ЖИВОТНЫЕ В КАЧЕСТВЕ ПАЛАЧЕЙ (ANIMALS AS EXECUTIONERS)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЖИВОТНЫЕ В КАЧЕСТВЕ ПАЛАЧЕЙ

(ANIMALS AS EXECUTIONERS)

Картина Алексея Маркова. «Евстафий Плакида в Колизее». (1836).

Люди с давних времен выдумывали способы казни других людей с помощью животных. В основном для этих целей использовались хищники, но если хотелось сделать казнь изощренной, то прибегали к помощи пресмыкающихся и насекомых.

СМЕРТОНОСНЫЕ ЗМЕИ

Рисунок Кларенса Дура (Clarence Doore). 1959

Есть в пресмыкающихся нечто такое, отчего они внушают человеку страх лишь одним своим видом, особенно змеи и крокодилы. Но если последние водятся не везде, то змеи обитают практически во всех странах. И люди охотно используют их для пыток и казней. Не счесть секретов, выведанных с помощью змей. В фильмах нередко демонстрируются сцены, как к человеку подносят ядовитую змею и дают возможность ей укусить его. А потом обещают ввести ему сыворотку, если он выдаст свою тайну. Подобные способы «выуживания» сведений, говорят, практикуют не только криминальные группировки, но и спецслужбы. Конечно, змеи бывают разные. И далеко не все из них ядовитые.

Самой опасной считается Суровая змея, которая больше известна под названием Тайпан. Яд, содержащийся в одном ее укусе, способен убить сто человек. За год в Австралии от нападения Тайпана умирает около восьмидесяти человек. Но яд большинства других змей не столь опасен для человека. Поэтому для казней предпочитали использовать не одну особь, а несколько. И приговоренного к смерти бросали в яму со змеями.

Наиболее известной такой казнью стала расправа над легендарным конунгом викингов Рагнаром Лодброком. Будучи уже в преклонных летах, он решил совершить набег на Британию и напал на одно из семи островных королевств – Нортумбрию. Но британцы сумели дать викингам отпор. Воины Рагнара были перебиты, а сам он, весь израненный, оказался в плену. Король Нортумбрии Элла II уготовил ему изысканную казнь, приказав бросить в глубокий колодец с ядовитыми змеями. Кожаные штаны защитили ноги конунга, но одна из гадюк цапнула его в лицо. Уже синея, Рагнар захохотал и крикнул:  «Gnythja mundu grisir ef galtar hag vissi…» Элла II, наблюдавший за казнью, не знал норвежского и не понял, что сказал викинг. Зато в его окружении кто-то владел этим языком и передал сыновьям Лодброка предсмертные слова их отца: «Когда поросята узнают, как умер старый боров, вот уж они захрюкают».

КАЗНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСЕКОМЫХ

Люди давно приметили смертоносные свойства насекомых, поэтому со стародавних времен использовали их для медленных изощренных казней. Достаточно обездвижить жертву, например, привязать к дереву, и оставить ее на поживу муравьям, комарам или пчелам – никаких палачей не надо. Смерть покажется жертве избавлением от мучений. Американские индейцы усовершенствовали этот вид казни – запуская муравьев сразу в печень человеку, обреченному на смерть. В Азии любили использовать как летающих насекомых — мух, оводов и шершней, так и ползающих — скорпионов, фаланг, тарантулов. Говорят, что в дореволюционной России, в Сибири практиковали самосуд, когда всей деревней привязывали преступника голым к сосне, чтобы муравьи, комары и гнус превратили его в кусок кровоточащего мяса.

Еще чаще, чем для казней, насекомых использовали для пыток. Это нашло отражение например, в российском сериале «Кремень», где для того, чтобы «развязать языки», двум пленникам запускают в штаны скорпионов. Возможно, на эту идею сценаристов натолкнул пример камбоджийского диктатора Пол Пота. После его свержения в камбоджийских тюрьмах обнаружили резервуары со скорпионами, которых во время пыток специальными щипцами клали на обнажённые тела пытаемых мужчин и женщин.

Средневековые инквизиторы обмазывали тела подозреваемых навозом, чтобы мухи не давали им покоя. «Кровавая графиня» Батори пытала насекомыми своих провинившихся служанок. Солженицын описывал, как сотрудники НКВД использовали для пыток клопов: «В тёмном дощатом шкафу разводят клопов сотни, быть может, тысячи. Пиджак или гимнастёрку с сажаемого снимают, и тотчас, на него, переползая со стен и падая с потолка, обрушиваются голодные клопы. Сперва он ожесточённо борется с ними, душит на себе, на стенах, задыхается от их вони, через несколько часов ослабевает и безропотно даёт себя пить».

Самую жестокую казнь насекомыми практиковали древние персы, они назвали ее скафизмом (на эллинском слово «skaphe» означало челнок). Самым известным человеком, подвернутым этой казни стал персидский воин Митридат. Еще недавно он слыл героем, а потом из-за своего болтливого языка семнадцать дней провел меж двух корыт, изъедаемый насекомыми снаружи и изнутри.

Пожалуй, об этой истории, случившейся в V веке до н.э., стоит рассказать подробнее.

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ

У персидского царя Дария и его жены Парисатиды было четверо сыновей. Старший из них и унаследовал престол под именем — Артаксеркс II Мнемон. Современники отмечали его благородство и справедливость. А его младший брат Кир отличался смелостью и честолюбием. Поэтому ничего удивительного, что он вознамерился отнять трон у брата и пошел на него войной. Решающее сражение между ними произошло неподалеку от Вавилона в местечке Кунакса. Кир повел себя не как военачальник, переложив командование войсками на других, он ринулся в самую гущу сражения. Но это чуть было не принесло победу его армии. Киру удалось прорваться к Артаксерксу и сбить его с коня. Царское охранение защитило Артаксеркса, а распаленного схваткой Кира конь унес в гущу неприятелей. А там молодой перс, по имени Митридат метнул дротик и нанес Киру рану в висок. Евнухи, охранявшие царского сына, попытались вывести Кира из боя, но тут некий кариец сзади рассек ему дротиком жилу под коленом. Кир рухнул наземь, ударился раненым виском о камень и умер.

После боя Артарексу хотелось представить события так, будто в ходе битвы они с братом сошлись лицом к лицу, и в этом поединке он получил рану, а Кир пал от его руки. Митридата и безвестного карийца он по-царски наградил, но те не поняли, что это была награда за молчание, и продолжали хвастать, что сразили Кира. И тогда Артарекс приказал предать их казни. Карийца он велел обезглавить, но его мать Парисатида попросила сына:

— Не казни, царь, негодяя-карийца такою легкою казнью, отдай его лучше мне, а уж я позабочусь, чтобы он получил по заслугам за свои дерзкие речи.

За «свои дерзкие речи» кариец расплачивался десять дней, на протяжении которых его беспрестанно пытали палачи. Потом ему выкололи глаза и умертвили, залив горло расплавленной медью.

Митридата же Артаксеркс приказал изощренной корытной казни под названием «скафизм». Плутарх описал ее так:

«Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что наружи остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же, наконец, приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу. Так мучился Митридат семнадцать дней и лишь на восемнадцатый умер».

Еще один человек, который мог уличить царя во лжи, был евнух Масабат, который отсек Киру голову и руку. Но он ни словом, ни жестом не позволял себе опровергать рассказ Артарекса. Однако мать царя, на всякий случай, решила умертвить и его. Она приказала содрать с него живьем кожу и тело приколотить к трем столбам – поперек, – а кожу распялить отдельно. Эта расправа возмутила царя, и он разгневался на мать, но Парисатида с издевательской усмешкой сказала сыну:

— Какой ты у меня, право странный – сердишься из-за старого мерзкого евнуха.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗВЕРГИ

Пытки и казни древних народов и поныне используют криминальные группировки в различных частях света. В Азиатских странах порой находят жертв бандитских группировок с кожным миазом. Это дает основанием полагать, что их подвергали пытке, сродни той, которую испытал бедняга Митридат. Известно, что мексиканские наркокартели любят пытать конкурентов с использованием скорпионов. А в Южной Америке, особенно в Бразилии бандиты сводят счеты с использованием муравьев. Причем если человека нужно убить, то его отдают на растерзание огненным красным муравьям. А если нужно подвергнуть пытке, то одевают ему на руку рукав с привязанными к нему муравьями-пулями. В их яде содержится один из самых сильных токсинов в мире – понератоксин. По специальной шкале боли Шмидта боль после укуса муравья муравья-пули достигает наивысшего четвертого уровня. И она длится около 24 часов, за что этот вид получил еще название «муравей 24 часа».

Так что Мать-природа позаботилась о том, чтобы человек не забывался и не мнил себя венцом творения. Поскольку маленькая невзрачная букашка может свести его в могилу.

Олег Логинов

Оставьте отзыв