чтобы в будущем людям больше не пришлось высекать заповеди на камнях, следовало бы добавить 13-ю заповедь о том, что сжигать книги греховно. И в этой связи представляю вашему вниманию 12 историй о казнях книг.

Цинь Шихуанди (213 год до н.э) – САМЫЙ ЖЕСТОКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ КНИГ И ЛЮДЕЙ

Цинь Шихуанди стал первым  императором Китая и правил с 221 г. до н.э. до 210 г. до н.э. Еще мальчиком он вступил на престол государства Цинь в 246 г. до н.э. – одного из семи воюющих государств, которые позже вошли в состав Китая. Он был параноиком, жестоким, жестким  и человеком с садистскими наклонностями.

Следуя учению легизма, Цинь Шихуанди ввел максимально жестокие наказания, из которых простая смертная казнь была самым легким. Обычными были следующие виды смертной казни: выламывание ребер, разрыв колесницами, варка в большом котле, удушение, разрубание на части, разрубание пополам, четвертование, обезглавливание и после казни выставление головы на шесте в людных местах. Особо опасные преступления карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях, а учитывая, что семьи у китайцев были большие, эта мера часто касалась тысяч человек.

Чужая человеческая жизнь для императора Цинь Шихуанди ничего не стоила, зато больше всего в мире его беспокоила жизнь собственная. Он очень не хотел умирать. Во время своих странствий по Китаю он искал различных кудесников и ведунов, надеясь выведать у них тайну эликсира бессмертия. Конфуцианские ученые видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились. По преданию, Шихуанди жестоко наказал их за скептицизм. Он повелел закопать 460 конфуцианцев них живыми в землю. А потом повелел собрать по всей империи их писанину и сжечь, раз в ней ничего не говорилось про бессмертие. Что и было успешно выполнено в 213 году до н.э.

Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, страдая манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он находится в данную ночь. Однако в 210 году до н.э. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался. По легенде одна из его многочисленных наложниц воткнула ему во время сна в ухо большую иглу. Но на самом деле он во время объезда владений после употребления пилюль эликсира бессмертия, содержащего ртуть.

.Апостол Павел (35 год) – ЗАЧИНАТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ БОРЬБЫ С КНИГАМИ

Город Эфес (Ефес), бывший столицей римской провинции Азия, играл важную роль в миссионерской деятельности апостола Павла. Первый раз Павел оказался в Эфесе на обратном пути из Греции в Иерусалим. В свой первый приезд он недолгое время проповедовал в синагоге. Во время второго посещения города он остановился здесь на два года, проповедуя как иудеям, так и язычникам. И, видимо, проповедником Павел оказался выдающимся. В 35 году после очередной его проповеди  в Эфесе народ устроил массовую акцию по сожжению своих книг и уничтожил их на весьма значительную сумму – пятьдесят тысяч драхм. Пишут, что книги сжигали люди, занимающиеся чародейством. Мол, они раскаялись и начали бросать в огонь свои колдовские книги.

Геласий I (V век) – СИСТЕМАТИЗАТОР БОРЬБЫ С КНИГАМИ

В V веке римский папа Геласий I издал декрет, в котором перечислялись книги, дозволенные и запрещенные церковью к чтению. Время от времени церковь устраивала розыск неугодных ей книг и публично сжигала их.

В 1562 году Тридентский церковный собор учредил комиссию для выработки правил церковной цензуры и для составления списка книг, подлежащих уничтожению. Этот список был назван «Индексом». Последнее издание «Индекса» вышло в 1929 г. по распоряжению папы Пия XI и содержало 5 000 названий. В нем фигурировали произведения В. Гюго, Э. Золя, Данте, А. Франса, Г. Мопассана, М. Сервантеса, О. Бальзака, Г. Гейне, Л. Н. Толстого и многих других известных авторов.

Православные цензоры – СИСТЕМНЫЕ БОРЦЫ С КНИГАМИ В РОССИИ

В православных цензорах в России никогда недостатка не было. Книги жгли по указанию Святейшего Синода, патриархов, архиепископов и священнослужителей рангом поменьше. Например, в конце XIX века ректор Троицкой духовной семинарии Савва, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и другие светские книги, ночью сделал обыск. А потом все отобранные книги предал «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся. 

Прошло сто лет. И ситуация повторилась один в один. 5 мая 1998 года в Екатеринбургском духовном училище по распоряжению местного архиерея Никона был проведен обыск у учащихся. Было отобрано четыре книги лекций отца Александра Меня, которые в тот же день были сожжены во дворе училища. В общем, система работает.

