Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ АКТОВ ВАНДАЛИЗМА (VANDALISM). По версии Олега Логинова.

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ АКТОВ ВАНДАЛИЗМА (VANDALISM).

По версии Олега Логинова.

Актам вандализма над памятниками посвящен другой фоторейтинг.

Вандализм — бессмысленно-жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.

Картина «Леда и лебедь». Франция

Леонардо да Винчи писал картину «Леда и лебедь» несколько лет и закончил свою работу в 1508 году, после чего это полотно оказалось во французском королевском дворце Фонтенбло. В правление Людовика XIII она исчезла. Подозревают, что ее уничтожила супруга короля Анна Австрийская «за непристойность».

Микеланджело Буанарроти тоже нарисовал картину «Леда и лебедь». И она тоже попала в Фонтенбло. И тоже была уничтожена «за непристойность», вероятно, кем то из министров Людовика XIII .

Антонио да Корредджо написал картину «Леда и лебедь» в 1531 году. В начале 18 века молодой Людовик де Бурбон, герцог Орлеанский в припадке сумасшествия набросился на нее и изрезал в клочья, сочтя ее непотребной. Людовик де Бурбон отличался истовой религиозностью и вероятно на этой почве решил, что знает какое искусство правильное, а какое – нет. К счастью реставраторы сумели восстановить полотно, хотя и в сильно переписанном виде.

Революционный вандализм в Париже. 1793

Рисунок Питера Эндрюса. «Осквернение Нотр-Дам де Пари»

В 1793 году Нотр-Дам де Пари был вновь посвящен в Культ Разума, а затем в Культ Высшего Существа. В это время собор был занят толпой, которая обезглавила статуи и разграбила сокровища собора. Некоторое время Нотр-Дам использовался как склад.

Портлендская ваза. Лондон. 1845

В феврале 1845 года в Британском музее подвыпивший джентльмен по имени Уильям Ллойд схватил с постамента Портлендскую вазу — уникальный предмет древнеримского искусства тонкого синего стекла с барельефами — и швырнул ее на пол. Хрупкая ваза, конечно же, разлетелась на тысячи мелких осколков. Ллойда никто не успел остановить, зато успели задержать. Как он позже говорил в свое оправдание, ему «просто было любопытно поглядеть, как бьется столь древний предмет». После нескольких лет кропотливой работы ваза была все же восстановлена и снова находится в экспозиции Британского музея.

Картина «Ночной дозор». Амстердам

Картина Ночной дозор» считается одним из величайших творений знаменитого Рембрандта. Ничего крамольного в этой картине на первый взгляд нет — ни обнаженки, ни криминального сюжета. Однако искусствоведы чего только на ней не разглядели. Например, гомосексуализм главных героев. Возможно, своими секретами «Ночной дозор» будоражит не вполне здоровые умы. А поэтому периодически эта картина подвергается нападениям.

14 января 1911 года в государственном музее Амстердама на «Ночной дозор» напал списанный с корабля кок по имени Сигритс, который нанес порезы картине Рембрандта в восьми местах. Говорят, что этим он протестовал против безработицы. Виновник был арестован. К счастью, порезать полотно у него так и не получилось: слой краски и лака оказался слишком толстым.

13 сентября 1975 года психически ненормальный 38‑летний бывший учитель Вилхелмус де Рейк нанёс 12 порезов обычным ножом для резки хлеба картине Рембрандта «Ночной дозор», экспонируемой в амстердамском «Рейкс музеум».

В 1990 году в Рейксмузеуме в Амстердаме на картину Рембрандта «Ночной дозор» плеснули кислотой, при этом пострадал слой лака.

Картина «Царевич Иван: «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Москва.

Пока Иоанн Грозный предавался пирам и казням, его воеводы и ратники из последних сил отражали многочисленных врагов нападавших на Россию со всех сторон. Трехлетняя война против поляков и литовцев стала несчастной для России и самого Иоанна Грозного.

