ТОП-10 МИСТИФИКАЦИЙ С ИЗВЛЕЧЕНИЕМ ПРИБЫЛИ
(TOP 10 HOAXES-PROFIT)
По версии Олега Логинова
Могила короля Артура
В 1184 году пожар практически уничтожил аббатство Гластонбери в Англии. Для восстановления аббатства нужны были деньги. И тогда ушлые монахи Гластонбери для привлечение пилигримов построили фальшивые стены из старых камней и объявили, что обнаружили захоронение, в котором нашли останки мужчины и женщины, похожие, по преданиям, на Артура и его жену — златокудрую Гвиневру. Похороненный мужчина был исполинского роста со смертельной травмой на черепе. А, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, они еще заявили, что в захоронении лежали табличка с надписью о том, что в могиле покоится именно Артур, и христианский крест.
Люди поверили монахам на слово и с тех пор, на протяжении восьми столетий считалось, что король Артур и его жена Гвиневра похоронены в аббатстве Гластонбери.
Но новые приборы, доступные для ученых в XXI веке, позволили разгадать тайну аббатства. Химический радиоизотопный анализ показал: и кладбище, и стены относятся, на самом деле, к гораздо более позднему периоду, скорее всего, к XI или XII веку. Кроме того, в захоронении вообще нет человеческих останков.
Алхимики
Сейчас алхимия официально признана лженаукой, а было время, когда любой уважающий себя монарх пытался обзавестись собственным алхимиком. Ученые мужи шлепали для монархов золотые монеты из свинца или меди и увековечивали на них свои деяния. Так, в начале XVII века Гарбах, придворный алхимик датского короля Христиана IV наделал золотых дукатов из меди, на которых отчеканил по латыни «Узри славные дела господа». В январе 1648 года алхимик Ритхаузен на глазах императора Германии Фердинанда III превратил в золото два с половиной фунта ртути. Из этого золота была изготовлена специальная памятная медаль. С помощью алхимии удалось спасти свою жизнь одному шведскому генералу, обвиненному в измене. Он предложил в 1705г. королю Карлу XII изготовить золото. Монарху для продолжения войны с Петром I драгметалл был нужен позарез, поэтому он дал своему генералу шанс. И тот его использовал. Приговоренный к смерти изготовил 147 золотых дукатов и медаль с латинской надписью «Это золото добыто с помощью химического искусства в Стокгольме в 1706 г», за что был помилован.
Умение или неумение делать золото в конечном итоге и погубило алхимию. От представителей этой науки все требовали только одного – золота, золота и еще раз золота. Тех, кто отказывался его изготавливать, обвиняли в колдовстве и сжигали на костре. Те, кто не отказывался, помаленьку сходили с ума от своих опытов. Вот как описывал свои труды алхимик Ле Мартинье: «Я собрал жидкости, вытекающей из носа во время насморка и плевков, каждой по фунту. Я смешал все вместе и положил в реторту, чтобы извлечь из них квинтэссенцию. По ее полном извлечении я сделал из нее твердое вещество, которое применил к превращению металлов. Но напрасно!»
Кончина алхимии наступила в XVIII веке, после фиаско, постигшего опыты последних приверженцев этой науки. Последний английский алхимик Джеймс Прайс ради возрождения своей любимой науки пошел на подлог. В лаборатории своего дома в графстве Суррей он на глазах высокопоставленных гостей добавил в ртуть белого порошка, и она превратилась в серебро. Затем добавил красного порошка и получил золото. Эксперимент принес ему шумный успех и широкую известность. Однако неверующие в чудеса химики из Королевского общества поставили Прайсу ультиматум или вы повторяете опыт на глазах ученой комиссии или вас объявят шарлатаном. Джеймс Прайс принял комиссию у себя дома, проводил в лабораторию, потом извинился, вышел за дверь и выпил приготовленный заранее бокал вина с синильной кислотой. Англичанин остается джентльменом, даже если он алхимик.
А вот последний немецкий алхимик профессор Землер закончил свою деятельность не столь печально. В ходе опытов ему удалось добывать золото из соли. Свою удачу он захотел продемонстрировать авторитетной комиссии. В зале собрались химики и даже министры, чтобы своими глазами лицезреть это чудо. Когда из колб с солью на свет божий эксперты извлекли кусочки металла, у зрителей округлились глаза. Но когда вместо золота это оказалась медь, зал разразился хохотом.
Разгадка этого феномена раскрылась чуть позже. Оказалось, что слуга профессора Землера искренне старясь помочь хозяину, крошил в колбы с солью немного золота, отчего опыты давали удивительный результат. Но незадолго до того, как Землер решил показать свои достижения широкой общественности, его слугу призвали в армию. Тот поручил подсыпать золото в соль свой жене. Однако супруга оказалась дамой практичной, она решила, что расходовать золото на такую чепуху – неоправданная роскошь, и подсыпала медь. Так, экономность женщины окончательно похоронила алхимию в Германии.
