Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

РЕЙТИНГ ОЛЕГА ЛОГИНОВА ТОП ФИЛЬМОВ О ВЫДУМАННЫХ КАЗНЯХ (FILMS ABOUT FICTIONAL EXECUTIONS).

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

РЕЙТИНГ ОЛЕГА ЛОГИНОВА

ТОП ФИЛЬМОВ О ВЫДУМАННЫХ КАЗНЯХ

(FILMS ABOUT FICTIONAL EXECUTIONS).

Сцены из фильмов с казнями в фоторейтинге «Киноказни»

Голливуд на протяжении многих лет старался не касаться темы казней, подчиняясь действовавшему с 1934-го года так называемому кодексу Хэйса. Поэтому долгое время сцены казней были своеобразной прерогативой европейских фильмов. Например, казнь Сакко и Ванцетти появилась на экране в итальянском фильме Джулиано Мантальдо в 1971 году, а не в США, где собственно их и усадили на электрический стул.

«АНГЕЛЫ С ГРЯЗНЫМИ ЛИЦАМИ» (1938)

Известная и часто цитируемая гангстерская драма, снятая Майклом Кёртисом. В 1939 го фильм удостоен премии «Оскар». В ролях заняты ключевые звёзды Голливуда 1930-1940-х годов: Джеймс Кэгни, Хэмфри Богарт, Пэт О’Брайен и группа молодых актёров, известных как Dead End Kids.

СЮЖЕТ: Подростки Рокки Салливан (Джеймс Кэгни) и Джерри Коннолли (Пэт О’Брайен) — закадычные друзья детства, типичные «дети улицы». Но однажды им не повезло. При попытке кражи авторучек из железнодорожного вагона Рокки попался, Джерри удалось ускользнуть. Выйдя из спецшколы, Рокки не перестал вести рискованную жизнь и вскоре стал известным гангстером. Джерри же выбрал путь духовного очищения, став священником.

Рокки возвращается в свой родной район, где Джерри смиренно несёт свою службу и терпеливо работает с местными мальчишками, оберегая их от влияния улицы и не давая им стать на скользкий путь криминала. Шестеро из них: Соупи (Soapy), Свинг (Swing), Бим (Bim), Пэтси (Patsy), Крабфейс (Crabface) и Ханки (Hunky), считают своим кумиром Рокки, и Джерри старается убедить старого друга не втягивать подростков в сомнительные дела.

Рокки выходит на Фрейзера (Хэмфри Богарт), знакомого коррумпированного адвоката, и Кифера (Джордж Бэнкрофт), городского подрядчика и теневого дельца. Фрейзер должен Рокки 100 тысяч долларов, но Рокки этого мало — он хочет войти в крупное дело, хочет контролировать часть города, фактически, занять место Кифера. Фрейзер и Кифер стараются избавиться от Рокки, но тот раскрывает их планы, а заодно находит записную книжку, в которой они вели учёт взяток, выплаченных влиятельным лицам города. Взяв адвоката в заложники, Рокки требует от его партнёра выплатить долг. Киферу ничего не остаётся, он отдаёт Рокки 100 тысяч, но затем, воспользовавшись своими связями, наводит на Рокки полицию.

После отчаянной перестрелки Рокки оказывается под арестом и ему грозит смертная казнь на электрическом стуле. Джерри навещает его в тюрьме и просит перед смертью оказать ещё одну услугу — умереть, умоляя о пощаде, представ перед общественностью безвольным и трусливым слабаком. Тем самым Джерри надеется развенчать образ героя-гангстера Рокки в глазах своих подопечных. Рокки с возмущением отвергает такое предложение, заявляя, что будет «держаться до конца» и не откажется от единственного, что у него осталось — своей чести. Но в самый последний момент Рокки начинает кричать, плакать, упираться, его силой волокут к электрическому стулу. Зритель остаётся в сомнениях, исполнил ли Рокки просьбу священника или на самом деле оказался «поганым трусливым сопляком». Ребята, узнав о том, как умер Рокки, решают, что он «слабак». После этого они отправляются на мессу вместе с Джерри.

«ВЗДЕРНИ ИХ ПОВЫШЕ»

Вестерн Теда Поста.

СЮЖЕТ: Бывшего слугу закона Джеда Купера (Клинт Иствуд) несправедливо обвинили в убийстве соседа и краже его скота. Девять самопровозглашенных судей во главе с капитаном Уилсоном не верят в его оправдания и вешают его. Купера бросили под открытым небом, посчитав мёртвым. Но он остаётся жив, так как местный шериф вовремя обрезал верёвку. Со временем Купер был оправдан т. к. нашли того кто продал ему краденый скот. Ему предложили стать судебным исполнителем — нести закон в беззаконные земли территории Оклахома. И он соглашается. Джед возвращается, чтобы выследить своих врагов и отдать их под суд. Он разыскивает своих обидчиков, чтобы привести на скамью подсудимых живыми — по возможности.

«ВОЛНА ПРЕСТУПНОСТИ» (Crimewave) (1985)

Фильм американского режиссёра Сэма Рейми по сценарию братьев Коэн в характерной стилистике смешения жанров (детектив, триллер, комедия).

СЮЖЕТ: История начинается и завершается рассказом от лица героя — Вика Аякса (Рид Берни), ожидающего на электрическом стуле исполнения вынесенного ему смертного приговора и вспоминающего цепочку невероятных событий, которые привели к такому финалу. Он — восторженный, но несколько туповатый молодой человек, специалист по охранным системам компании «Тренд-Обегард Секьюрити». Мистер Тренд (Эдвард Р. Прессман), один из совладельцев, нанимает двух киллеров для ликвидации своего компаньона. Эта пара карикатурных персонажей Краш («Громила», Пол Л. Смит) и Коддиш («Хамло», Брайон Джеймс), бывших дератизаторов, исполняет заказ. По стечению обстоятельств, сопровождающихся нелепыми случайностями, драками, погонями, объяснениями в любви, обвинение в убийстве ложится на Вика.

«ДВОЕ В ГОРОДЕ» (Deux Hommes Dans La Ville) (1973)

Художественный фильм  режиссёра Хосе Джованни.

СЮЖЕТ: Джино Страблиджи (Ален Делон) когда-то грабил банки и инкассации, после чего был арестован и осуждён на двенадцать лет, но однако досрочно освободился из тюрьмы благодаря заботе своего друга, тюремного воспитателя Жермена Казнёва (Жан Габен), отсидев десять лет. Полный желания начать новую жизнь, он работает в типографии одной газеты, зарабатывает очень прилично и надеется, что жизнь вознаградит его за всё пережитое, но у судьбы были насчёт него свои планы. Его жена Софии (Илария Окчини) погибает в автокатастрофе, бывшие дружки из местной банды непрерывно преследуют. И тут, в довершение всех бед, он случайно сталкивается с инспектором Гуатро (Мишель Буке), некогда арестовавшим его, жизнь героя превращается в ад. Инспектор Гуатро уверен, что Джино поддерживает связь с преступным миром, никакие попытки убедить его, что Джино полностью изменился и стал совсем другим, хорошим человеком, не имеют успеха — Гуатро твёрдо и непоколебимо уверен, что преступников исправит только могила, и всячески третирует его. Очередная их встреча заканчивается потасовкой и случайной смертью инспектора. Страблиджи обвиняют в умышленном убийстве сотрудника полиции и приговаривают к смерти. Никакие усилия Казнёва добиться справедливости не достигают цели. Джино казнят на гильотине.

«ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ» (The Green Mile) (1999)

Мистическая драма Врэнка Дарабонта по одноименному роману Стивена Кинга. Имеет 4 номинации на «Оскар», ещё 13 наград и 23 номинации.

СЮЖЕТ: В 1935 году Пол Эджкомб (Том Хэнкс) работает надзирателем в федеральной тюрьме «Холодная гора» (штат Луизиана) — в блоке «Е», где содержатся заключённые, ожидающие казни на электрическом стуле. Пол в коридоре, по которому осуждённые отправляются в последний путь, окрашен в зелёный цвет, отсюда и его прозвище — «Зелёная миля». Обвиненный в жестоком преступлении, Джон Коффи оказывается в блоке смертников тюрьмы «Холодная гора». Вновь прибывший обладал поразительным ростом и был пугающе спокоен, что, впрочем, никак не влияло на отношение к нему начальника блока Пола Эджкомба, привыкшего исполнять приговор.

Гигант удивил всех позже, когда выяснилось, что он обладает невероятной магической силой

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: На самом деле в штате Луизиана электрический стул стал способом казни лишь в 1941 году. В год, значащийся временем действия фильма — 1935 (в книге — 1932), осужденных преступников казнили путем повешения. Электрический стул в фильме был не настоящим. Однако сконструировали машину смерти по реальным чертежам. В основу легли модели, существовавшие еще во времена Великой Депрессии. Стивен Кинг хотел проникнуться чувствами осужденных и посидел на этом стуле. По его словам, опыт был жутким.

«ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ» (Histoire d’un crime) (1901)

Французский короткометражный художественный фильм Фернана Зекка. Возможно первый фильм о казни.

Фильм состоит из следующей последовательности картин: убийство банкира; арест в кафе; в морге, около жертвы; мечты о прошлом в тюрьме; приход палача и туалет осуждённого; перед гильотиной и падение топора.

В гл. ролях: Жан Лизе, Фернан Зека.

«КАМО ГРЯДЕШИ» (Quo vadis – Куда идешь) (2001)

Польский фильм Ежи Кавалеровича. Экранизация одноименного романа Генрика Сенкевича.

СЮЖЕТ: Действие фильма развивается в Римской империи в последние годы правления императора Нерона (Михал Байор). После военной службы знатный римлянин Марк Виниций (Павел Делонг) возвращается в Рим к своему дяде Гаю Петронию (Богуслав Линда) — поэту, любимцу императора.

Встретив в Риме прекрасную Лигию (Магдалена Мельцаж), Виниций влюбляется в неё и жаждет ею обладать. Лигия — приемная дочь отставного военачальника Плавтия, «заложница», отданная племенами лигийцев (так назывались народы, жившие на территории современной Польши), но любима как родная. Она со своей стороны не остается равнодушной к красавцу Виницию, но не может быть с ним, так как втайне следует учению Христа, как и все в доме Плавтия. Петроний, добродушно-насмешлив к страсти Виниция, он убеждает молодого человека в том, что не для того, мол, Рим привел к повиновению лигийцев, чтобы теперь патриции брали лигиек в законные жены, и добивается для Виниция разрешения Нерона сделать Лигию своей наложницей. Но планам этим не суждено сбыться — единоверцы похищают и прячут Лигию.

Виниций отчаянно ищет девушку, понимая, что это не просто каприз, страсть, но уже настоящая любовь. С помощью хитрого грека Хилона Хилонида он обнаруживает пристанище Лигии и предпринимает попытку её похищения, но его ранит слуга Лигии гигант Урс. Марк приходит в себя после ранения и с удивлением понимает, что его, оказавшегося во власти людей, против которых он злоумышлял, не только не добили, но выхаживают с заботой и терпением и не держат зла. Виниций понимает, что был неправ, решив взять Лигию в качестве наложницы, хочет жениться на ней и принимает христианство. Апостол Петр крестит Виниция и благословляет молодых людей. Но в это время в Риме случается пожар, и Нерон винит в этом христиан — их ждут мучения и смерть. Схватили и Лигию, и, кажется, ей не миновать смерти на арене цирка. Зная о чувствах Марка к Лигии, Нерон хочет насладиться его мучениями и бессилием, когда Лигия будет растерзана на его глазах. Но Урс своей недюжинной силой спасает Лигию от разъяренного быка, голыми руками убивая его, а Виниций находит в себе мужество перед всеми просить о милости для девушки и Урса. Народ Рима неистовствует, восхищенный красотой Лигии, силой Урса и искренним порывом Виниция. Трусливый Нерон не решается пойти против Рима и дарует им жизнь. Виниций женится на Лигии и уезжает с ней в свое поместье.

Тем временем Петроний, осознавая, что своим нежеланием одобрять резню христиан, он настроил против себя Нерона и вчерашний покровитель ищет повод, чтобы разделаться с Петронием, сам решает свою судьбу — собрав друзей на прощальный пир он вскрывает себе вены и умирает вместе с любимой женщиной под пение и танцы.

Нерон, узнав о том, что военачальники восстали на него, бежал из Рима. Недалеко от города, услышав стук копыт и подумав, что едут за ним, Нерон при помощи своего слуги кончает с собой. Апостолу Петру на выходе из Рима является Христос, он произносит «Камо грядеши, Господи?», на что Христос отвечает ему: Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, чтобы Меня распяли второй раз. Тогда апостол Петр возвращается в Рим, где принимает мучительную смерть на кресте.

«КОРОТКИЙ ФИЛЬМ ОБ УБИЙСТВЕ» (Krótki film o zabijaniu) (1987)

Фильм Кшиштофа Кесьлевски. В 1988 году фильм получил премию жюри Каннского фестиваля и был признан лучшим европейским фильмом года.

СЮЖЕТ: В фильме три центральных персонажа, до поры — никак между собой не связанных, даже незнакомых. Каждый живет в своем мире. Но в какой-то момент их судьбы пересекутся… Первый, 20-летний Яцек — ничем не примечательный, праздношатающийся провинциал, не знающий, чем себя занять. Он словно пытается зацепиться за что-то в городском пейзаже, установить с миром какую-то связь. Но контакт все не возникает…

Второй персонаж — немолодой таксист, столь же бессмысленно кружащий по улицам Варшавы. Его съедает безнадежность и мизантропия. Оба они — неудачники, человеческие осколки большого неприветливого города, вызывающего у них схожую неприязнь. И, наконец, третий герой — адвокат, положительный, молодой и красивый, верящий в святость и гуманизм своей миссии.

Однако и ему суждено стать участником и даже в каком-то смысле проводником кровавого, жестокого убийства, вынесенного в заголовок фильма. За преступлением следует наказание — лишение жизни, то есть, по сути, второе убийство (действие фильма происходит в Польше в 1987-м году, смертная казнь еще широко применяется).

В гл. ролях: Мирослав Бака, Кшиштов Глебиш, Ян Тесаж, Збигнев Запасевич.

«НА ЮГ» (Goin’ South) (1978)

Комедийный вестерн режиссера Джека Николсона.

СЮЖЕТ: Уголовник-неудачник Генри Мун (Джек Николсон) был пойман отрядом охотников за головами и приговорен к повешению. Суровые законы Дикого Запада не оставляли бедолаге Генри надежды на помилование, и страшный час казни был уже близок. Существовала лишь одна, самая невероятная возможность: в те времена обреченного на смерть могла спасти лишь… незамужняя женщина! Эта женщина должна была пообещать суду взять злодея «на поруки» и, что самое главное, выйти за него замуж!

В гл. ролях: Джек Николсон, Мэри Стринберген, Кристофер Ллойд, Джон Белуши, Ричард Брэдфорд.

«ОБЛИКИ СМЕРТИ» (Manners of Dying)

Кинофильм канадского режиссёра Джереми Питера Аллена, тяжёлая психологическая драма о смертной казни.

СЮЖЕТ: Приговорённый к смерти преступник Кевин Барлоу (Рой Дюпюи) в качестве последнего желания просит заснять его казнь на плёнку и отправить матери. Директору тюрьмы Гарри Парлингтону не нравится это желание. Между тюремщиком и заключённым начинается странная дуэль. Фильм состоит из восьми кусков, в каждом из которых представлен разный процесс казни, разные переживания, разные характеры приговорённых и свой финал.

«ПАЛАЧ» (The Headsman) (2005)

Драма  швейцарского режиссёра Сэймона Эби.

СЮЖЕТ: Австрия, 1520 год. Кровные братья Георг (Питер МакДональд), набожный аббат, и Мартин (Николай Костер-Вальдау), бесстрашный воин, встречаются вновь после долгой разлуки. Ради своей семьи Мартин вынужден стать палачом, изгоем для всех, кроме Георга. Когда из монастыря похищают бесценную реликвию и инквизиция начинает искать злодеев, под подозрение попадают многие невинные люди, в том числе — семья Мартина.

Сможет ли Георг защитить своего верного друга в час, когда запылают костры и головы покатятся по плахе? Сумеет ли палач Мартин спасти свою семью от палачей инквизиции? Какую цену заплатят братья за свою роковую дружбу?

В гл. ролях: Стивен Беркофф, Николай Костер-Вальдау, Джулии Кокс, Лили Геслер.

«ПОСЛЕДНИЙ СВЕТ» (Last Light) (1993)

Фильм режиссёра Кифера Сазерленда.

СЮЖЕТ: Преступник Дэнвер Бэйлис (Кифер Сазерленд) в юности, совершает очень серьёзные преступления. Из-за этих преступлений он попадает в тюрьму, в камеру смертников. В последние дни перед казнью на электрическом стуле он понимает, что ему очень нужна хоть какая-то моральная поддержка. В это самое время в тюрьму прибывает охранник Фред, бывший полицейский, которого списали за неоправданное использование огнестрельного оружия.

«ПОСЛЕДНИЙ ТАНЕЦ» (Last Dance) (1996)

Фильм режиссёра Брюса Бересфорда.

СЮЖЕТ: Синди Лиггетт (Шэрон Стоун) — убийца, приговорена к смертной казни. Но её молодой адвокат из комиссии по помилованию Рик Хэйс (Роб Морроу) старается спасти от исполнения приговора. Между адвокатом и заключённой завязываются близкие отношения. Это первое дело Хэйса, юноши из богатой семьи, долгое время путешествовавшего по всему миру после окончания института. На новой работе все относятся к нему как к баловню судьбы, но видя его желание доказать свою профессиональную пригодность, дают это безнадёжное дело для проверки, которое становится для него чрезвычайно принципиальным. Молодой человек внимательно его изучает, встречается с родственниками и знакомыми погибших и заключённой, обходит пороги всех инстанций, добираясь до самых верхов и пытаясь доказать, что за 12 лет с момента совершения преступления Синди стала другим человеком и добиться пересмотра приговора и его замены пожизненным заключением. Но везде его ждёт стена непонимания. Родственники погибших не готовы простить даже спустя долгие годы, чиновникам происходящее мало интересно.

«ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ» (Dancer in the Dark) (2000)

Музыкальный фильм-драма режиссёра Ларса фон Триера. Автор музыки и исполнительница главной роли — певица Бьорк. В одной из ролей второго плана снялась звезда французского кино Катрин Денев.

Фильм удостоен главного приза Каннского кинофестиваля – «Золотой пальмовой ветви». Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар» как «Лучшая песня».

СЮЖЕТ: Действие происходит в США в 1964 году. Главная героиня фильма — иммигрантка из Чехословакии Сельма Же́скова (Бьорк), которая очень любит мюзиклы. Она работает на заводе и живёт с сыном в трейлере, который снимает у городского полицейского. От тяжестей жизни она находит спасение в своих музыкальных фантазиях.

У Сельмы тяжёлая болезнь, следствием которой является прогрессирующая потеря зрения. «А на что смотреть-то?» — говорит она в одной из сцен. Эта же болезнь начинает развиваться и у её сына. Тем не менее, она тщательно скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить деньги, необходимые для излечения сына.

В итоге, когда одна из машин на заводе ломается из-за её ошибки, Сельму увольняют. Полицейский, у которого она снимает жильё, подсмотрев, где она прячет скопленные для операции деньги, крадёт их. Попытка забрать свои сбережения обратно заканчивается крайне эмоциональным конфликтом, в ходе которого Сельма убивает полицейского, причём по его же просьбе. Сельму обвиняют в убийстве полицейского и арестовывают.

На суде её приговаривают к смертной казни через повешение. В её камеру приходит её ближайшая подруга и предлагает за деньги, предназначенные на лечение сына, нанять адвоката — это, возможно, спасёт её жизнь, и казнь заменят другим наказанием. Но тогда платить за операцию будет нечем. Сельма делает выбор: лучше пусть её сын один живёт и видит этот мир, чем они оба будут жить слепыми.

В итоге смертный приговор приводят в исполнение.

В гл. ролях: Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морс, Петер Стормаре.

«ТАРАС БУЛЬБА» (2008)

Фильм Владимира Бортко, снятый по одноименной повести Николая Гоголя. В фильме принимали участие 1000 участников массовых съёмок, 150 лошадей и около 100 каскадёров.

СЮЖЕТ: Тарас Бульба (Богдан Ступка) — уманский полковник — на своём хуторе встречает сыновей, которых он послал учиться в Киев два года назад – Остапа (Владимир Вдовиченков) и Андрия (Игорь Петренко). Он с волнением смотрит на них — смогут ли, как он, стать достойными защитниками своей земли и веры. Бульба не знает, что в Киеве Андрий встретил Эльжбету (Магдалена Мельцаж) — дочь знатного польского шляхтича, воеводы Мазовецкого, и беззаветно влюбился в неё. Тарас решает отправить сыновей в Запорожскую Сечь, и сам хочет сопровождать их. Старый казак не может спокойно оставаться дома, зная, что его земля подвергается насилию и унижению со стороны иноземцев.

Предающаяся гульбе Запорожская Сечь произвела большое впечатление на сыновей Тараса, но огорчила полковника: он понимает, что в безделии и пьянстве казачье войско разлагается. С хутора Бульбы приходят горестные вести: поляки напали на его дом, убили его жену и работников. Прибывшие в Сечь рассказывают, как поляки повсюду издеваются над православными, убивают их и угоняют в плен. Войско запорожцев тут же выступает на борьбу с Польшей, осадив Дубно — богатый польский город.

К Андрию приходит служанка изнемогающей от голода Эльжбеты, прося его дать хлеба. Андрий пробирается в город и после встречи с панночкой решает перейти на сторону поляков. Дубенский воевода решает разбить казаков. Поляки выходят из города, и начинается битва. После гибели одного из атаманов Остап становится куренным. Казаки разбивают польских жолнеров и ополченцев, но из города выходит хоругвь крылатых гусар во главе с Андрием. Тарас, увидев, как его сын рубит казаков, приказывает заманить Андрия к лесу. Андрий гонится за одним из запорожцев, но в лесу натыкается на отца. Тарас убивает Андрия из пищали. Поляки получили подкрепление, и казацкий полковник устремляется на помощь своим людям. В бою поляки разбивают казаков и берут в плен Остапа. Израненного Тараса привозят в Сечь. Тарас хочет вызволить Остапа, но успевает увидеть только его казнь. Остап мужественно переносит все муки, причиняемые ему палачом, и погибает с достоинством.

Тарас жестоко мстит полякам за разграбление и унижение родной земли и смерть сына. Но польское войско, превосходящее во много раз отряд Тараса, окружает его. Тарас с немногими уцелевшими казаками мог бы вырваться из окружения, но, понимая, что он является основной целью поляков, даёт последний бой целому войску, позволяя товарищам уйти. Казаки переправляются через Днестр и с другого берега наблюдают за судьбой Тараса Бульбы. Поляки сжигают Тараса на костре, но и во время страшной казни Тарас остаётся патриотом своей земли и приверженцем своей веры.

«ТРИ ТОЛСТЯКА» (1966)

Советский художественный фильм-сказка Алексея Баталова по одноименной повести Юрия Олеши.

СЮЖЕТ: Вымышленным городом правят три толстяка, пока наследник престола Тутти (Петя Артемьев) является несовершеннолетним. Гвардейцы испортили его механическую куклу. Тутти страшно разгневался. Но доктор Гаспар (Валентин Никулин) остужает его гнев, якобы отремонтировав его куклу. На самом же деле он принес ему живую девочку-циркачку  Суок (Лиина Бранкните).

Историю с подменой куклы и участие в нём доктора Гаспара раскрыл генерал Караска,После чего Арнери и Суок приговорили к обезглавливанию. Переодетый гвардейцем акробат Тибул (Алексей Баталов) украл топор палача, чтобы потянуть время. Но наследник Тутти вмешался и потребовал прекратить казнь, однако был ранен генералом Караской, таким образом поставившим себя и против официальной власти.

«ФЛАВИЯ – ЕРЕТИЧКА» (Flavia the Heretiс) (1974)

Франко-итальянский фильм режиссера Джанфранко Мингоцци.

СЮЖЕТ: Южная Италия, начало тринадцатого века. По воле властного отца свободолюбивая Флавия (Флоринда Болкан) отправлена в монастырь. Женщина остро реагирует на несправедливость и жестокость «мужского» мира. Она совершает побег из монастыря, но ее ловят и наказывают. Тогда она укрепляется в своей ненависти к религии и мужчинам. Флавия примыкает к отряду мусульманских воинов, совершивших налет на итальянское побережье. Она становится любовницей их военачальника и ведет его бойцов на штурм своего монастыря, а затем — отцовского поместья. И никому не будет пощады от «мусульманской монахини».

В гл. ролях: Флоринда Болкан, Мария Касарес, Клаудио Кассинелли, Энтони Хиггинс, Райка Джури.

«ЧАС СВИНЬИ» (The Hour Of The Pig) (1993)

Фильм режиссёра Лесли Мегахи, основанный на историческом факте, когда в средневековой Европе животные обвинялись в совершении преступлений и предавались настоящему суду.

СЮЖЕТ: Франция 15 век. Молодой юрист, Ришар Куртуа (Колин Ферт) и его секретарь Матьё (Джим Картер) покидают Париж, чтобы заняться правовой практикой в Абвиле, городишке на севере страны, которую они считают тихой и спокойной. Здесь Куртуа оказывается завален целой кипой бумаг, которые уже долгое время никто не разбирал. Куртуа считает, что это обычные дела, наподобие споров из-за земли или наследства, но Матьё указывает ему на два интересных дела: об убийстве ревнивым мужем любовника жены и об обвинении женщины в колдовстве. С первым делом Куртуа расправляется легко, убеждая суд, что фермер Валер совершил преступление не из ревности, а защищая свой дом. В благодарность за это, Валер обещает любую помощь адвокату.

Следом Куртуа берется за дело Жанин (Гарриет Уолтер), которую обвиняют в колдовстве. К ней применяют пытки, тюремщик также показывает Куртуа т. н. «третий сосок» — символ сношений с дьяволом. Однако Куртуа говорит Жанин, что судят её не за магию, а за вред, который она нанесла окружающим. Самое страшное из обвинений заключается в том, что Жанин натравила крыс на своего соседа. В приватной беседе с судьей Куртуа выясняет, что если он разобьет обвинение касательно крыс, то Жанин не получит сурового приговора. Куртуа использует все свои знания в юриспруденции — он заявляет, что крыс необходимо вызвать в суд как свидетелей (как того требует закон), а когда крысы не являются, говорит, что в зале суда находятся кошки и собаки, и крысы «воспользовались» своим правом не являться в суд (свидетель по тогдашним законам мог отказаться прибыть в суд, в случае нахождения там его смертельных врагов). Измученный этим представлением судья снимает обвинение, однако заявляет, что будет судить Жанин за её религиозное преступление. Куртуа против, он говорит, что это не законно, но судья говорит, что по «закону Понтье» (отличному от «закона Парижа», к которому апеллирует Куртуа) он имеет право на это. А так как до суда Жанин призналась, что вступала в контакт с Люцифером, суд приговаривает её к повешению. Куртуа бессилен против этого.

Главным же делом Куртуа становится кажущееся ему безумным дело об обвинении свиньи в убийстве маленького мальчика-еврея. Куртуа категорически против того, чтобы защищать свинью, считая это глупым занятием. Но постепенно он меняет точку зрения. Ричард знакомится с хозяевами свиньи — арабами (маврами) Махмудом и его сестрой Самирой (Амина Аннаби), в которую влюбляется. Перед смертью ведьма Жанин просит Куртуа «заняться мальчиком», однако тот пока не понимает её слова, но все больше и больше убеждается, что убийство — не вина свиньи, а что-то мистическое. Он также находит кости другого мальчика, тоже еврея, пропавшего несколько месяцев назад…

ПРООБРАЗ: Сюжет основан на реальных событиях, связанных с жизнью и деятельностью Бартоломью Чассени, юриста, в XVI веке служившего адвокатом животных, обвиняемых в преступлениях.

Суды над животными были обычным явлением в Средние века. Религия считала, что дьявол охотно вселяется в животных, что оборотни превращаются в волков, а ведьмы и вовсе могут принять облик любого зверя. Поэтому свиней, лошадей, волков и прочих живых тварей надлежало судить наряду с людьми.

Чассени получил известность, защищая крыс, попортивших посевы в окрестностях французского города Отёна. Понимая, что у людей, в том числе и судей природная антипатия к крысам, Бартоломью построил защиту на технической стороне дела: он настаивал, что обвиняемые не могут явиться в суд, поскольку вынуждены скрываться от своих врагов – котов, которые повсюду подстерегают их. Против этого возразить было нечего и крыс не посмели приговорить к смертной казни.

Подробнее в статье «Казни животных»

«ЧЕКИСТ» (1991)

Фильм из проекта «Русские повести», снятый Александром Рогожкиным  по повести Владимира Зазубрина «Щепка» (1923).

СЮЖЕТ: Сотрудники Губернского ЧК Андрей Срубов (Игорь Сергеев), Ян Пепел (Алексей Полуян) и Исаак Кац (Михаил Вассербаум), зачитывают длинные списки врагов советской власти — тех, кто служил у белых или помогал им; тех, кто на кухне ругал большевиков; тех, чья вина состоит лишь в неподходящем социальном положении. Приговор чекисты выносят сами, он всегда молниеносен, одинаков и безоговорочен: расстрел. Пытаясь соблюдать «революционную законность», которая, по их мнению, заключается лишь в отдельном рассмотрении каждого конкретного дела, «судьи» превращают зачитывание списков в рутину: их «суд» настолько бездушен и бездумен, что они могут приговорить к смерти самих себя.

После вынесения приговора, заключённых выводят из камер и отправляют в подвальную душевую, где приказывают раздеться, ставят по пять человек к стене и расстреливают в затылок. Затем трупы выволакивают наружу, откуда ежедневно выезжает грузовик, переполненный расстрелянными людьми.

Одна из центральных тем фильма — внутренняя трагедия интеллигента Срубова, которая выражается в его попытке оправдать насилие нуждами Революции. В отличие от своих малообразованных соратников, для которых Революция — дело исторической мести благородному сословию, Срубов пытается выстроить философию, которая могла бы оправдать кровопролитие общественным благополучием. Априорная неразрешимость данного вопроса приводит его к невыносимым мукам совести и далее к окончательному умопомешательству. Ведь жизнь в окружении мёртвых оказывается куда страшнее, чем смерть в окружении живых.

*В описаниях сюжетов использованы тексты Википедии, КиноПоск.ру и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв

Select Language