Во время переговоров о мире, царевич 15 ноября 1582 года пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в гневе закричал: «Мятежник! ты вместе с Боярами хочешь свергнуть меня с престола!» и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, но царь нанес ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Обливаясь кровью, царевич упал. Тут исчезла ярость царя исчезла. Побледнев от ужаса, он воскликнул: «Я убил сына!» и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но было уже поздно. Суд Небесный свершился, наказав тирана за жестокосердие. 19 ноября царевич от полученной раны скончался. А царь Иоанн Грозный, обагренный кровью сыновнею, в оцепенении просидел неподвижно у трупа без пищи и сна несколько дней.

16 января 1913 года душевнобольной 29-летний домовладелец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» бросился с ножом на картину Репина Третьяковской галерее «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» и изрезал ее. Балашов помещён в центральный приёмный покой для душевнобольных, а картина отправлена на реставрацию. Для ее восстановления даже пришлось вызвать Репина, который находился на даче в Финляндии, поскольку чего лица изображённых надо было воссоздавать фактически заново. Через шесть месяцев отреставрированная картина Репина вернулась на прежнее место в Третьяковку.

Увы, картина стала не единственной жертвой вандализма. Хранитель галереи Егор Хруслов бросился под поезд, и его самоубийство связали с порчей репинского полотна.

25 мая 2018 года в Третьяковской галерее около восьми вечера посетитель музея Николай Подпорин из Воронежа разбил металлическим столбиком защитное стекло картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» и несколько раз ударил по холсту. Картина получила серьезные повреждения: холст порван в двух местах.

Сам Подпорин объяснил свой акт вандализма так: «Приехал посмотреть на картину. В восемь вечера хотел уходить, но зашел в буфет. Выпил 100 граммов водки. И меня накрыло».

Картина «Венера с зеркалом». Лондон. 1914

История знаменитого полотна испанского художника Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» окутана легендами. Говорили, что Венера вводит людей в безумие, что подтвердил случай с Мэри Рэлей Ричардсон, которая пыталась уничтожить шедевр.

10 марта 1914 года в зал Лондонской национальной галереи, где висела картина, вошла невзрачная девушка. Подойдя к творению великого испанца, она вдруг выхватила из-за пазухи тесак и с остервенением набросилась на картину. Ей удалось нанести семь ударов. Когда девушку арестовали, она заявила констеблю: «Меня зовут Мэри Ричардсон. Я суфражистка, борец за права женщин. Вы можете купить еще одну картину, но ни за какие деньги вы не купите вторую Эммелин Панкхерст, если убьете ее в тюрьме».

На допросе Мэри заявила, что совершила акт вандализма в знак протеста, против ареста леди Панкхерст — главы движения суфражисток. «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в виде протеста против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории», — сказала она. А позже еще заявила, что ее раздражало то, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».

За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы.

«Венеру» Веласкеса отреставрировали лучшие мастера Соединенного Королевства. Через три месяца она снова вернулась на прежнее место в Галерее.

Взятие Зимнего. 1917

Начало Октябрьской революции в России в 1917 году ознаменовалось взятием Зимнего дворца и массовым вандализмом темного народа по принципу: «Мир хижинам, война дворцам!».

Того факта, что хулиганствующие элементы из числа штурмовавших дворец грабили Зимний дворец, не отрицали даже мемуаристы-большевики и советские историки. Грабёж происходил как во время штурма, так и в дни последовавшие за ним, когда, как писал очевидец событий американский журналист Джон Рид, «некоторые люди из числа всех вообще граждан, которым на протяжении нескольких дней по занятии дворца разрешалось беспрепятственно бродить по его комнатам,…крали и уносили с собой столовое серебро, часы, постельные принадлежности, зеркала, фарфоровые вазы и камни средней ценности». В попытке грабежа, по словам этого же журналиста, были уличены и некоторые из защитников Зимнего дворца. Новые власти пытались остановить разграбление, но тщетно.

Через 5 дней после штурма специальная комиссия Городской думы произвела обследование разгрома Зимнего дворца и установила, что в тех местах, где проходили грабители, у портретов прокалывались глаза, с кресел срезались кожаные сиденья, дубовые ящики с ценным фарфором пробивались штыками, ценнейшие иконы, книги, миниатюры и т. п. были разбросаны по полу дворца. Комиссия оценила ущерб, нанесённый Зимнему дворцу грабежом и вандализмом, в 50 тысяч рублей. Часть предметов позднее удалось вернуть — они были найдены у перекупщиков, на базарах и у иностранцев, покидающих Россию.

Картина «Мона Лиза»

В декабре 1956 года в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») камнем. С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» — едва заметная отметина.

Виллегас признался комиссару полиции, что оказался в затруднительном положении и совершил акт вандализма, чтобы провести зиму в теплой тюрьме.

Рисунок Вальтера Молино. «Боливиец Уго Анзага Виллегас швырнул камень в картину «Мона Лиза».

В 1974 году в Лувре (Париж, Франция) японский турист бросил в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» пузырек с краской. Защитное стекло спасло картину. После этого случая «Мону Лизу» поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла, заполненный гелием.

2 августа 2009 года туристка из России бросила керамическую кружку в знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу. Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.

Картина «Герника». Нью-йорк. 1974

28 февраля 1974 года Тони Шафрази, будущий знаменитый арт-дилер, а тогда молодой художник, выпускник лондонского Королевского колледжа искусств, во время выставки Пабло Пикассо в Музее современного искусства, Нью-Йорк, нанес на «Гернику» красной краской из баллончика надпись KILL LIES ALL.

Сам он утверждал, что это была одновременно и акция протеста, и художественный жест. Шафрази протестовал против освобождения под залог американского лейтенанта Уильяма Келли, участника массовых убийств во время войны во Вьетнаме.

Краску с покрытой плотным слоем лака «Герники» смыли мгновенно, так что ей не был причинен существенный вред, и Шафрази отделался штрафом

Картины в Германии. 1977

В 1977 году в Штатсгалерее в Касселе (Германия) были облиты кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две — Рембрандта.

Картина «Даная». Ленинград. 1985

48‑летний безработный из Каунаса Брюнес Майгис был в обиде на советскую власть за то, что в 1944 году она расстреляла его отца. И в отместку ей сначала хотел сжечь себя на Красной площади. Но потом подумал, что самоуничтожение – это не месть. И к тому же духу не хватило заживо поджариваться. А для мести советской власти он выбрал совершенно дебильный способ, решил уничтожить произведение искусства, ничем не согрешившее ни перед ним, ни перед буржуазной Литвой.

15 июня 1985 года, в день национального праздника, справлявшегося когда‑то в буржуазной Литве, Майгис заявился в ленинградский Эрмитажа, пряча под пиджаком литровую банку с кислотой. На глазах у ошеломленных посетителей он подскочил к картине великого голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна «Даная» и с размаху дважды полоснул ножом по животу и бедрам обнаженной женщины. Затем Брюнес трижды плеснул кислотой на полотно. Сразу же по картине побежали струйки краски, кислоты и грунта, уничтожавшие шедевр. По счастливой случайности не пострадало лицо Данаи, уцелел кусочек драпировки. Все остальное представляло собой одно большое черное прожженное пятно.

Прибежавшие охранники схватили Майгиса. К счастью для них, взрывчатка, спрятанная на ноге у Брюнеса, не взорвалась. С диагнозом «вялотекущая шизофрения» борец с картинами был приговорён к принудительному лечению в психиатрической клинике.

Через 12 лет, в октябре 1997 года многострадальная «Даная», возрожденная ко второй жизни кропотливым трудом реставраторов, вернулась в Эрмитаж.

Картина «Кто боится красного, желтого и голубого III». Голландия. 1987.

В 1987 году в амстердамском музее Стеделийк было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Сначала вандал порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали, он отсидел, вышел и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились «картинному террористу», что он решил воплотить их жизнь и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей вандалу был запрещен доступ во все музеи страны.

Картина «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Лондон. 1987

Еще одна работа да Винчи, пострадавшая от рук вандала. В 1987 году в Национальной галерее Лондона некий Роберт Кембридж с двух метров выстрелил из обреза, спрятанного под пальто, в картину «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Пули не пробили защитное стекло, но оно треснуло, да так, что осколки повредили саму работу. Кембридж заявил, что таким образом хотел выразить свое отвращение к «политической, социальной и экономической ситуации в Великобритании». На реставрацию ушло более года.

Картины Альбрехта Дюрера. Мюнхен. 1988

В 1988 году в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев.

Альюрехт Дюрер. Семь скорбей девы Марии. ок 1496.

Он «прославился» тем, что в 1970-1980-е годы нанес искусству материальный ущерб на 270 млн. марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 году в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 году он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

Картина «Супрематизм». Амстердам. 1997

4 января 1997 года в амстердамском музее Стеделийк русским художником Александром Бренером была изуродована картина Казимира Малевича «Супрематизм», на которой он нарисовал знак доллара зеленой краской из баллончика.

Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

Картина «Стоящая Зора». Рим. 1988

21 января 1998 года в Капитолийском музее в Риме на выставке Матисса охрана музея обнаружила на трех картинах повреждения, сделанные острым предметом. Две из них — из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции — пострадали серьезно, в картине же «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 сантиметров, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом.

Китайские вазы. Кембридж. 2006


В январе 2006 года неуклюжий посетитель кембриджского Музея Фитцуильяма, наступил на развязавшийся шнурок, упал с лестницы и сшиб несколько китайских ваз, которым было по 300 лет. Фарфор династии Цин, правившей в XVII веке, был одним из ценнейших экспонатов музея. Уборка отняла два с половиной дня. Посетителю на несколько недель запретили приближаться к музею. На музейной лестнице вазы простояли около 50 лет, мимо них прошли почти 10 млн. человек, и никаких происшествий до этого не было.

Реставраторам удалось склеить из огромного количества фарфоровых осколков, разлетевшихся по 28 ступеням музейной лестницы, три вазы. На это у них ушло полтора года.

Картина «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года». Амстердам. 2006

В июне 2006 года пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года» из собрания амстердамского Рейксмузеума (Королевского музея, Rijksmuseum). Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно.

Картина Сая Твомбли

В 2007 году во Франции перед судом предстала поклонница искусства, которая в порыве страсти поцеловала в галерее картину стоимостью два миллиона долларов, оставив на ней следы красной помады. Жертвой камбоджийской художницы Сэм Ринди стало одно из безымянных полотен американского абстракциониста Сая Твомбли. По словам адвоката Ринди, при виде картины ее переполнили эмоции, она не смогла сдержаться и совершила «акт любви», о котором теперь сожалеет. В свою очередь прокурор города Авиньон назвал ее поступок «дикостью» и потребовал назначить штраф в размере 4500 евро. Однако владелец картины, Ивон Ламбер, потребовал два миллиона долларов в качестве возмещения морального ущерба, и еще более 33 тысяч евро на реставрацию картины.

Картина «Триумф Давида». Милуоки. 2007

В апреле 2007 года в одном из музеев города Милуоки (штат Миннесота, США) посетителем было повреждено полотно «Триумф Давида» итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 годом. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно.

Картина «Мост в Аржантее». Париж. 2007

В ночь на 7 октября 2007 года неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа — музей д’Орсе и изуродовали картину Клода Моне «Мост в Аржантее» 1874 года. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников: четырех молодых парней и девушку в возрасте 18-19 лет, проживающих в парижских пригородах, удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами. Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине.

Картина «Ночное небо № 2». Питтсбург. 2008

16 мая 2008 года бывший охранник Художественного музея Карнеги в Питтсбурге Тимур Серебрюков ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш «Ночное небо № 2», выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн. долларов. По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему «не понравилась».

На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов. Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысяч долларов.

Фреска «Се человек» в храме Милосердия в Борхе. 2010

78-летняя пенсионерка из Испании Сесилия Хименес хотела как лучше. А настоятель храма Милосердия в испанском городе Борха думал, что она умеет рисовать, когда благословил ее на реставрацию фрески «Ecce Homo» («Се человек»), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Когда спустя два года после начала реставрации, в 2012 году плод ее реставрации увидели специалисты, они пришли в ужас и признали ее актом вандализма. Разлетевшись на интернет-мемы, работа получила такую широкую известность, что стала считаться современной классикой. Теперь она называется «Пушистый Иисус» и числится как совместная работа художника XIX века Элиаса Гарсиа Мартинеса и пенсионерки из XXI века Сесилии Хименес.

Картина «Две таитянки». Вашингтон. 2011

1 апреля 2011 года полотно Поля Гогена «Две таитянки» подверглось нападению в Национальной галерее (National Gallery) в Вашингтоне. Одна из посетительниц внезапно набросилась на «Двух таитянок» с диким воплем: «Это зло!» и начала молотить кулаками по пластиковому защитному экрану. Ее удалось быстро остановить и препроводить в полицию. Картина в итоге не пострадала.

Картина «Поклонение золотому тельцу». Лондон. 2011

16 июля 2011 года в лондонской Национальной галерее 57‑летний мужчина изрисовал красной краской картину «Поклонение золотому тельцу» (1634) французского художника Николя Пуссена, стоявшего у истоков живописи классицизма. Британская полиция задержала злоумышленника.

Картина «Женщина в красном кресле». Хьюстон. 2012

13 июня 2012 года Мексиканец Уриэль Ландерос испортил полотно Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» 1929 года. Инцидент произошел в музее американского города Хьюстон Menil Collection, где картина выставляется с момента его открытия в 1987 году. 22-летний Ландерос, называющий себя художником, подошел к картине Пикассо и при помощи трафарета за считанные секунды нарисовал на ней матадора, убивающего быка, и добавил надпись «Conquista» (исп. «завоевание»). Сразу после инцидента картина была доставлена в отдел реставрации, где специалистам удалось полностью удалить следы краски.

Уриэль Ландерос поначалу ударился в бега, но в январе 2013 года на американо-мексиканской границе сдался властям. Он был приговорен к двум годам лишения свободы

Картина «Парусная лодка в Аржантее». Дублин. 2012

Эндрю Шэннон – настоящий вандал. Его 48 раз привлекали к суду преступления, связанные с повреждениями произведений искусства и предметов антиквариата. А  29 июня 2012 года он и вовсе учудил. В Дублине, в Национальной галерее Ирландии подошел к картине Клода Моне «Парусная лодка в Аржантее», стоимостью в 10 миллионов долларов, и вдарил по ней кулаком. На полотне, написанным художником еще в 1874 году, образовалась солидная дыра.

На суде, когда Шэннон понял, что шутки кончились и ему маячит солидный срок, он перепугался и начал отмазываться, заявив, будто бы у него случился сердечный приступ, из-за которого он случайно оперся на картину и порвал ее. Но беспристрастные камеры слежения все зафиксировали и доказали его ложь.

Вандалу Шэннону суд прописал 6 лет неволи и пожизненный запрет на всех музеев, выставок и картинных галерей.

Картина «Черный на коричневом», Лондон. 2012

7 октября 2012 года картина экспрессиониста Марка Ротко «Черный на коричневом» (1958) была повреждена в галерее Тейт Модерн в Лондоне российским художником Владимиром Уманцом.

Он написал фломастером на картине Марка Ротко фразу «Владимир Уманец, 12, потенциальное произведение желтизны». Служащим и окружающим не удалось ни остановить его, ни задержать.

Вандал отметил, что не пытался «испортить картину» Ротко, а «только хотел продемонстрировать разницу между искусством и желтизной».

Оставьте отзыв

Select Language