Джироламо Саванарола (1494-1498) – СИЛЬНЕЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛ ЗА РАСПРАВЫ НАД КНИГАМИ

Доминиканский монах Джироламо Саванарола слишком яро протестовал против роскоши католических священников. И этим нажил себе серьезного врага в лице римского папы Александра VI Борджиа, который к этой самой роскоши очень даже тяготел. Против такого противника у бедного монаха просто не было шансов. Сдается, что и большинству флорентийцев тоже не нравились действия проповедника по «сожжению суеты», когда в костер бросались красивая одежда, мебель, книги и картины. Став в 1494 году фактическим диктатором во  Флоренции,  Савонарола начал практиковать так называемый «Костер тщеславия» (Falò delle vanità), в который бросали светские книги («Декамерон», Овидий и др.), музыкальные инструменты, богатые наряды и прочее. Джироламо создал отряд фанатичных мальчиков, которые врывались в дома знатных особ и отбирали там предметы роскоши для сожжения. Самый большой «Костер тщеславия» во Флоренции запалили на городской площади в Жирный вторник 7 февраля 1497 года. По преданию, художник Сандро Боттичелли самолично бросил в него несколько лучших своих полотен на мифологические темы.

Но чем дальше, тем сильнее такие действия начали раздражать флорентийцев. В результате взбунтовавшаяся против Савонаролы толпа горожан бросилась на штурм монастыря Сан‑Марко. Один из сторонников опального монаха ударил в колокол. По этому сигналу монастырский народ начал сопротивление, какое‑то время отбивал натиск вооруженных копьями и камнями горожан, но в конце концов толпа победила. Джироламо Савонарола был арестован по обвинению в ереси и заключен в темницу.

23 мая 1498 года перед Палаццио во Флоренции Саванарола сначала был отлучен от церкви, а потом казнен. Его сперва повесили, а потом сожгли, чтобы душа его окончательно была разлучена с телом. Так что, некогда он сжигал книги, а потом сожгли его самого.

Мартин Лютер (1520) – НЕВОЛЬНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ НАЦИСТОВ

Ма́ртин Лю́тер (Martin Luther), христианский богослов и инициатор Реформации, в 1520 году был предан папой Львом X  анафеме. Получив папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви, Лютер публично сжег ее во дворе Виттенбергского университета.

Для своего времени это был очень смелый поступок. Поскольку отлучение от церкви было чревато тем, что никто не должен был давать Мартину ни прибежища, ни еды. Но он не склонился перед главой католической церкви.

Увы, его пример вдохновил в 1933 году немецких студентов на акции по сожжению книг.

Уничтожение рукописей майя (1562) – АКТ ИСПАНСКОГО ВАНДАЛИЗМА В НОВОМ СВЕТЕ

Епископ Юкатана Диего де Ланда Кальдерон (Diego de Landa Calderón) вошел в историю как крайне противоречивая личность. С одной стороны, он сам был автором книги «Сообщение о делах в Юкатане» (1566), содержащей много ценной информации о цивилизации майя, ввел на Юкатане систему образования, создал латинский алфавит для языка юкатека. А с другой стороны, сжег рукописи майя, тем самым уничтожив большую часть майяской литературы.

Когда в  1562 году Кальдерон учредил инквизицию на Юкатане, то обнаружил отпадение от христианства недавно крещеных индейцев. Возможно, это его разозлило. И тут в одном из храмов майя в Мани испанцы обнаружили огромную библиотеку древних рукописей. Диего осенила идея устроить свиткам дикарей аутодафе, чтобы вытравить из майя дух язычества. 12 июля 1562 года  целый день по его приказу солдаты носили книги и свитки с непонятными рисунками и значками на площадь перед храмом. А когда там образовалась огромная гора свитков Кальдерон сам поднес к ней горящий факел. Потом он, оправдывая свои действия, написал: «Книги эти не содержали ничего, кроме суеверия и вымыслов дьявола. Мы сожгли их все».

Но он ошибся, из летописей майя уцелели и дошли до наших дней три рукописи. Все же лучше, чем ничего.

Библия короля Якова (1631)  – КАЗНЕНА ЗА ПРИЗЫВ К СУПРУЖЕСКОЙ НЕВЕРНОСТИ

Би́блия короля Я́кова  (King James Version, KJV) — перевод Библии на английский язык, выполненный под патронажем короля Англии Якова I и выпущенный в 1611 году. Она стала и остается до сих пор самым популярным переводом священного писания.

Ее переводом занимались 47 переводчиков и теологов, членов англиканской церкви. Они работали над переводом различных книг Библии: Ветхого Завета с еврейского, Нового Завета с греческого и апокрифов с греческого и латинского. И потратили на это 7 лет.

Уже в правление следующего монарха, короля Карла I в 1631 году произошел казус. В типографии при печати седьмой заповеди из набора выпала частица «не», и осталось просто: «Прелюбодействуй!». Когда опечатку обнаружили, Карл I сильно разгневался. Правда времена были в Англии уже не те, чтобы казнить печатников за ошибку, пришлось ему приказать изъять весь тираж и придать казни книги. 11 экземпляров Библий чудом уцелели и теперь они стоят бешеных денег у библиофилов.

Царь Алексей Михайлович (1682) – ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО ПРАВИЛЬНО ПОСТУПИЛ, ПРЕДАВ КНИГИ ОГНЮ.

Царь Алексей Михайлович 13 лет вел войну с поляками и шведами. И понял, что хуже нет, когда военачальниками люди становятся не благодаря уму и воинским талантам, а по знатности рода. На Руси тогда было так называемое местничество — система распределения должностей, которая позволяла получать высокие государственные должности только князьям и боярам, оставляя ни с чем поместных дворян, являющихся опорой Русского государства.

12 января 1682 года Алексей Михайлович решил положил конец местничеству. Он приказал Князю М.Ю. Долгорукову и Думному Дьяку Семенову принести к себе Разрядные Книги и придать их огню. 19 января эти книги были сожжены в сенях передней Государской Палаты. При этом присутствовали патриарх и бояре, которые не трогались с мест до тех пор, пока Разрядные Книги совершенно не сгорели.

Мемуары Бомарше (1774) – ОФИЦИАЛЬНО КАЗНЕННАЯ КНИГА

Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais) —французский драматург и публицист. Литературный талант Бомарше проявился не только в его пьесах на сцене.

Все началось с того, что он вступил в судебную тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй — проиграл. По обычаю того времени, он перед решающим разбором своего дела решил «подмаслить» судей. Пьер-Огюстен поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Но, увы, дело было решено не в его пользу. Правда, г-жа Гезман вернула Бомарше подарки. Но не все, 15 луидоров оставила себе. Надо полагать, за труды. Но Бомарше обиделся. Он опубликовал «Четыре мемуара для ознакомления с делом Пьера-Огюстена Карона де Бомарше» (1773–1774), которые беспощадно обличали судебные порядки тогдашней Франции и имели огромный успех у читателей. Судья обвинил его в клевете. Бомарше отделался «большим выговором», но его книгу приговорили к казни.

5 марта 1774 года во дворе парижского Дворца правосудия мемуары Бомарше были сожжены королевским палачом. Но зато общественность признала их автора «великим гражданином».

Нацистский костер (1933) – САМОЕ ЗНАМЕНИТОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ КНИГ

Справедливости ради необходимо отметить, что Гитлер прямого отношения к сожжению книг в Германии не имел. Эта акция была проведена Студенческим союзом. Студенты из правого крыла озаботились «очищением» немецкой литературы в духе национализма.

10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других немецких городах произошла варварская акция сожжения национал-социалистами книг. Инициатором этой акции считается министр пропаганды Германии, филолог-германист, доктор Геббельс. Сначала студенты провели факельные шествия против «антинемецкого духа», а потом торжественно сожгли более 25 тысяч книг, не отвечавших этому духу.

Публичные акции сожжения книг проходили в основном в университетских городах страны: Бонне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене. На «празднике костра» обязаны были присутствовать преподаватели и ректора университетов. В основном сжигали книги еврейских авторов, а также сочинения марксистского и пацифистского характера. Труды Альберта Эпштейна, Карла Маркса, сочинения Генриха и Томаса Маннов, Стефана Цвейга, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда и других.

За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до 5,5 тысяч произведений. В эмиграцию уехали почти все видные писатели: Томас и Генрих Манн, Ремарк, Фейхтвангер, Стефан Георге, Бертольт Брехт. Те же, кто остался, либо перестали писать, либо стали жертвами неизвестных убийц. Судьба немецких эмигрантов складывалась драматично, а порой трагично. Курт Тухольский, Карл Ейнштейн, Вальтер Беньямин, Стефан Цвейг добровольно покинули жизнь, совершив суицид.

20 марта 1995 года в Берлине был открыт мемориал «Библиотека». На памятной доске начертаны пророческие слова Генриха Гейне, написавшего еще в 1834 году: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают и людей».

Американские моралисты (1948) – САМОЕ ИЕЗУИТСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ КНИГ

Даже инквизиторы не заставляли еретиков самих сжигать книги. А после окончания Второй мировой войны американские моралисты оказались изощреннее их. Они вдруг взъелись на комиксы, решив, что те оболванивают подрастающее поколение. Сами комиксы они прозвали «10-центовой чумой» и начали обходить дома, где были маленькие дети, убеждая их родителей избавиться от этой чумы.

Самая известная акция по уничтожению брошюр с картинками состоялась 26 октября 1948 года в городке Спенсер, штат Вирджиния. Там взрослые изверги заставили самих детей публично сжигать их собственные сборники комиксов под надзором местных учителей, священников и родителей.

Ныне некоторые из сожженных комиксов стоят миллионы басов. Например, первый выпуск Боевых Комиксов 1938 года был продан на eBay  в 2014 году за 3,2 млн. долларов. Вот уж кто-то в Спенсере локти кусает…

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Статьи и фоторейтинги по теме:

Перед казнью 

Казни мертвых

Казненные по ошибке 

Казни предметов 

Казнить нельзя, помиловать 

 

Оставьте отзыв