МЕДИАМАГНАТ ГУСИНСКИЙ
(VLADIMIR GUSINSKY)
Владимир Александрович Гусинский в своей жизни сделал большое и хорошее дело – создал НТВ. Во время его управления этим телеканалом, НТВ в самом деле было властителем дум. И в сравнении с тем, во что превратилось нынешнее НТВ отчетливо понятно, насколько важна роль талантливых журналистов и умелых управленцев в любом деле.
Но идеализировать образ Гусинского из-за этого не стоит. Поскольку за свою жизнь он сделал и несколько не очень хороших дел.
МЕДИАИМПЕРАТОР
Вообще, Гусинского можно назвать любимцем госпожи Удачи. Ему всегда замечательным образом удавалось избегать тюрьмы. Еще в застойные годы он привлекался к уголовной ответственности за мошенничество, однако пронесло.
Практически не пострадал Гусинский за незаконное получение израильского паспорта. Этими паспортами за деньги желающих снабжал сотрудник МВД Израиля Роман Бабаян. Среди его клиентов числились Сергей Михайлов («Михась») и Владимир Гусинский («Медиамагнат»).
В 1996 году Гусинский на форуме в Давосе заключил сепаратный мир со своим конкурентом в бизнесе Борисом Березовским, который тогда был первым заместителем председателя совета директоров главного российского телеканала ОРТ и акционером ТВ-6. После чего они вместе объявили войну Зюганову, находившемуся в нескольких шагах от президентского кресла. Из принадлежащих им средств массовой информации обрушился шквал огня по коммунистам. Причем, народ в ту пору любил смотреть НТВ и доверял независимым журналистам этого телеканала. Поэтому артподготовка Гусинского оказалась гораздо эффективнее залпов Березовского и во многом предопределила победу Ельцина на президентских выборах. Осознав, что посредством телевизионной картинки и слова можно управлять людьми в России, Владимир Александрович почувствовал себя полубогом. А чтобы упрочить это ощущение при поддержке власти, которой он помог сохранить свои кресла, стал медиа-магнатом, создав собственную медиа-империю «Медиа-МОСТ», в которую вошли: журнал «Итоги», новостная радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «НТВ+», газеты «Сегодня» и «Семь дней». В том же 1996 году Владимир Гусинский создал и возглавил Российский еврейский конгресс, что позволило ему наладить связи с влиятельнейшими представителями еврейской нации в мире.
НЕ ЗАРЕКАЙСЯ ОТ ТЮРЬМЫ
Спуститься с небес на землю Владимиру Гусинскому пришлось, когда обязанный ему за победу на президентских выборах Борис Ельцин ушел в отставку. Говорят, что и после ухода Ельцина Гусинский считал, что влияние его медиаконгломерата столь велико, что ему ничего не может угрожать. А потому якобы отказался согласовывать информационную политику телеканала НТВ с Кремлем, как требовал тогдашний глава администрации президента Александр Волошин. И тогда власть преподала ему урок. 13 июня 2000 года Гусинский был арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах и был помещен в Бутырскую тюрьму. Писали, что будто-то бы Владимир Александрович потом рассказывал кому-то из близких людей, что «Бутырка» стала для него страшным шоком. Что в первую ночь пребывания в ней он смотрел в потолок и все еще не мог поверить, что такое возможно. Но к утру понял, что это очень даже возможно – «вот так просто могут вызвать в прокуратуру и сказать: «Вы арестованы».
Арестовали его за грешки с телекомпанией «Русское видео – 11 канал». По мнению следствия, он не вполне честно присвоил эту государственную компанию стоимостью 10 млн. долларов, выкупив за бесценок 75% ее уставного капитала. Во всяком случае директор «Русского видео» Дмитрий Рождественский, которому по сравнению с этим инкриминировались сущие пустяки, например, хищение 147 тысяч финнских марок, полученных от рекламы, довольно долго просидел в СИЗО. А Гусинский пробыл в «Бутырке» всего трое суток, причем это вызвало большой общественный резонанс и значительно добавило ему популярности. Через полтора месяца – 27 июля 2000 года дело в отношении него под фанфары прекратили.
Со стороны, конечно, все это выглядело мутно и непонятно, но в обществе, в целом, воспринималось положительно — что власть начала наступление на сидевших у народа в печенках олигархов.
ОБВИНЕНИЯ
Дальше ситуация стала еще мутнее и непонятнее. Как оно было на самом деле – или власть пыталась «отжать» у Гусинского медиахолдинг «Медиа-МОСТ» в обмен на снятие уголовных обвинений или же она действовала во имя справедливости — непонятно до сих пор.
