«ЯЙЦА В ПАСТИ»
(NICK LEESON)
В ноябре 2007 года Ник Лисон проводил в Москве семинар для трейдеров под девизом: «Я обанкротил «Barings Bank», а вас я научу контролировать риски!» По странному совпадению количество банкротств в России уже в следующем году резко скакнуло вверх.
БЛЕСТЯЩАЯ КАРЬЕРА
Ник Лисон родился в 1967 году в небольшом английском городе Ватфорд, в семье штукатура. И с детства хотел стать финансовым воротилой. Не беда, что у него имелись проблемы с математикой, благодаря изворотливости он успешно сдавал все экзамены. После окончания колледжа, Лисона приняли на работу старейших и солиднейших банков Великобритании – «Бэрингс». Почалу его банковская карьера складывалась весьма успешно. В 1992 году перспективного дилера отправили в Сингапурское отделение банка, где делались большие биржевые обороты.
В сложной биржевой игре Ник чувствовал себя как рыба в воде, а потрясающая интуиция принесла ему репутацию счастливчика и финансового дарования. Необычайным образом, прогнозируя конъюнктуру ценных бумаг, он неизменно выигрывал. Его назначили управляющим отдела.
После того как Лисон принес «Бэрингсу» несколько десятков миллионов фунтов стерлингов прибыли, руководство банка уверовало в его счастливую звезду и стало всецело ему доверять. Однако на самом деле Лисон не был ни везунчиком, ни финансовым гением. Видимые успехи были во многом обусловлены его изворотливостью. Прибыли он показывал, а убытки скрывал. Главным достижением удачливого трейдера стала разработанная им система по сокрытию убытков в финансовом учете банка, которая основывалась на встречных сделках банка с самим собой.
ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Таким способом Ник в 1992 году спрятал убытков на 2 млн. фунтов, в 1993-м – на 21 млн. фунтов, а в 1994-м – 185 млн. фунтов! И так искусно, что даже известная аудиторская компания «Deloitte & Touche» не заметила, что банк несет многомиллионные убытки. Лисон был игрок по натуре, потеряв деньги раз, он все время пытался отыграться и ставил на кон все больше и больше. Позже он писал:
«На трейдерском жаргоне мое положение называлось «яйца в пасти»… Так обычно называют текущий убыток в 3 млн. фунтов, ну, в 5 млн. Но я так давно перешагнул этот рубеж, что полностью потерял ощущение реальности. Мне уже не нужны были эти мелкие сделки, мне было неинтересно отщипывать крохи прибыли, как рыбка, обсасывающая куски коралла в поисках пропитания. Я страстно желал только одного – реального движения рынка! Только в этом случае я смог бы отбить все убытки. Только тогда мои яйца чудесным образом выскочили бы из пасти рынка. Если же рынок двинется вниз – зубы сомкнутся».
«Зубы в пасти» с ущербом для Ника сомкнулись после того как азиатские биржевые индексы рухнули в начале 1995 года из-за землетрясения в японском городе Кобе. Незадолго до этого Лисон на свой страх и риск, без согласования с руководством банка, начал крупную финансовую операцию. И весьма рискованно приобрел на Токийской бирже 20 тысяч фьючерсных контрактов, связанных с ценными бумагами «Никей-225». Может быть, подключись руководство банка сразу к ликвидации последствий неудачной сделки, ущерб удалось бы минимизировать, но оно пребывало в неведении. А когда узнало, последствия были непоправимы.
КРАХ БАНКА
23 февраля 1995 года Лисон прислал факс своему шефу с короткой фразой: «Я извиняюсь». А сам как сквозь землю канул. Вскоре выяснилось, что его авантюры нанесли банку ущерб, превышающий сил 827 млн. фунтов, или 1,4 млрд. долларов. Как результат, банк «Бэрингс», основанный в 1762 году, который кредитовал покупку США у Франции штата Луизиана, который финансировал еще военную кампанию против Наполеона, и в котором граф Монте-Кристо, согласно книге, хранил свои сокровища, со скандалом лопнул. Не помогло даже то, что в «Бэрингсе» хранили свои сбережения принц Чарльз и королева Елизавета II.
Руководство банка «Бэрингс» пребывало в панике. Президент банка и потомок его основателя Питер Бэринг обратился за помощью к управляющему Национального банка Англии Эдди Джорджу. И тот отнесся к его проблеме весьма ответственно. Звонок Бэринга застал Джорджа на швейцарском курорте Авориаз, куда он только успел добраться, чтобы провести выходные. Управляющий даже не стал распаковывать лыжи, а первым же рейсом вернулся в Лондон. Но вероятно, потом Эдди Джордж призадумался, что как-то не очень правильно помогать банкиру, явившему свою некомпетентность. И позволившему поставить на грань краха свой банк 28-летнему трейдеру, сидящему в филиале на краю света на не бог весть какой должности. И отказал в помощи. После этого Питер Бэринг потерял надежду сохранить банк в собственности и готов был продать его на любых условиях. Показалось, что покупатель нашелся. Однако султан Брунея, ознакомившись с балансом «Бэрингс», отказался его покупать. Конец 233-летней истории именитого британского банка получился бесславным. Высший суд Британии признал «Бэрингс» банкротом, после чего он был продан за символическую сумму 1 фунт стерлингов голландской банковской группе ING и стал ее подразделением.
ПОСЛЕ ТЮРЬМЫ СЛАВА
Между тем Ник не захотел покорно ждать расплаты и подался в бега. Однако он не стал, как партизан, скрываться в лесах или, как подпольщик, отсиживаться на чужой квартире. Нет, в то время как тысячи вкладчиков молились, чтобы им повезло и банк «Бэрингс» не сгорел, похоронив их деньги, Лисон отдыхал в лучшем отеле Малайзии, загорал на пляже и отмечал свой день рождения с женой. Однако его счастливая звезда явно закатилась. Когда Ник вылетел с женой из Малайзии в Германию, клерк продававший ему билет на самолет, уже сообщил, куда отправился аферист, фото которого не сходит со страниц газет. В результате, сошедшего с самолета во Франкфурте-на-Майне, Лисона в аэропорту уже поджидала полиция. Он сразу все понял и честно заявил стражам порядка: «Я тот, кого вы разыскиваете».
А потом был суд. Где бывшего финансового гения определили на шесть с половиной лет в тюрьму. В тюрьме у Ника обнаружили рак толстой кишки, и его прооперировали. Вместе с хорошим поведением это зачлось ему, когда апелляционная комиссия решила освободить его через три с половиной года. 4 июля 1999 года он вышел из Сингапурской тюрьмы на свободу с чистой совестью
Жена Лисона проявила себя почти декабристкой. Она специально пошла работать стюардессой, чтобы навещать его в сингапурской тюрьме. А он взял да и вывалил все их «семейное грязное белье» в автобиографической книге «Rogue Trader» («Жуликоватый трейдер»), которую написал сидя в камере. Эта книга стала причиной его развода, зато принесла Нику Лисону еще большую популярность. По ней в Голливуде сняли одноименный фильм (в российском прокате – «Аферист»).
Понятно, что ни один банк мира более никогда не захочет видеть Лисона в числе своих сотрудников. Поэтому он устроился работать генеральным директором ирландского футбольного клуба «Galway United». И проводит семинары по биржевой торговле. Причем берет за это не менее 100 тысяч долларов.
Олег Логинов
Статьи по теме:
Рейтинг по теме «Самые мировые аферисты»