УБИЙСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА
(THE MURDER OF MIKHAIL ROMANOV)
Великий князь Михаил Александрович Романов, младший брат императора Николая II, фактически самоустранился от царственной династии самовольным проступком – женитьбой на дважды разведенной и совсем незнатной особе Наталье Вульферт. Наказание за самовольство последовало незамедлительно. Великий князь был изгнан со службы, лишен флигель-адъютантского чина и права на условное регентство, полученное после рождения цесаревича Алексея. В общем, превратился в частного человека. Однако это совсем не мешало Михаилу Александровичу, проводить приятный образ жизни с супругой, — то в Париже, то в Каннах, то в Лондоне. Однако когда началась Первая мировая война, он патриотично поспешил на родину, где был произведен в генерал-майоры и назначен командующим Кавказской конной дивизией с зачислением в свиту.
Второй раз Великий князь Михаил Александрович превратился в частного человека после Февральской революции. У него был шанс изменить историю России, когда Николай II отрекся от престола в его пользу. Но, судя по всему, Михаил Александрович просто не захотел взваливать на свои плечи бремя ответственности за страну. Он отказался от престола, уехал в Гатчину, где погрузился в обычный ритм провинциальной жизни, самоустранившись от политических страстей. Похоже, что единственным его желанием было уехать в благополучную Англию, подальше от российских политических катаклизмов. Но англичане не горели желанием его видеть у себя, а большевики не хотели его отпускать. Они сослали великого князя в Пермь, где он жил скромно и скучно.
В ночь с 12 на 13 июня 1918 года группа вооруженных рабочих-большевиков в составе: А. Маркин, Н. Жужгов, В. Иванченко, И. Колпащиков во главе с чекистом Мясниковым ворвалась в номер гостиницы «Королевская», где проживал великий князь Михаил Александрович Романов. Князя разбудили и предъявили подложные документы губчека о срочном выезде из Перми. Михаил Романов отнесся к визитерам недоверчиво, отказался следовать за ними и потребовал вызвать врача и председателя местной ЧК Малкова. Однако уже прошли времена, когда члены царской семьи считались священными особами. Рабочие разъяснили великому князю, что если он не пойдет с ними добровольно, ему придется пойти насильно. Андрей Марков впоследствии описывал эту ситуацию так:
«Михаила Романова и его секретаря Джонсона посадили в фаэтоны и повезли по тракту в сторону Мотовилихи. Доехали до складов, что в 5 верстах от села. Ещё через версту повернули направо в лес… По дороге никого не встретили, была ночь. Отъехав сажен 100–120, остановились. Я быстро выскочил и потребовал, чтобы мой седок Джонсон тоже вышел. И только он стал выходить из фаэтона – я выстрелил ему в висок; он, качаясь, упал. Товарищи в это время проделали то же самое, но только ранили Романова. Он с растопыренными руками побежал по направлению ко мне, прося проститься с секретарем. Мне пришлось на довольно близком расстоянии (около сажени) сделать второй выстрел в голову Романова, отчего он свалился тотчас же. Всё было кончено…».
Фотография на память после совершения злодеяния. Слева направо: А. В. Марков, И. Ф. Колпащиков, Г. И. Мясников, В. А. Иванченко, Н. В. Жужгов
Расправа над великим князем Михаилом Романовым была предпринята из боязни, что вокруг него могут объединиться белогвардейские части, которые захватят власть не только в Перми, но и в России. В общем, по принципу «нет человека – нет проблемы» его и ликвидировали. Любопытно, что в ходе убийства у Колпащиков в барабане револьвера застрял патрон, а пистолет Жужгова дал осечку. Но, тем не менее, злодеяние все равно свершилось.
Устроившая расправу Пермская ГубЧК, чтобы обелить себя отправила телеграммы в Москву, Петроград и Екатеринбург о том, что неизвестные в солдатской форме похитили Михаила Романова и Брайана Джонсона. После этого информацию о похищении напечатали и уральские газеты, Говорят, что другим членам царской семьи Романовых, находившимся в Алапаевске и Екатеринбурге, и вовсе сказали, что великий князь Михаил Александрович сбежал. И под этим предлогом ужесточили условия их содержания. Позже, по постановлению Пермской ГубЧК от 9 октября 1918 года, были расстреляны 7 невинных людей, якобы за организацию побега великого князя.
А место захоронения Михаила Романова и Брайана Джонсона так и не установлено. По одной из легенд их тела сожгли в топке мотовилихинского завода.
Олег Логинов