Подробнее в статье «Опасная алхимия».
Дженни Хэнивер
Дженни Хэнивер — фигурки, созданные путем изменения формы и высушивания скатообразного, часто имеющие вид гротескных монстров.
Антверпенские моряки на протяжении веков (как минимум с XIII века) вырезали такие фигурки из высушенных скатов, придавая им причудливые (часто антропоморфные) формы и покрывая лаком для лучшей сохранности, а затем продавая эти творения заезжим морякам и гостям города, выдавая их за якобы пойманных в море настоящих монстров. Почему-то англичане прозвали этих монстров Дженни Хэнивером.
Конрад Гесснер еще в 1558 году в работе Historia Animalium vol. IV предупреждал натуралистов, что подобные фигурки — это просто высушенные скаты с измененной формой, а считать их морскими чудовищами или василисками — распространенное заблуждение.
Но многие люди до сих пор верят, что Дженни Хэнивер — реальное существо. Так, в 1971 году ученый Альфредо Гарсия Гараменди якобы поймал у берегов Пуэрто-Рико живое антропоморфное существо, очень похожее на традиционного Дженни Хэнивера, и описал его в 1974 году в статье под названием Garadiabolo.
Мэри Тофт
Англичанка из Годалминга, графство Суррей, Мэри Тофт в 1726 году обманула врачей, заявив, что родила кроликов, хотя на самом деле ее беременность завершилась выкидышем.
Она обрела известность и ее для исследования привезли в Лондон. Там придворный хирург короля Георга I, Натаниэль Сент-Андре пригрозил, что ему придется хирургическим путем исследовать матку Мэри во имя науки, та призналась в обмане с целью обретения славы и получения пенсии от короля. Мэри была на короткое время заключена в тюрьму за мошенничество, но позже ее выпустили без предъявления обвинений.
Кардиффский великан
15 октября 1869 года фермер Стаб Ньювелл нанял двух землекопов, чтобы они вырыли ему колодец. И показал им место на своем участке, где нужно копать. Спустя несколько часов на ферме Ньювеллов раздались изумленные крики и поднялась суета. Землекопы Гидеон Эммос и Генри Николс с восторгом рассказывали, как копали колодец и вдруг на глубине около двух метров наткнулись на большой камень. Они начали окапывать его со всех сторон и вскоре поняли, что перед ними тело окаменевшего человека. Землекопы выбрались из ямы и с криками о находке окаменевшего древнего индейца бросились к хозяину фермы.
Находку измерили: каменный колосс имел 3,2 метра роста и весил около 3-х тонн. Первыми поглазеть на него сбежались окрестные соседи. И они стали единственными бесплатными зрителями. Предприимчивый Стаб Ньювелл быстро сообразил, что дело запахло деньгами. Он соорудил шатер над каменным гигантом и стал пускать туда зрителей по билетам за 25 центов. Новость о сенсации быстро облетела всю округу и начала кругами расходиться все дальше. Уже спустя два дня ведущая газета города Сиракузы опубликовала репортаж с места находки. Желающих своими глазами увидеть каменного великана стало столь много, что железнодорожная компания ввела дополнительные поезда до Кардиффа. А владельцы дилижансов и омнибусов принялись доставлять публику спецрейсами до фермы Ньювеллов. Спустя десять дней «Кардиффский великан» стал самой обсуждаемой новостью в Америке. Взглянуть на него уже хотела вся страна.
А потом выяснилось, что «Кардиффский великан» — афера.
Подробнее в статье «Удивить соседа».
Фиджийская морская дева
Фиджийская морская дева — общее название популярного в XIX веке экспоната всевозможных бродячих «выставок диковин» и уличных шоу. Объект представлял собой туловище и голову небольшой (или неполовозрелой) обезьяны, пришитые к задней части туловища крупной рыбы и покрытые папье-маше. На «выставках» этот объект был представлен как мумифицированное тело реального существа — «морской девы», которое якобы было наполовину млекопитающим и наполовину рыбой.
Термин «фиджийская» в название попал из-за того, что Финеас Барнум в своих показах популяризировал версию о том, что такие существа якобы отлавливаются у берегов Фиджи, которые в те времена (середина XIX века) были практически неизвестны простому населению США и Европы.
Хотя многие люди верили Барнуму, Фиджийская морская дева на самом деле была всего лишь туловищем и головой детеныша обезьяны, пришитыми к задней части большой рыбы и покрытыми папье-маше. Тем не менее, обман существовал на протяжении десятилетий: идея Барнума была подхвачена и развита множеством дельцов, став одной из самых известных мистификаций XIX и первой половины XX века.
Накапливатель золота
В 1897 году английский мошенник по имени Чарльз Фишер предложил свою машину «накапливатель золота». Он утверждал, что нужно только погрузить его под воду на 24 часа и затем вытащить покрытую золотыми хлопьями. Поскольку он был опытный дайвер, он нырял на дно и подменял одну машину на другую, покрытую золотом.