Сам Гусинский поспешил покинуть страну, а в России в отношении него начали выдвигать одно обвинение за другим. Их суть сводилась примерно к следующему:
Якобы в начале 1998 года «Медиа-МОСТ» взял кредит в размере 160 млн. долларов у Credit Suisse Financial Corp. Вместе с процентами должен был вернуть 211,6 млн. Не вернул. Гарантом кредита выступал Газпром. Ему и пришлось платить.
В середине 1998 года «Медиа-МОСТ» взял еще один кредит. На сей раз у «Credit Suisse Fist Boston Limited». Раскошелиться вместо него на 261 млн. баксов опять пришлось поручителю, т.е. Газпрому.
Судя по публикациям, постепенно Газпром превращали в дойную корову для Гусинского. По просьбе В. Черномырдина Газпрому пришлось купить акции НТВ и НТВ+ за 300 млн. долларов и еще проплатить 125 млн. за акции НТВ, принадлежащие фирме ЗАО «ПРТ-1». Таким образом, Газпром вложил в структуры Владимира Александровича, как минимум 900 млн. долларов и якобы должен был помалкивать в тряпочку об их возврате или получении дивидендов, пока у власти находился Борис Николаевич.
Писали, что Гусинский шиковал на газпромовские денежки и не отказывал себе ни в чем. За 85 млн. приобрел 25% акций израильского издательского концерна «Маарив». Причем переплатил за эти акции раза в 2-3 больше, нежели они стоили на рынке. За 50 миллионов были куплены два самолета – «Gulfstream» и «Challenger», годовое обслуживание которых обходилось медиа-империи в несколько миллионов долларов. Сотрудникам телекомпании НТВ платились огромные зарплаты, выплачивались премии по итогам года в размере 10-30 тысяч долларов и выдавались ссуды на приобретение жилья по 50-100 тысяч долларов. Якобы, для сотрудников «Медиа-МОСТа» и просто для хороших людей, типа начальника личной охраны Черномырдина А. Сошина в подмосковном поселке Чигасово строились коттеджи. А для руководства империи давно построили поселок из вилл в Испании.
Будто бы, когда новый гендиректор НТВ Борис Йордан залез в финансовые документы телекомпании, то заявил, что не может отыскать куда делись 750 млн. долларов. А также сказал, что НТВ с 1995 года работало в убыток, за последние 9 месяцев не оплатило счета и не выплатило зарплаты на 20 млн. долларов и не приобрело в этот период новых телепрограмм.
Что тут скажешь, бедная Россия…
ИСПАНСКАЯ ТЮРЬМА
На основании обвинений в невозврате кредитов в ноябре 2000 года Генпрокуратура, объявила Гусинского в международный розыск.
Владимиру Александровичу явно пришлось понервничать, когда российская прокуратура попыталась достать его в Испании и отправила туда просьбу об экстрадиции «мошенника» Гусинского на родину. 12 декабря 2000 года Гусинский был помещен в испанскую тюрьму, где должен был дожидаться решения вопроса — выдадут его России или нет. Конечно, испанская тюрьма, где он оказался, была не чета «Бутыркам», но сохранялась перспектива, что пребывание в ней придется сменить на российские нары. Прокурор Фуингариньо заявил, что мошенничество в крупных размерах в Испании тоже является серьезным преступлением, и Гусинского надо экстрадировать. Должно быть, после этого сердечко у российского олигарха здорово екнуло. Но судья Бальтасар Гарсон посчитал иначе. Сначала он выпустил Владимира Александровича из тюрьмы под залог в 1 млрд. песет (5,4 млн. долларов), а потом отказал России в его экстрадиции.
Возможно, на такое решение испанского суда повлияла и госсекретарь США Мадлен Олбрайт, которая во время визита в Мадрид активно заступалась за российского телемагната и говорила, что дело в отношении него – не уголовное а политическое, направленное на ущемление свободы слова в России.
Примерно так же посчитал Страсбургский суд по правам человека. В 2004 году он вынес вердикт, что арест Гусинского в России был связан с желанием руководителей государства отобрать бизнес у Владимира Александровича. А потому теперь Россия должна заплатить бедному олигарху 88 тысяч долларов.
Сколотив капитал в России и избежав там наказания, Владимир Гусинский мог наслаждаться жизнью по всему миру. У него и виллы в разных концах света и яхта, а сам он уже практически «человек мира». В 2007 году он получил вдобавок к российскому и израильскому гражданствам, еще и испанское, доказав что является сефардом, т.е. потомков евреев, изгнанных из Испании в 1492 году.
НТВ по-прежнему вещает на третьей кнопке, но имя Гусинского в России постепенно стирается из памяти народной. Олигархизм 1990-х, без сомнений, был страшным злом для страны.
Олег Логинов
Статьи по теме: