ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ
«УБИЙСТВО ОЛОФЕРНА ЮДИФЬЮ»
(PAINTINGS ABOUT THE MURDER OF HOLOFERNES JUDITH).
В Древние времена мужчины не особо доверяли женщинам киллерскую работу. Но иудейские женщины шли наперекор обычаям и сами вызывались совершить убийство. Может быть, поэтому особо почитались у себя на родине. В Ветхом Завете рассказывается о нескольких таких женщинах. Наибольшую известность из них получила Юдифь, ставшая символом борьбы иудеев против захватчиков.
Jan Sanders van Hemessen. «Judith». (1540).
Примерно в 589 году до н. э ассирийский военачальник Олоферн осадил иудейский город Ветулию. Положение осажденных было практически безвыходным. Ассирийцы перекрыли им доступ воды, и перед иудеями оказалась невеселая альтернатива – сдаться или умереть. И тогда молодая вдова Юдифь надела красивые одежды и отправилась в стан ассирийцев. Придя в шатёр Олоферна, она пообещала ему провести его войско к Иерусалиму. Ассирийский военачальник, вероятно, посчитал перебежчицу полезной, а потому отнесся к ней по-джентльменски. Он не взял ее силой, но «искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её».
Теодор Шассерио. «Юдифь».
Олоферн пригласил Юдифь на пир, а после него отправился вместе с ней в свои покои.
Меризи да Караваджо. «Юдифь, убивающая Олоферна». (1598).
Джорджо Вазари. «Юдифь и Олоферн».(1554).
Ян де Брей. «Юдифь и Олоферн». (1659).
Трофим Биго. «Юдифь и Олоферн». (1640).
По официальной версии между ними ничего не было. Напившийся вина Олоферн в самый ответственный момент уснул, а Юдифь взяла его меч и отсекла ассирийцу голову.
Тинторето. «Юдифь и Олоферн».
Бенвенуто Тизо де Гарофало. «Юдифь с головой Олоферна и ее служанка». (1525).
Артемизия Джентилески. «Юдифь».
Стража Олоферна оказалась не на высоте. Юдифь вместе со служанкой благополучно миновали все посты и вернулись Ветулию, принеся в мешке с провизией голову Олоферна.
Две картины Сандро Боттичелли:
1. Юдифь выходит из шатра с отрубленной головой. 1495-1500
2. Торжествующая Юдифь возвращается в родной город. 1472
August von Heckel. «Judith shows the Bethulians the Head of Holofernes». (1883).
Между тем, ассирийцы, обнаружив своего военачальника обезглавленным, растерялись.
Сандро Боттичелли. «Обнаружение обезглавленного Олоферна». (1472-73).
Они были обращены в бегство войсками израильтян и отступили за Дамаск.
Джордано Лука. «Триумф Юдифи».
Складывается впечатление, что в этой истории женщин-художниц больше привлекала идея, что мужиков можно и нужно мочить. Некоторые из них рисовали в образе Юдифи себя.
Артемизия Джентилески. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна). (1612-1613).
Артемизию Джентилески изнасиловал знакомый отца, часто бывавший в их доме художник Агостино Тасси. Последовал суд, публичный позор, унизительные допросы. А в результате насильнику дали всего год тюрьмы. Рисуя Юдифь, Артемизия придавала ей свои собственные черты, а в образе Олоферна, возможно, воплощала своего насильника. На ее картинах Юдифь «мочит Олоферна с особой жестокостью.
Элизабетт Сирани. Юдифь с головой Олоферна. 1658.
Что касается мужчин-живописцев, то сдается, что их привлекало сочетание красоты и кровожадности. Юдифи на их картинах обычно полуголые. И они без всякой брезгливости, а даже с неким наслаждением держат в руках окровавленную мертвую голову Олоферна.
Джорджоне. «Юдифь с головой Олоферна». (1505).
Амброзиус Бенсон. «Юдифь с головой Олоферна». (1553).
Лоренцо Сабатини. «Юдифь с головой Олоферна». (1562).
Олег Логинов