КАЗНИ САЛЕМСКИХ ВЕДЬМ
(EXECUTION OF SALEM WITCHES)
Во времена процессов над ведьмами в штате Массачусетс, США, у людей была весьма богатая фантазия в отношении козней Дьявола, но по части придумывания названий у них, видимо, было туго. Поэтому в штате были город Салем и поселок Салем, расположенные неподалеку друг от друга.
СТРАСТИ В ПОСЕЛКЕ САЛЕМ
Американские колонисты, жившие в конце XVII века в поселке Салем возле одноименного города, пребывали в постоянном страхе. Вокруг блуждали дикие и жестокие племена индейцев, любая болезнь могла закончиться летальным исходом, поскольку на медицину в ту пору уповать было сложно, природные явления, грозившие уничтожить урожай и обречь поселенцев на голод, казались происками Дьявола. С самим Дьяволом бороться людям было не под силу, но зато они могли совладать с его приспешниками – колдунами и ведьмами.
Эти взгляды усугублялись тем, что Салем был основан пуританами. Будучи религиозно-фанатичными людьми, пуритане отрицали иконы и мощи святых. А потому защититься от Дьявола могли только молитвой или казнью колдунов и ведьм. К тому же они были уверены, что ведьмы гораздо опаснее колдунов, поскольку их больше в силу того, что женщины легче поддаются влиянию Дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство. Сильнее всего в происках Дьявола против рода человеческого были уверены священнослужители. Те, кто верил в Бога, верил и в Дьявола. Проповедовать слово Божье в салемскую глушь приехал из Бостона священник Сэмюель Пэррис. С собой он привез жену, дочь, племянницу и рабыню Титубу, индианку из племени карибов, которую купил когда-то на Барбадосе.
20 января 1692 года в поселке Салем заболела 9-летняя дочь проповедника, Бетти Пэррис и его 11-летняя племянница Абигейл Уильямс. Причем, болезнь поразившая их, была какой-то странной. Девочки корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колет их булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши. Доктор Уильям Григгс был знаком с симптомами простуды и оспы, но в данном случае болезнь была связана не с телом, а с духом. Поэтому он дал заключение, что медицина тут бессильна, а все дело в кознях нечистой силы. Вскоре похожие симптомы появились у пяти подружек заболевших девочек. Это было похоже на эпидемию. А эпидемия в те время – страшная вещь для поселенцев.
Был в поселке один трезвомыслящий человек. Джон Проктор, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Удивительно, но это помогло. Служанка тут же излечилась от падучей. Но большинство жителей поселка были иного мнения. Раз доктор и священник в один голос заявляют, что это колдовство, значит -точно колдовство. Подозреваемую долго искать не пришлось. Подозрения сразу пали на рабыню священника Титубу. Она была привезена Пэррисом из Барбадосса, где как известно был распространен колдовской культ Вуду.
Спасти жену дали шанс мужу Титубы, индейцу Джону, которого заставили сделать «ведьмину лепешку». Рецепт ее приготовления был довольно оригинален: «Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Не помогло.
А между тем, корчащиеся девочки указали еще на трех ведьм – нищенку Сару Гуд, калеку Сару Осборн и Марту Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка. 29 февраля 1692 года всех трех арестовали и подвергли их тела осмотру на предмет «ведьминых сосцов», родинок или бородавок, необычной формы, посредством которых, как считалось, ведьмы кормят демонов. Но общественное мнение уже не сомневалось в их виновности, все арестованные женщины длительное время не посещали церковь. А какая ведьма туда пойдет.
Титуба, которая находилась дольше других в заключении, первой начала давать признательные показания. Она рассказала, что ее навещал некий человек из Бостона, который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. По всем признакам выходило, что ее навещал сам Сатана. Она также сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, после чего они дружно летали по воздуху на метлах. Что тут скажешь, рабыня, она и есть рабыня.
А между тем, благодаря показаниям припадочным девочек, количество разоблаченных ведьм в Салеме ширилось. По их наветам были задержаны Марта Кори, Ребекка Нерс. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, Четырехлетнюю малышку продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока ее мать не казнили.
ПРАВОСУДИЕ В ГОРОДЕ САЛЕМ
К тому времени основные события уже переместили из поселка Салем в одноименный город, где мае 1692 года начался суд над ведьмами. Губернатор Фипс назначил председателем суда Уильяма Стафтона, не имевшего юридического образования. Надо полагать, что губернатор резонно рассудил, что разоблачениям ведьм на юрфаке не учат.
Первой приговоренной стала хозяйка двух таверн Бриджет Бишоп. Ей было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером и эксцентрично одевалась. Пуритан раздражали ее красные платья, в которых она щеголяла по улицам. Поэтому с признанием ее ведьмой проблем не возникло. Доказательства ее связей с нечистой силой были просто убойные. Например, городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина на себя не наденет. А другой свидетель поклялся, что видел, как дух состоятельной дамы Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Однако хозяйка таверны, это вам не рабыня с Барбадоса. Бишоп на суде держалась смело, ни на йоту не признавая своей вины. Однако это не спасло ее от повешения. Доказательством вины стала найденная у нее на теле подозрительная бородавка, которая была признана экспертами, как «ведьмин сосок». Пожилую Бишоп суд 2 июня признал виновной. Так, 10 июня 1692 года в ее лице была повешена первая «салемская ведьма».
19 июля 1692 года та же участь постигла Ребекку Нерс, Сару Гуд и еще несколько женщин. Самой гордой из них, и, возможно, единственной, кто обладал сверхестественными способностями, оказалась нищенка и любительница покурить трубку Сара Гуд. Уже стоя на Холме Виселиц с петлей на шее, Сара крикнула священнику Николасу Ноесу, вовлеченному в судебный процесс:
— Ты — лжец. Я не большая ведьма, чем ты — колдун. Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью.
Проклятие Гуд настигло священника. Ноес умер от кровотечения через рот.
Самая богатая фантазия среди припадочных девочек оказалась у 12-летней Анны Путнам. Она и разоблачила главного злодея, указав на бывшего священника в поселке Салем — Джорджа Барроуза. Ана заявила, что он угрозами заставлял ее расписываться в Книге Сатаны, а еще околдовал солдат, которые из-за этого потерпели поражение в войне с индейцами в 1688-1689 гг. Местные жители отказывались верить в виновность Берроуза, которого хорошо знали. Но на основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли смертный приговор. Нашлось и некое вещественное доказательство его вины.
На суде, который проходил уже в городе Салем, девочки обвинили Барроуза в том, что он их покусал, уже находясь в тюрьме. И продемонстрировали отметины его зубов. Говорят, что после этого судьи велел открыть Барроузу рот и увидел что его зубы отличались от зубов других людей. 5 августа 1692 года он был приговорен к смертной казни путем повешения, вместе с пятью другими обвиняемыми. Они были казнены 19 августа 1692 года.
Последнюю попытку спасти себя пастор Бэрроуз предпринял уже стоя на Холме Виселиц под деревом, на котором в Салеме вешали осужденных. Он без запинки прочитал молитву «Отче наш», чего считается ни ведьма, ни колдун сделать не в силах. Но его все равно повесили.
В марте 1692 года была арестована и обвинена в колдовстве Марта Кори, жена 80-летнего фермера Джайлса Кори. Сам Джайлс дал показания против своей супруги, но в апреле того же года арестовали и его. В соответствии с законом того времени, если человек не признавал свою вину, его нельзя было судить. В попытке заставить Кори признать свою вину шериф 19 сентября 1692 года подверг его пытке peine forte et dure. На грудь Кори положили тяжелые камни. Если подозреваемый погибал под пыткой, то формально он оставался невиновным. Кори хотел избежать конфискации своей фермы и земли, и сберечь их для семьи. Чтобы ускорить смерть, он с усмешкой попросил экзекуторов добавить камней, что они с сделали. В результате Джайлс скончался под пыткой, но сохранил ферму для семьи. Правда, говорят, что позже шериф начал вымогать деньги у его родственников.
22 сентября были повешены жена мужественного фермера Марта Кори и еще 7 человек.
Наконец, до представителей власти дошло, что если так дело пойдет и дальше, то в колдовстве могут обвинить и их. Дело кончилось тем, что в мае 1693 года губернатор помиловал остававшихся в заключении обвиняемых.
Всего за время судебного процесса, проходившего в новоанглийском городе Салем с февраля 1692 по май 1693 года, в тюрьмах побывало 150 человек. Был осужден 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти во время пытки, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, один сбежал.
ЭПИЛОГ
Ныне город Салем превратился в один большой музей, посвященный «салемским ведьмам». Сейчас уже никто с уверенностью не может сказать, какой из окружающих город холмов, вошедший в историю как Галлоус, был тем самым, на котором приводились в исполнение казни. Тем не менее в городе в качестве сувениров продают кусочки коры с деревьев, на которых вешали обвиненных в колдовстве женщин и мужчин.
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги про казни в США: