ПЕЧАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ 1993-го (SAD OCTOBER 1993)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ПЕЧАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ 1993-го

(SAD OCTOBER 1993)

3 октября 1993 года в России случилась очередная драма: противостояние парламента и Президента перешло в вооруженное столкновение, в результате которого, по меньшей мере, 123 человека были убиты, 384 – ранены.

До сих пор непонятны причины бойни случившейся в Москве и выставившей Россию позорищем перед всем миром, подобием какой-то дикой африканской страны, где в ходу для решения политических споров военные перевороты. А потому складывается впечатление, что никаких особых причин, кроме банальных амбиций и стремления к власти по сути и не было. И как обычно, крайними оказались простые люди по принципу: «паны дерутся – у холопов чубы трещат».

Главным же результатом всей этой столичной заварухи стало то, что народ окончательно потерял уважение к власти. Все главные действующие лица и исполнители в этой драме выглядели не в лучшем свете.

ПАНЫ ДЕРУТСЯ

Две ветви власти – законодательная и исполнительная, а вернее президентская команда и парламент продолжительное время тянули одеяло на себя и выяснили кто круче. Наконец президента России Бориса Ельцина это достало, и он решил показать кто в доме хозяин, подписав 21 сентября 1993 года указ «О поэтапной конституционной реформе», которым распускал Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначал на 12 декабря 1993 выборы в новый представительный орган — Федеральное Собрание. Несколькими днями позже Ельцин издал указы о проведении 12 июня 1994 выборов президента РФ, а также о назначении на 12 декабря 1993 референдума о принятии новой Конституции — одновременно с выборами в Федеральное Собрание.

Но тут парламент решил показать, что круче все же он. 23 сентября 1993 года парламентарии объявили президентские полномочия Ельцина прекращенными, в соответствии со статьей 121-6 Конституции, и поручили исполнение обязанностей президента РФ Руцкому. На их сторону встал и Конституционный Суд, подтвердивший легитимность парламентского решения.

Из-за отключения электроэнергии депутаты проводят заседание при свечах. 1993

Борис Ельцин не зря был много лет видным партийным деятелем. Он пошел по ленинскому пути. Когда Ленин принимал решение о разгоне учредительного собрания, он сказал, что раз уж депутаты собрались, то пусть заседают пока не надоест и спокойно разойдутся по домам, а потом двери в Учредительное собрание закрыть и снова их туда не пускать. Но и среди новых российских парламентариев было немало партийцев, которые историю КПСС знали. А потому они решили никуда не расходиться и доказать, что они не какое-то там безвольно капитулировавшее Учредительное собрание, а сила.

И.о. президента Руцкой и Председатель Верховного Совета Хасбулатов возвестили кому смогли, что они теперь главные в стране и начали формировать собственное правительство. Как это происходило можно представить на примере Василия Трушина, который установил рекорд, пробыв в должности министра внутренних дел всего одну ночь. Вечером 3 октября 2003 года Трушину, находившемуся тогда на пенсии, позвонили домой и попросили приехать в Дом Советов. Он приехал. Встретился с самопровозглашенным и.о. президента Руцким, который предложил ему занять пост Министра внутренних дел. Трушин согласился и вскоре получил на руки копию Указа президента о назначении, подписанную Руцким. Так вот легко и просто раздавались в те дни министерские портфели. Как говорится раз-два и в дамки. Однако спустя несколько часов, проведенных в Доме Советов, Василий Петрович понял, что попал не в дамки, а просто «попал». Ситуация в здании, где расположилась альтернативная власть, по его образному выражению напомнила ему махновское гуляй-поле. Он понял, что перспектив у нее нет, потому под утро по-английски, не прощаясь, отправился домой.

У ХОЛОПОВ ЧУБЫ ТРЕЩАТ

Сформировали в Белом доме и собственные силовые структуры, руководить которыми поставили генерала Макашова. Ни армии, ни милиции, ни собственно народу ввязываться в разборки среди верхушки власти откровенно не хотелось. Харизматичных лидеров, способных жечь глаголом сердца людей и словно Данко повести народ за собой у оппозиции не было, впрочем, как и у власти. Поэтому боевые отряды оппозиции формировались непонятно из кого. Сказать, что они напоминали махновскую вольницу – сделать им комплимент. У Махно армия была на порядок организованнее.

Макашов повел этих непонятно кто, вооруженных непонятно чем, на штурм московской мэрии. Мэрия была захвачена практически сходу и без жертв. Почти все ее защитники, получив приказ на отход, успели ретироваться, из-за неразберихи в здании осталось лишь небольшое число солдат ВВ. Врезались в память телевизионные кадры, как борцы за свободу унижают этих мальчиков-солдатиков.

На волне энтузиазма боевые отряды оппозиции отправились штурмовать телецентр Останкино. Оборона Останкино позже была представлена властью как героическая страница российской истории. А главными героями — бойцы спецподразделения «Витязь», которые, когда кругом царили хаос и неразбериха, примчались защищать телецентр. И хотя бойня у Останкино – это трагедия, и отнюдь не героическая, но бойцы «Витязя», может быть, спасли Россию от гражданской войны.

Позже говорили, что перестрелка у «Останкино» началась случайно. Якобы макашовский гранатометчик непроизвольно нажал на спуск, послав гранату в телецентр. От ее разрыва был убит один из бойцов «Витязя». И тогда его товарищи открыли шквальный огонь по людям у телецентра, не разбирая, кто боевик, а кто просто зевака.

Площадь перед Останкино была усеяна убитыми и ранеными, живые в ужасе вжимались в асфальт – на открытом месте негде было спрятаться.

ПОЧЕРНЕВШИЙ БЕЛЫЙ ДОМ

Защитив телецентр, власть перешла в наступление. Рано утром 4 октября центр Москвы был разбужен грохотом автоматных и пулеметных очередей. К Белому Дому с разных концов подходили колонны бронетранспортеров. Баррикады, оборонявшие подступы к Дому Советов оказались малоэффективной преградой. Их защитники поспешили ретироваться. Пули засвистели и в лагере, где в палатках перед Белым домом коротали ночь порядка 1,5-2 тысяч идейных сторонников Парламента. Среди них началась паника. Кто-то бросился в поисках спасения к Белому Дому, остальные ломанулись в разные стороны.

Под контролем оппозиции остался лишь Дом Советов. Вскоре начался его штурм, сочетавший в себе обстрел из танков и БТР и проникновение в здание отдельных групп. Им противостояли «непримиримые» из числа членов «Союза офицеров» и ряда других организаций, примерно 250-300 человек. Подразделения спецназа МВД и десантники постепенно оттесняли их с этажа на этаж. К 16.00 в здание проникли представители специальной группы по борьбе с терроризмом «Альфа». Они заявили о своем нежелании участвовать в войне со своими согражданами и также сообщили о своей готовности обеспечить выход из здания всем безоружным и тем, кто сложит оружие.

Ни Руцкому, ни Хасбулатову, ни их сторонникам умирать не хотелось, и они согласились на капитуляцию. Октябрьская заваруха закончилась, оставив на память о себе изуродованный танковыми снарядами и гарью фасад Белого Дома, который с удовольствием еще долго снимали журналисты и туристы.

ЭПИЛОГ

Главным итогом событий октября 1993 года в России стало полнейшее разочарование народа во власти. Особенно негативно выглядели лидеры оппозиции. Именно они развязали кровопролитие. 3 октября Руцкой, выступая перед многотысячной толпой, собравшейся перед Домом Советов, призывал ее штурмовать мэрию и Останкино, т.е. посылал народ под пули, а когда стрелять начали по нему, принялся взывать к военным летчикам, чтобы они поднимали боевые машины для спасения оппозиции. Нисколько не лучше, а может быть, даже хуже выглядел Хасбулатов. Он представлялся иезуитски коварным подстрекателем, чеченцем, призывавшем русских убивать русских. «Ястреб войны» Макашов представлялся апологетом тупой армейской муштры. Он тупо повел в лобовую атаку толпу на телецентр и тупо положил там кучу народа.

Нисколько не лучше выглядели и представители власти. Особенно вице-премьер Правительства России Гайдар. Он без терзаний совести сначала устроил народу экономическую шоковую терапию, а потом, 3 октября в 22 часа попросил его выйти на улицы к Кремлю и Моссовету, чтобы прикрыть власть своими телами. Призвать безоружных людей выйти под пули боевиков, было то ли показателем испуга власти, то ли намеренной провокацией. Руководитель штурма Белого Дома, министр обороны Грачев выглядел самодовольным победителем, что смотрелось не совсем приятно в данной ситуации. А свои полководческие таланты он вскоре показал в Чечне, с треском провалив штурм Грозного.

Единственно кому народ тогда сочувствовал, был президент РФ Борис Ельцин. Мол, мужику и так туго приходится, а тут еще оппозиция палки в колеса вставляет. Но оказалось, что избавившись от оппозиции, Ельцин стал править все хуже и хуже.

Олег Логинов

Статьи по теме:

Похищение Кари Свенсон 

Резня в Исадах 

Самооборона Сагры 

Титаник потопили миллиардеры 

Оставьте отзыв