На пару с приятелем по имени Прескотт Форд Йернеган они развернули рекламную компанию своей машины, набрали инвестиций на ее усовершенствование, а потом слиняли с деньгами.
Султанат Окусси-Амбено
А все началось с того, что в очень солидное французское издательство пришел пакет с документами из Новозеланского генерального консульства султаната Окусси-Амбено. Издатели сделали запрос о наличии неизвестно им государства в ООН. Оттуда ответили, что Окусси-Амбено в ООН не входит, но что-то они о нем слышали. Издатели связались с Новой Зеландией. Оттуда пришло несколько местных газет со статьями о положении на острове Тамор. Оказывается, там разгоралась гражданская война. Султан Исмаил Абдула и верные ему силы нанесли несколько чувствительных ударов мятежникам и вынудили часть бунтовщиков бежать морем в Индонезию. Энциклопедисты поверили прессе и включили информацию о султанате Окусси-Амбено в географические справочники. Но новое государство не вызвало особого интереса ни у кого, кроме филателистов.
Марки Окусси-Амбено сразу привлекли их внимание. Они были чрезвычайно красивы. Очень красочно и привлекательно передавали изображения некоего райского места: с тропическими растениями, необычными птицами, белоснежными яхтами скользящими по голубым волнам и самолетами компании «Аэро-Окусси-Амбено», воспаряющими ввысь. Марки экзотической страны стали предметом повышенного спроса. Они быстро попали в филателистические каталоги всего мира. А коллекционеры предлагали купить их по цене в 20-раз выше номинала. Только за счет продажи марок государство Окусси-Амбено могло процветать. Если бы оно было……
Нашлись дотошные этнографы, которые не поленились доплыть до острова Тимор и выяснить, что территория португальского Восточного Тимора под названием Окуси-Амбено действительно существует, но никакого султаната там нет. Нет ни гражданской войны, ни султана Исмала Абдулы, ни столицы Балексетунга.
Загадка разрешилась, когда в новозеландских газетах появилось саморазоблачение некоего местного анархиста Брюса Гренвила. Он рассказал, как они с ребятами пили пиво и сочиняли для доверчивых журналистов подробности о выдуманном ими государстве Окусси-Амбено. Постепенно у них созрела идея, как совместить веселое с полезным. Они оформили заказ на выпуск почтовых марок и, неожиданно для себя, получили неплохую прибыль.
Гренвил настаивал, что в их действиях был только прикол и никакого мошенничества. А позже адвокаты, нанятые на филателистские деньги, убедили суд, что в истории с Окусси-Амбено новозеландские законы не нарушены.
Племя Тасадаи
7 июня 1971 года филиппинский чиновник Мануэль Элизальде на острове Минданао сделал открытие, потрясшее всю западную культуру. В непроходимых джунглях он вступил в контакт с племенем Тасадаи, которое якобы с времен каменного века никогда не контактировало с внешним миром. Представители племени Тасадаи имели каменные орудия и жили в пещерах. Питались, в основном, кореньями, фруктами и охотой. Это конечно было сенсацией, но без изюминки. Однако Элизальде был креативным человеком и рассказывал всем, что это племя удивительно тем, что оно не имеет в своем языке таких слов, как «война» и «враг». За всю свою историю ни с кем не воевало. В общем, Тасадаи, может быть, на вид и страшненькие, но ужасно добрые внутри.
В Европе, Японии и в США этому жутко умилились. И начали заваливать деньгами фонд помощи племени PANNAMIN, созданный с участием Джона Рокфеллера.
Считается, что история с племенем Тасадаи была аферой, которую провернул Элизальде под патронажем филиппинского диктатора Маркоса. Когда он лишился власти и покинул страну, Мануэль Элизальде тоже сбежал с Филиппин с 35 миллионами долларов из фонда PANNAMIN. А когда ученые приехали проведать Тасадаи, то в пещерах никого не нашли. И следов длительного обитания там людей тоже. Зато неподалеку наткнулись на деревню с очень похожими на Тасадаи туземцами. Только те ходили в джинсах, пили и курили, ели не коренья, а рис.
Фальшивый бигфут
В августе 2008 года на пресс-конференции в Пало-Альто (Калифорния) «криптозоолог» Том Бискарди и два охотника за снежным человеком – Рик Дайер и Мэтью Уиттон объявили, что нашли хорошо сохранившийся труп снежного человека. Сенсация получилась изрядная. Однако вскоре выяснилось, что «труп бигфута» – всего лишь резиновый костюм гориллы. Фотографии резиновой гориллы в холодильнике всплывают до сих пор в качестве иллюстрации к статьям про снежного человека.
Примечательно, что в 2005 году Бискарди уже устраивал нечто подобное и неплохо нажился на продаже доступа к онлайновым просмотрам якобы имевшихся в его распоряжении останков бигфута, которые так никто и не увидел.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников.
Рейтинги по теме: