Сайт содержит материалы 18+
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Поделиться в linkedin
Поделиться в google
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email

РЕКОРДНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КРАЖИ (RECORD OF MUSEUM THEFTS) По версии Олега Логинова.

Поделитесь записью
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Поделиться в google
Поделиться в linkedin
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram
Поделиться в email

РЕКОРДНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ КРАЖИ

(RECORD OF MUSEUM THEFTS)

По версии Олега Логинова.

Для рекордных музейных ограблений – отдельный раздел.

Согласно Книге рекордов Гиннеса самой крупной музейной кражей считается похищение 20 картин общей стоимостью около 500 млн. долларов были похищены из музея Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) 14 апреля 1991 года.

Однако это спорное первенство. Если считать, что страховая стоимость картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» составляет миллиард долларов, то она одна дороже 20 картин Ван Гога. И значит ее кражу следует считать самой крупной.

Похищение из Лувра картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1911) — КРАЖА БЕСЦЕННОЙ КАРТИНЫ.

21 августа 1911 года исчезла из Лувра самая дорогая, а попросту бесценная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», или «Джоконда». В ее похищении подозревали германского кайзера Вильгельма II, французского поэта Гийома Аполлинера и испанского художника Пикассо. Но оказалось, что украл ее итальянский гастарбайтер Винченцо Перруджа (Vincenzo Perugia). Он приехал из Италии в Париж в 1908 году и некоторое время работал в Лувре, наблюдая за привычками и расписанием музейных работников. Затем он отправился в галерею в том же белом халате, который носили сотрудники музея, и спрятался на ночь. После этого он вынул Джоконду из рамы и вышел через парадную дверь, как только музей открылся на следующий день, неся картину под халатом. Позже он был арестован после попытки продать картину в Италии.

В ходе следствия и на суде Перуджа настаивал, что похитил «Джоконду» из Лувра, чтобы вернуть ее в Италию, откуда, по его словам, картину «украл Наполеон». Патриотизм итальянца пришелся по душе судьям, и Винченцо за кражу века отделался всего годом тюремного заключения.

Подробнее в статье «Кража века».

Кража из московского музея им. А.С.Пушкина (1927) — РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ В СССР (сумма неизвестна).

22 апреля 1927 года в ночь на Пасху в московском музее им. А.С.Пушкина произошла другая крупная кража. Были похищены пять картин, представлявших огромную художественную ценность: «Христос» Рембранта, «Бичевание Христа» Дж.Пизано, «Се Человек» Тициана, Иоанн Богослов» Дольчи и «Святое семейство» Кореджо. Прибывшие на место происшествия сотрудники МУРа установили, что преступник действовал просто и нагло. Проникнув на галерею музея, он дождался момента, когда зазвенели колокола пасхального благовеста, а потом банально высадил булыжником стекло в окне и проник в выставочный зал. Там он вырезал из рам пять бесценных полотен и покинул музей тем же путем, которым и проник в него.

То ли желая покрасоваться, то ли намереваясь сбить сыщиков со следа, злоумышленник оставил на месте преступления записку «Христос мертв, быть смертию жизнь оживится».

Позже стало известным, что кражу совершил некто Федорович, член банды Шварца, занимавшейся музейными кражами. Шварц и его подельники давно намеревались обчистить Музей искусств, но в 1926 году большая часть бандитов была арестована. Оставшийся на свободе Федорович решил пойти на дело в одиночку. Похищение шедевров прошло без сучка, без задоринки. Федорович сложил полотна в чемоданчик, который закрыл в камере хранения на одном из московских вокзалов. Однако продать шедевр бывает подчас потруднее, чем его похитить. Покупателя на картины Федорович никак не мог найти. Тогда он попытался изобразить из себя идейного грабителя. Узнав, что в гостинице «Метрополь» остановился богатый итальянский коммерсант, он отправил через посыльного ему одну из картин «Бичевание Христа», к которой приложил записку, что за небольшую плату готов передать ему кроме этого полотна еще несколько шедевров итальянских художников, чтобы коммерсант увез их на историческую родину. Однако итальянец не стал впутываться в темную историю, а попросту передал присланную ему картину Дж.Пизано московской милиции.

А арестовали Федоровича в 1930-м году. Он частенько испытывал удачу в тотализаторе на ипподроме. Но в том году она от него окончательно отвернулась. Федорович проигрался в пух и прах. Тогда он попросил одного своего знакомого дать ему денег в долг, а в залог предложил одну из похищенных картин. Об этом предложении узнали несколько завсегдатаев ипподрома, среди которых оказался агент МУРа. Вскоре Федоровича задержали. Он не стал запираться и рассказал, что после неудачной попытки загнать похищенные полотна итальянскому коммерсанту, засунул произведения искусства в жестяные банки и закопал их в Помосковье. Пребывание в земле дорого обошлось шедеврам живописи. Три из четырех картин серьезно пострадали и потребовали длительной реставрации. Лишь «Христос» Рембранта остался в хорошем состоянии. В 1933 году советские власти продали эту картину в частную американскую коллекцию.

Кража из замка Фриденштайн в Гота (1979) — САМАЯ КРУПНАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА В ГДР И В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (5 млн. марок).

В архитектурный комплекс замка-резиденции Фриденштайн в городе Гота входят летний дворец Фридрихсталь и здание Герцогского музея, возведённые в начале XVIII и в конце XIX веков. Герцогский музей, открытый Эрнстом II Саксен-Кобург-Готским в 1879 году, вмещает художественное собрание герцогов Готы, и до сих пор по праву обладает одной из важнейших коллекций искусства в Германии. Однако в ночь на 14 декабря 1979 года из замка Фриденштайн произошла кража, прозванная «Gothaer Kunstraub», которая считалась «самым значительным художественным ограблением в истории ГДР».

Ян Брейгель-старший. «Деревенская улица с повозками и коровами».

Двое воров поднялись по стене замка на второй этаж, проникли внутрь через окно и вынесли пять ценных картин: «Святая Екатерина» (около 1509–1510) Ганса Гольбейна Старшего, «Деревенская улица с повозками и коровами» Яна Брейгеля Старшего, «Портрет молодого человека» Франса Халса, «Старик» Яна Ливенса, а также копия неизвестного художника с «Автопортрета с подсолнухом» Антониса ван Дейка. В 1979 году похищенное оценивалось в 5 млн марок, теперь примерная оценка составляет около 50 млн. евро.

Антонис ван Дейк. «Автопортрет с подсолнухом»

В середине 2018 года с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат лиц, пожелавших остаться неизвестными. Он заявил, что его клиенты являются владельцами этих картин и готовы продать их музею 5,25 млн. евро. По его словам, это сумма, которую его клиенты за них заплатили. Эти картины были переданы переговорщику для проверки их подлинности. А 5 декабря 2019 года, по сообщениям немецкой прессы, в нескольких местах по всей Германии прошли обыски в связи со старой музейной кражей. Было возбуждено уголовное дело — в шантаже и укрывательстве обвиняют адвоката и его клиента — врача из Нижней Саксонии. Говорят, что офисах подозреваемых и трех свидетелей, были обнаружены доказательства причастности подозреваемых к краже.

Кража из Национального музея археологии и антропологии в Лиме (1981) – САМАЯ КРУПНАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА В ПЕРУ.

26 ноября 1981 года в столице Перу Лиме совершена кража из Национального музея археологии и антропологии. Трое похитителей под покровом ночи проникли в музей и украли 35 золотых предметов, в том числе Туми — священный нож Андского мира из золота весом в 1 килограмм. Туми разрезали сварочным аппаратом на три части. Преступников вскоре поймали. Один из них заявил: «Казалось, нас преследует рок. После расчленения Туми мы несколько раз едва не стали жертвами несчастного случая…»

Кража из Будапештского музея изобразительных искусств. (1983) — РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ ДЛЯ ВЕНГРИИ (35 млн. долларов).

6 ноября 1983 года ночью из старой галереи Будапештского музея изобразительных искусств под покровом темноты злоумышленники похитили семь шедевров итальянских художников – Рафаэля, Джорджоне, Тинторетто, Тьеполо, в том числе такие известные как «Мадонна Эстергази» и портрет «Пьетро Бембо» Рафаэля. Цена на мировом рынке составляла как минимум 35 миллионов долларов. Ограбление музея, небывалое до тех пор по ценности украденных полотен, сразу же окрестили как «ограбление века».

Венгрия жила еще с социалистической безалабереностью. За шесть дней до ограбления система сигнализации вышла из строя и до сего дня не действовала. Стена здания, покрытая строительными лесами, предоставила ворам возможность вскарабкаться наверх и забраться на балкон на фронтоне. Однако и воры вели себя удивительно беспечно. Они оставили после себя пластиковый пакет, несколько разноцветных веревок итальянского производства, итальянскую отвертку и несколько отпечатков пальцев.

Это дало основание полагать, что к краже причастны итальянцы. Венгрия обратилась за помощью к Интерполу. И специалисты из Интерпола вскоре помогли венгерской полиции раскрыть преступление. Сначала были задержаны два венгра, помогавшие итальянским похитителям картин. В тайнике дома одного из них отыскали портрет «Пьетро Бембо» работы Рафаэля. Хозяин дома утверждал, что не знает, где находятся остальные шесть картин, а эту он придержал у себя, чтобы гарантировать получение 10 000 долларов, которые им обещали за участие в музейной краже. Потом были задержаны итальянцы Джакомо Морини, Антонио Руоччо и Дженнаро Поликано. Джакомо Морини, заявил, что заказчиком преступления был греческий мультимиллионер, производящий оливковое масло, Евфимос Москохлаидис. Доказательств не было, но Интерпол организовал утечку информации. Вскоре в Управлении полиции раздался анонимный телефонный звонок. Было сказано, что поиск надо вести в саду монастыря Эгион под Афинами. Довольно быстро группа греческих полицейских отыскала спрятанный среди оливковых деревьев зеленый чемодан, в котором оказались шесть пропавших картин, аккуратно свернутых и неповрежденных.

Во всяком случае, греческий мультимиллионер знал, что на его след вышли полицейские органы нескольких стран. Спустя шесть дней в Управлении полиции раздался анонимный телефонный звонок. Было сказано, что поиск надо вести в саду женского монастыря греческого города Итеа. Там полицейские нашли спрятанный среди оливковых деревьев зеленый чемодан, в котором оказались шесть пропавших картин, аккуратно свернутых и неповрежденных.

За отсутствием доказательств греческий мультимиллионер и его посредник, получивший картины от итальянских курьеров, так и не были арестованы, но шедевры живописи вернулись в Будапештсий музей. По делу о похищении картин двое венгров были осуждены на 7 и 12 лет заключения. Участвовала в этой краже и одна венгерка, выполнявшая роль переводчицы. Она отделалась шестью месяцами условно.

А благодарное правительство Венгрии наградило медалью Бумедьена Беруге — французского полицейского, возглавлявшего в то время группу Интерпола, расследовавшую эту кражу.

Кража часов (1983) – САМАЯ БОЛЬШПЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА ЧАСОВ (30 млн. долларов).

В 1983 году была украдена коллекция из 106 часов. Это была самая крупная кража в истории Израиля (в коллекции были часы Марии Антуанетты, которые стоят 30 миллионов долларов).

Намман Диллер признался, что украл легендарную коллекцию часов. Он советовал своей жене продать эту коллекцию, но та решила отнести их обратно в музей.

Кража из Национального музея антропологии в Мехико. (1985) — РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ В МЕКСИКЕ (20 млн. долларов).

Накануне Рождества 1985 года в Мехико и ни один из восьми охранников, которые были на дежурстве, не заметил, что грабители пробрались в знаменитый Национальный музей антропологии из-за неисправной системы сигнализации, которые сломалась за три года (года!) до этого. Грабители скрылись с 140 артефактами майя и ацтеков — самое крупное собрание доколумбовых предметов искусства за всю историю. Охранники обнаружили пропажу лишь на следующий день, когда они заметили, что стекло было удалено с семи витрин. Общая стоимость украденных предметов искусства составила 20 миллионов долларов.

Со временем, в 1989 году, федеральные власти вернули большую часть золотых монет, нефритов и предметов из камня, арестовав одного из двух человек, обвиняемых в инсценировке ограбления.

Кража из Музея Ван Гога в Амстердаме (1991) — САМАЯ БЫСТРОРАСКРЫТАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА И САМАЯ БОЛЬШАЯ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННЫХ КАРТИН. (500 млн. долларов).

13 апреля 1991 года двое воров спрятались в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз и неспешно приступили к обходу экспозиции, выбирая полотна подороже. Музей охранялся настолько плохо, что они почти час спокойно ходили по музею, вырезая понравившиеся полотна из рам. Потом загрузили в автомобиль охраны 20 похищенных полотен, в том числе всемирно известные «Подсолнухи» и  «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества.

Однако где-то они прокололись, поскольку почти сразу же за ними была организована погоня полиции. Осознав, что от преследователей не оторваться, музейные воры бросили машину с крадеными картинами. К сожалению, практически все полотна были повреждены, особенно три из них.

Зато это преступление считается самым быстрораскрытым среди всех краж и ограблений музеев.

Кража из Музея современного искусства в Стокгольме. (1993) — РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ ДЛЯ ШВЕЦИИ (60 миллионов долларов).

В 1993 году из Музея современного искусства в Стокгольме были похищены 7 картин, из них: пять работ Пабло Пикассо (в том числе «Стрекоза» и «Художник») и две работы Жоржа Брака. Стоимость похищенного составила около 60 млн. долларов.

Кража из галереи Ширн Кунстхалле во Франкфурте (1993) — ЭКС-РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ ДЛЯ ГЕРМАНИИ (44 млн. долларов).

В 1992 году в Германии из Музея замка Веймар было похищено 8 картин на сумму порядка 40 млн. долларов. Похитители унесли с собой пять работ Лукаса Кранаха (в том числе портрет Мартина Лютера) и три работы его учеников. Но уже спустя год этот рекорд был побит, когда воры умыкнули из галереи Ширн Кунстхалле во Франкфурте три картины на сумму порядка 44 млн. долларов: «Тень и тьма» и «Свет и цвет» Вильяма Тюнера, а также пейзаж кисти Каспара Давида Фридриха.

Кража из Государственного музея Академии художеств в Санкт-Петербурге (1999) – САМАЯ БОЛЬШАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА ПО ЧИСЛУ ПОХИЩЕННЫХ КАРТИН В РОССИИ (17 картин).

4  декабря 1999 года из Государственного музея Академии художеств в Санкт-Петербурге пропали сразу 17 картин: эскиз И. Репина к картине «Ангел смерти истребляет первенцев фараона», пейзаж И. Шишкина «Парк дачи Мордвинова», портрет Николая Уткина работы В. Тропинина, а также работы Крамского и Перова. Полотна найдены 8 декабря.

Кража из Музея Ван Гога в Амстердаме (Van Gogh Museum) (2002) — САМАЯ КАВЕРЗНАЯ КРАЖА, ПОСКОЛЬКУ КАРТИНЫ, ВОЗМОЖНО, ПРИДЕТСЯ ПОДАРИТЬ ПРЕСТУПНИКАМ. (30 млн. долларов).

Ночью 7 декабря 2002 из музея Ван Гога в Амстердаме были похищены две картины Ван Гога — «Вид на море у Схевенингена» и «Прихожане, посещающие реформатскую церковь в Нюэнене». Злоумышленники по приставной лестнице забрались на крышу музея, а через — нее в зал. Пропажа была обнаружена рано утром перед открытием музея. Полиция нашла лишь разбитое окно и трехметровую лестницу, которую использовали преступники. Обе похищенные картины оценивались по 15 млн. долларов.

В 2003 года были арестованы и позже приговорены к 5 годам тюрьмы два человека, которым  было предписано выплатить 350 тысяч евро компенсации за причиненный ущерб. Похищенные картины так не были возвращены, и, вследствие пробелов в голландском законодательстве, по прошествии 20–30 лет оба преступника смогут потребовать признания за ними права собственности на похищенные произведения.

Ныне оба похищенных полотна оцениваются в 30 млн. евро каждое. Причем, на момент кражи она не были застрахованы. Но можно сказать, что все хорошо, что хорошо кончается.

В январе 2016 года итальянская финансовая гвардия обнаружила обе пропавшие картины в убежище одного из главарей неаполитанской мафии — каморры в ходе рейда по борьбе с контрабандой наркотиков

Кража из Музея искусств в Вене (2003) – ПОХИЩЕНИЕ САМОЙ ДОРОГОЙ СТАТУЭТКИ. (57 миллионов долларов).

11 мая 2003 года из Музея искусств в Вене была похищена золотая статуэтка работы Бенвенуто Челлини, стоимость которой составляла 57 миллионов долларов. Суперкража была осуществлена без особых изысков. Вор просто забрался ночью на строительные леса, разбил стекло и пробрался внутрь музея. Там он расколотил стеклянный ящик, в котором хранилась скульптура, забрал ее и ушел через окно. Поскольку похититель не был профессиональным преступником, то не знал что делать с сокровищем, попавшим к нему в руки. Два года золотая скульптура валялась у него под кроватью. Потом он закопал ее в лесу возле города Цветль.

Сальера с высоким содержанием золота была создана в XVI веке знаменитым художником Бенвенуто Челлини для короля Франции Франциска в качестве солонки. Это единственная его работа, дошедшая до наших дней. К счастью у вора рука не поднялась переплавить золотую солонку, которую называют «Моной Лизой» всех скульптур. Вскоре после кражи похититель  предлагал вернуть свой «трофей» за изрядное вознаграждение. Однако по горячим следам договориться не удалось, и связь с ним была утеряна. Потом похититель вновь объявился в 2005 году, когда прислал в страховую компанию письмо с предложением вернуть Сальеру за 10 млн. евро. И в подтверждение серьезности своих намерений вложил в конверт съемный золотой трезубец скульптуры. Полиции удалось раздобыть фото похитителя. Его опубликовали в газетах и показали по телевидению. Преступник понял, что в Австрии ему не скрыться и добровольно отправился сдаваться в полицию.

В ходе следствия выяснилось, что 50-летний злоумышленник по имени Роберт, совершивший крупнейшее в истории Австрии хищение произведения искусства, даже не готовился к своему преступлению заранее. Будучи специалистом по системам сигнализации, он во время экскурсии по музею обратил внимание на несовершенство охранной системы. Через пару  недель, возвращаясь под утро домой сильно навеселе, он увидел установленные у музея леса и внезапно решил похитить солонку, что ему и удалось. Сигнализация все-таки сработала, но охрана посчитала сигнал ложным. Лишь через несколько часов пропажу обнаружили уборщики.

Кража из Галереи искусств в Манчестере (2005) – САМАЯ НЕМЕРКАНТИНЬНАЯ КРАЖА (15 млн. долларов).

26 апреля 2003 года из Галереи искусств в Манчестере было украдено три картины. Полиция была уверена, что к делу приложили руку профессиональные грабители, поскольку они взяли лучшие картины: Гогена («Таитянский пейзаж»), Ван Гога («Укрепление Парижа»), и Пикассо («Бедность») и искусно обошли сигнализацию, а также все камеры наблюдения.

По предварительным оценкам стоимость похищенных шедевров составила порядка 15 миллионов долларов. Полиция разводила руками, и могла сообщить только то, что громкая кража была, несомненно, спланирована заранее и исполнена с высоким профессионализмом. Но не прошло и дня, как на помощь полицейским пришел неизвестный доброжелатель, который сообщил, где следует искать похищенные полотна.

И действительно, вскоре в указанном им месте, около общественных уборных менее чем в четырех милях от музея шедевры были обнаружены. К картинам была прикреплена рукописная записка: «Намерением было не воровать, а обратить ваше внимание на отсутствие безопасности». Хотя власти скептически отнеслись к этому замечанию, новые камеры в музее все-таки установили.

Кража из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (2006) — САМОЕ КРУПНОЕ ХИЩЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ В ХХ1 ВЕКЕ (4,8 млн. долларов).

31 июля 2006 года были обнародованы результаты внутренней проверки в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Согласно ним, из Эрмитажа был похищен 221 экспонат ювелирные изделия и эмали русских мастеров XVII–XIX веков, в том числе серия окладов икон. Несмотря на то, что вещи относились к так называемому «второму ряду» и редко выставлялись, стоимость украденного оценивается примерно в 5 миллионов долларов США.

В Петербурге суд 15 марта 2007 года приговорил преподавателя Государственной академии физической культуры имени Лесгафта Николая Завадского за хищение 77 экспонатов из Эрмитажа к пяти годам лишения свободы.

Его супруга Лариса трудилась хранительницей фонда драгоценных металлов в Эрмитаже. Но не столько хранила там исторические ценности, сколько воровала их. Завадская, пользуясь тем, что у нее был доступ в хранилище, похищала предметы и выносила их на улицу. А там ее встречал Николай Завадский на собственном автомобиле. Далее ценности привозились на квартиру Завадских, после чего супруги сбывали их либо в антикварный магазин, либо в ломбард, либо «иным не установленным следствием лицам». В общей сложности подсудимому удалось продать 77 предметов на сумму 14 млн. 813 тыс. руб. Около 30 (среди них несколько икон, уникальные французские часы «Бреге» и «Дорэ», потир и складень работы Фаберже) были возвращены в музей, а около 50 предметов на сумму более 7 млн. руб. пропали безвозвратно.

До суда Лариса Завадская не дожила. Она скоропостижно скончалась от сердечного приступа во время плановой внутренней проверки в Эрмитаже, когда выяснилось, что из Русского отдела музея исчез 221 экспонат. Следствие установило, что Завадские похитили только 77 предметов, кто утащил другие – неизвестно.

Кража из Музея искусств в Сан-Паулу (2007) — РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ ДЛЯ БРАЗИЛИИ (56 млн. долларов).

Ранним утром 20 декабря 2007 года похитители умыкнули из Музея искусств в бразильском городе Сан-Паулу картину Пикассо «Портрет Сюзанны Блох» стоимостью 50 млн. долларов и полотно бразильского художника Кандидо Портинари «Сборщики кофе» стоимостью 6 млн. долларов. У воров оказалась губа не дура из экспозиции музея они отобрали, возможно, лучшие картины, которые висели в разных залах. Само же ограбление длилось всего 3 минуты: воры выбрали момент, когда вся охрана музея находилась на другом этаже.

На сей раз полиция сработала хорошо. Благо видеокамеры запечатлели лица преступников. 8 января 2008 года похитители были задержаны, а картины, приготовленные к отправке, были изъяты в квартире одного из них. Выяснилось, что заказчиком преступления был коллекционер из Саудовской Аравии.

Кража из Парижского музея современных искусств (Paris Museum of Modern Art). (2010) – РЕКОРДНАЯ КРАЖА ИЗ МУЗЕЕВ ДЛЯ ФРАНЦИИ (135 млн. долларов).

21 мая 2010 году грабитель в черной маске перекусил клещами подвесной замок на ограде, потом с помощью альпинистского снаряжения пробрался через окно в Национальный музей современного искусства в Париже. Злоумышленнику удалось украсть пять картин стоимостью 135 миллионов долларов: «Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пастораль» Анри Матисса, «Оливковое дерево» Жоржа Брака, «Женщина с веером» Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» Фернана Леже. Как позже стало известно, новая система сигнализации музея не функционировала в течение нескольких недель. Правда работала система видеонаблюдения, но трое сторожей по ней ничего не видели. И не услышали, как похититель забирается в музей и выбирается из него.

То, что музей обокрали, охранники обнаружили только около семи утра, перед самым открытием. А вообще, кража получилась как в кино: сложная, красивая, успешная.

Но через полтора года после кражи сыщики вычислили и вора. Им оказался серб Вьеран Тимич, получивший прозвище «Человек-паук» за способность искусно ползать по стенам зданий. До того, как залезть в Музей современного искусства, Томич уже обворовал несколько музее и дорогих домов. А потом арестовали и его сообщников – антиквара Жан-Мишеля Корвеза и часовщика Йонатана Бирна, который прятал похищенные картины. Все они предстали перед судом. Вьеран Тимич получил 8 лет лишения свободы, Корвез – 7, а Бирн — 6. Кроме того, они получили общий штраф на сумму в 110 млн. долларов за украденные картины и персональным штрафам в размере от 150 до 200 тыс. евро. На суде Йонатан Бирн заявил, что выбросил картины в мусорный бак. И хотя ему не поверили, но отыскать их так и не смогли.

Кража из музея Кюнстхал (Kunsthal Museum). (2012) — САМАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ УТРАТА ШЕДЕВРОВ (150 млн. долларов)

Воры проникли в музей Кюнстхал в Роттердаме (Нидерланды) ночью 16 октября 2012 года через задний аварийный выход и выкрали в течение всего трех минут шедевр Поля Гогена 1888 года под названием «Девушка у открытого окна» наряду с шестью другими картинами: «Голова Арлекина»  Пабло Пикассо«Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо»  и  «Мост Чаринг-Кросс»  Клода МонеАвтопортрет Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда. Стоимость похищенных работ составила порядка 150 миллионов долларов. Одним из самых ценных произведений считается работа Пабло Пикассо «Голова Арлекина», за несколько лет до кражи ее продавали на аукционе за 16 миллионов долларов. 26 ноября румын по имени Раду Догару (Radu Dogaru) был арестован за кражу и, в конечном счете, приговорен почти к семи годам лишения свободы. Второй вор, Адриан Прокоп (Adrian Procop) был арестован в Берлине 6 декабря. Все картины, в том числе картина Гогена, до сих пор считаются пропавшими.

Хотя Догару и признал себя виновным в совершении преступления, но подал иск против музея из-за того, что ограбление удалось ему слишком легко, и музей не использовал сигнализацию для защиты ценных произведений искусства. Его мать Ольга Догару утверждает, что она сожгла картины, чтобы защитить своего сына и власти нашли соответствующую золу и гвозди, соответствующие эпохе написания картин, в ее камине. А до этого она не придумала ничего лучше, как закопать шедевры на кладбище в деревне Караклиу в Румынии.

В конце концов, воры Раду Догару и Евген Дари получили по 6 лет и 8 месяцев лишения свободы каждому. А вандал Ольга Догару – 2 года неволи за соучастие.

Кража из сокровищницы «Зеленый свод» Государственного художественного собрания Дрездена (2019) – САМАЯ КРУПНАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА В МИРЕ (1 млрд. евро)

25 ноября 2019 года в саксонской сокровищнице «Зеленый свод» Государственного художественного собрания Дрездена злоумышленники умыкнули драгоценности на рекордную сумму в миллиард евро.

Примерно в 5 утра они совершили поджог электрощита под мостом Августа Сильного, который обеспечивает электричеством «Зеленый свод» и другие государственные музеи. Потом, утром, когда в музее не было посетителей, преступники проникли в сокровищницу «Зеленый свод»   через окно. Затем они разбили выставочную витрину с помощью топора. Их добычей стали 94 предмета, среди которых двенадцать ювелирных изделий, а также несколько драгоценных пуговиц для юбок и украшенная бриллиантами шпага.

С места преступления злоумышленники скрылись на поджидавшем их автомобиле, который они позже подожгли в одном из близлежащих подземных гаражей. Само ограбление длилось всего несколько минут.

Всего в коллекции музея около 3 тыс. ювелирных изделий, а также посуда, оружие, предметы декоративного искусства — все они инкрустированы золотом, серебром, слоновой костью или жемчугом. Здесь хранится «статуя мавра» с изумрудами и 648-каратным сапфиром — подарок Августу Сильному от Петра I. А похищены были драгоценности XVIII века из трех так называемых гарнитуров, изготовленные для саксонских королей Августа Сильного и Августа III. Кроме прочего, был украден эполет из бриллиантового гарнитура с бриллиантом «Саксонский белый». Этот особенно крупный бриллиант имеет вес 49,84 карата. Его стоимость эксперты оценивают в 10-12 млн долларов.  Кроме него, в эполете имелись и другие крупные бриллианты — весом в 39,5 и 21 карата.

Добычей грабителей стала также звезда польского Ордена Белого Орла, изготовленная в середине XVIII века из пяти больших и 220 мелких бриллиантов, 92 рубинов, золота и серебра. В центре этой звезды красуется бриллиант весом 20,189 карта.

Оставьте отзыв

Select Language