Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КАЗНЬ ДЕКАБРИСТОВ (THE EXECUTION OF THE DECEMBRISTS)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КАЗНЬ ДЕКАБРИСТОВ

(THE EXECUTION OF THE DECEMBRISTS)

К

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана.  1830-е годы

14 (26) декабря 1825 года в России стало одной из самых драматических страниц в ее истории, связанной с восстанием декабристов  в Петербурге.

С высоты нынешних лет оно видится и представляется примерно так:

Молодые красивые русские офицеры, одолев Наполеона в Отечественной войне 1812 года и совершив затем с 1813 по 1815 год заграничный поход в Европу, посмотрели на тамошнюю красивую жизнь в сравнении с бедной и несчастной Россией. Желание сделать свою страну лучше заставило многих из них создать тайные общества, на которых они рассуждали как им обустроить Россию. Желание у офицеров было благое – изменить в лучшую сторону внутренний уклад Российской империи, ограничить самодержавие и отменить крепостное право. А тут как раз подвернулся удобный случай для перемен. Прежний император Александр I скончался, а на престоле его должен был сменить третий сын Павла I — Николай I.

Василий Тим

Картина Василия Тима. «Восстание декабристов». (1853).

Члены тайных офицерских обществ решили, что настала пора действовать. Только в силу своих душевных качеств действовать они хотели красиво и благородно. Не захватывать наследника престола, не душить его шарфом или подушкой, не бить табакеркой, а чинно поставить перед фактом, что народ ждет от него перемен. Господа офицеры планировали вывести войска к зданию сената, и до того, как сенаторы и армия присягнут новому императору Николаю Павловичу, зачитать им «Манифест к  русскому народу», согласно которому в России уничтожалось самодержавие и крепостное право, вводились гражданские свободы.

Так они и поступили. 14 декабря декабристы к 11 часам вывели на Сенатскую площадь около 3020 солдат Московского, Гренадерского и Гвардейского морского экипажа полков. Однако предупрежденный о готовящемся восстании Николай уже к 7 часам утра принял присягу у членов Сената, став официально императором России.

Картина Авенира Пароменко. «Восстание Декабристов». (1975)

Николая не готовили к управлению страной, а сам он тяготел к военному делу. Может быть поэтому, он столь быстро и просто расправился с восстанием декабристов, совпавшим с его восшествием на престол. В отличие от них царь не стал заморачиваться по поводу того, чтобы поступать красиво и благородно. Восставшие войска и собравшиеся посмотреть на них гражданские люди были расстреляны картечью на Сенатской площади в столице и на юге России. Только на Сенатской площади 14 декабря на погибли 1.271 человек. Из них — один генерал, 18 офицеров, 282 солдата и 1.170 штатских, из которых 79 женщин и 150 детей.

Картина А.Мельникова. «Восстание декабристов на Сенатской площади, 1825 г.»

А потом начались репрессии. К следствию были привлечены 545 декабристов, из них 289 – признаны виновными. Пятеро руководителей восстания приговорены к смертной казни: полковник Пестель, поэт Рылеев, полковник Муравьев-Апостол, подпоручик Бестужев-Рюмин и отставной поручик Каховский.

По свидетельству декабриста Н.Р.Цебрикова, в разговоре с Веллингтоном Николай I обещал «удивить Европу» своим «милосердием». И удивил. Пушкин записал мнение одного удивленного англичанина: «У нас по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено вероятно тысячи три человек!»

Однако даже казнь всего лишь этих пятерых стала настоящим потрясением для России. Прежде всего, потому, что страна уже отвыкла от публичных казней. Последние из них – казни Мировича и Пугачева произошли еще во времена Екатерины Великой.

Петр Игнатьев

Эскиз Петра Игнатьева. «Декабристы». (1971)

Николай I, опасавшийся взрыва общественного возмущения, постарался сделать и эту казнь непубличной. Ее время и место, и даже приготовления к ней были строго засекречены, ее исполнители тщательно отобраны и круг их предельно ограничен. Чтобы устранить возможность каких- либо общественных манифестаций, о казни не было предварительного оповещения, как это делал царь Петр. Лишь после нее пост-фактум появилась информация в прессе о дате экзекуции задним числом. Но даже, несмотря на эту конспирацию, решили еще подстраховаться и провести казнь в три часа ночи, когда весь город спит.

О том, как власть ответственно подошла к лишению жизни пяти далеко не самых высокопоставленных офицеров, свидетельствует и то, что сценарий казни разрабатывал сам император, а его воплощение в жизнь было поручено «самым надежным» людям: петербургскому генерал-губернатору П.В.Голенищеву-Кутузову, военному министру А.И.Чернышеву, шефу жандармов А.Х.Бенкендорфу.

Семен Левенков

Картина Семена Левенкова. «Казнь декабристов». Около 1950 года.

Однако, несмотря на такую солидную подготовку, как это нередко случается в России, в ответственный момент все пошло шиворот на выворот.

Во-первых, из-за ряда непредвиденных обстоятельств казнь пришлось перенести с трех часов ночи на раннее утро. Во-вторых, несмотря на всю конспирацию, на кронверке Петропавловской крепости, где должна была состояться экзекуция, собралось немало народа. И, наконец, сама казнь не обошлась без казусов.

Первоначально декабристы: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский были приговорены к четвертованию, но император Николай I высочайшей милостью заменил отсечение рук и ног повешением. Казнь состоялась 25 (13 по старому стилю) июля 1826 года. По приказу царя всех приговоренных, одетых в белые саваны, предварительно отпели живыми. А саму процедуру казни историк Шницлер описал так:

«13 июля 1826 г. близ крепостного вала, против небольшой церкви Святой Троицы на берегу Невы, начали с двух часов утра устраивать виселицу таких размеров, чтобы на ней можно было повесить пятерых… На валу появились пятеро осужденных на смерть. По дальности расстояния зрителям трудно было распознать их лица; виднелись только серые шинели с поднятыми верхами, которыми закрывались их головы. Они всходили один за другим на помост и на скамейки, поставленные рядом под виселицей, в порядке, как было назначено в приговоре. Пестель был крайним с правой, Каховский — с левой стороны. Каждому обмотали шею веревкой; палач сошел с помоста, и тут же в минуту помост рухнул вниз.

Декабристы Казнь декабристов-2

Пестель и Каховский повисли, но трое тех, которые были промежду ними, остались пощажены смертью. Ужасное зрелище представилось зрителям. Плохо затянутые веревки скользнули по верху шинели, и несчастные попадали вниз в разверстую дыру, ударяясь о лестницы и скамейки. Так как государь находился в Царском Селе и никто не посмел отдать приказ об отсрочке казни, то им пришлось испытать предсмертные муки. Помост немедленно поправили и взвели на него упавших. Рылеев, несмотря на падение, шел твердо, но не мог удержаться от горестного восклицания: «И так скажут, что мне ничто не удавалось — даже и умереть!» Другие уверяют, будто бы он кроме того воскликнул: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!»

Слова эти приписываются также Сергею Муравьеву-Апостолу, который так же, как и Рылеев, бодро всходил на помост. Бестужев-Рюмин, вероятно, потерпевший более сильные ушибы, не мог держаться на ногах, и его взносили. Опять затянули им шеи веревками и на этот раз успешно. Прошло несколько секунд, и барабанный бой возвестил, что человеческое правосудие исполнилось. Это было в исход пятого часа. Войска и зрители разошлись в молчании, час спустя вся улица была убрана».

А петербургский губернатор Павел Голенищев‑Кутузов представил императору докладную записку со словами: «По неопытности наших палачей и неумению устраивать виселицы при первом разе трое, а именно Рылеев, Каховский и Муравьев, сорвались, но вскоре были опять повешены и понесли заслуженную смерть».

Любопытно, что один из потомков казненного декабриста Муравьева — граф М.Н.Муравьев за усмирение польского восстания 1863 года получил прозвище «Вешатель». Когда ему напоминали про родственника-декабриста, тот отвечал: «Я не из тех Муравьевых, которых вешают, а из тех Муравьевых, которые вешают».

Повесив пятерых и сгноив «во глубине сибирских руд» кучу людей, которые душой болели за Россию, Николай I не только не стал ничего менять в России, но еще и отправил почти 200 тысяч русских солдат убивать и умирать в Венгрию, чтобы сохранить престол австрийскому императору. И венцом его правления стало позорное поражение на своей территории в Крымской войне.

Олег Логинов

Статьи и фоторейтинги по теме:

Казнь народовольцев 

Казнь Александра Ульянова 

Революционные инквизиторши 

Оставьте отзыв