КАЗНЬ СТЕПАНА ГЛЕБОВА
(THE EXECUTION OF STEPAN GLEBOV)
Свою первую жену Евдокию Лопухину царь Петр не любил. Говорят, что воспитанная в духе русского Домостроя, Евдокия не разделяла интересов прозападного мужа, но при этом еще и обладала достаточно независимым характером, чтобы не потакать ему. В путешествии по Европе, поглядев на тамошнее бытие, Петр окончательно понял, что с Евдокией ему не по пути. И из Лондона отписал своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы, чтобы они уговорили Евдокию постричься в монахини. Но царица совсем не желала менять светские радости на монашеское затворничество, и наотрез отказалась. Когда Петр в августе 1698 года вернулся на родину, то отправился не к законной жене, а к любовнице — Анне Монс. С женой он увиделся лишь через неделю и сразу без обиняков предложил ей собирать вещички и отправляться в монастырь.
Евгений Демаков. «Пётр I и Евдокия Лопухина». (2011)
В сериале «Тюдоры» (2007-2010) наглядно показывается сколько сил и времени положил Генрих VIII, чтобы развестись со своей первой женой Екатериной Арагонской. И, наконец, добился развода только ценой разрыва с Римско-католической церковью. Но Россия – не Англия. Спустя три недели после разговора Петра с супругой, Екатерину уже везли под конвоем в Суздальско-Покровский монастырь, где она была пострижена под именем иноки Елены.
Спустя несколько лет Петру I донесли, что майор Степан Глебов, будучи комиссаром по набору рекрутов, посетил монастырь, где содержалась в заточении опальная царица, и вступил в ней в связь.
Если это так, то расплата за любовь для майора стала просто ужасной. Его подвергли двойной казни — физической и религиозной. Глебова четырежды пытали. Сначала пороли кнутом. Потом к открытым ранам после порки прикладывали раскаленные угли. Но Степан и после этого упорствовал и не сознавался, что спал с бывшей царицей. Тогда Петр I приказал привязать его к доске, утыканной гвоздями. Глебов пролежал без движения на этой доске трое суток, после чего не выдержал и «сломался». Он признался и в том, что спал с Евдокией и в том, что состоял в заговоре с епископом Ростовским Досифеем. Так, что казнили Глебова не за секс с царицей, а заговор против государя.
Однако его не четвертовали как других изменников. А предали эксклюзивному для России способу умерщвления. 15 марта 1718 года в Москве в третьем часу пополудни Степана Глебова живьем посадили на неструганый «персидский» кол. Во время этой жесточайшей экзекуции он не проронил ни слова, а на все призывы к покаянию со стороны священников отвечал, что каяться ему не в чем. По отношению к майору проявили некое садистское милосердие – для защиты от свирепствовавшего тридцатиградусного мороз, его укутали в теплую меховую шубу и надели шапку. Но это только продлило муки несчастно. Он умирал около 16 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.
Смерть Глебова последовала в половине восьмого утра 16 марта. Говорят, что на рассвете перед смертью Степан успел испросить украдкой у одного иеромонаха причащение святых тайн, после чего скончался.
Голова его была отрублена, а тело было снято с кола и брошено среди тел других казненных.
Спустя три года Петр I вновь вспомнил про Степана Глебова и повелел Святейшему Синоду предать его церковному проклятию. Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский предал Глебова анафеме в специальном указе от 22 ноября 1721 года, в котором называл его «злолютым закона Божия преступником», «царского величества противником», «лютейшим благочестия преступником и презирателем».
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги про казни в России: