РАСПРАВА НАД КОРОЛЕВСКОЙ ЧЕТОЙ В СЕРБИИ
(MASSACRE OF THE ROYAL COUPLE IN SERBIA)
В начале ХХ века Балканы называли «Пороховой бочкой Европы». И не только потому, что за влияние на полуострове в течение многих лет боролись Турция, Австро-Венгрия, Германия, Англия и Россия. Просто у тамошних народов горячая кровь. И особенно ярко это проявлялось в Сербии.
Первым князем Сербии в 1808 – 1813 гг. стал Георгий Карагеоргий. Он возглавил первое сербское восстание против Османской Империи в 1817 году. О совместных действиях он договорился с Милошем Обреновичем. Однако о том, кто будет главней, не договорился. В результате в ночь с 13 на 14 июля 1817 года у села Радовань возле Смередова Карагеоргий был коварно убит из-за власти людьми Милоша Обреновича. С этих пор началась междоусобица между династиями Карагеоргиевичей и Обреновичей.
Борьба двух родов продолжалась на протяжении всего XIX века, Обреновичи и Карагеоргиевичи сменяли друг друга на престоле.
Королем Александр I Обренович стал в 17 лет. В ночь на 14 апреля 1893 года Александр арестовал своих регентов и министров и объявил себя совершеннолетним. Лидеры радикалов и население, уставшее от постоянных стычек, приветствовали этот шаг. Однако бурлящая Сербия не успокоилась. В последующие несколько лет король и его отец несколько раз меняли состав правительства, и притом не из соображений государственной пользы, а, как правило, руководствуясь своими личными, материальными интересами.
Король Сербии Александр I и королева Драга.
Говоря об истории правления Александра I Обреновича невольно вспоминается советский шлягер в исполнении Аллы Пугачевой о том, что жениться по любви не может ни один король. Точнее, жениться-то он может, только ни к чему хорошему это не приведет. Фактически королю Александру I Обреновичу стоила жизни непопулярная в народе свадьба на вдове Драге Машин, которая была почти на 15 лет старше его, имела весьма сомнительное прошлое и к тому же была бесплодна. Конечно сама по себе женитьба короля на Драге, может быть, и не была таким уж раздражающим фактором, но она обусловила ряд раздражающих последствий. В правление Александра I была отменена конституция, распущен парламент, запрещены выступления оппозиции, в тоже время на высокие должности по родственному назначалась родня Драги Машин. И последней каплей стало требование короля признать наследником престола его шурина Никодима Луньевица и тем самым фактически передать Сербский Престол Черногорской Династии.
Акилле Бельтраме (Achille Beltrame). «Резня суверенных правителей в Сербии». (1903)
В ночь на 30 июня 1903 года группа сербских офицеров во главе с капитаном Генштаба Сербии Драгутином Димитриевичем по прозвищу Апис (Бык), ворвалась в королевский дворец и потребовала от короля Александра I Обреновича отречься от престола в пользу Петра Карагеоргиевича. Однако король не просто отказал заговорщикам, но и оказал им ожесточенное сопротивление. Одного из них он застрелил, а Димитриевича ранил.
Тут уж заговорщики распалились не на шутку. Позднее на теле Александра I Обреновича насчитали 6 пулевых ранений и 40 следов сабельных ударов, на теле королевы Драги — два ранения пулевых, 63 — сабельных и многочисленные следы каблуков. Сербские офицеры действовали с яростной злобой – они отрезали королеве грудь и вспороли ей живот. Также были убиты братья королевы Никодим и Никола.
Трупы короля и королевы выбросили из окон на дворцовую площадь, на поругание толпы, которая с ликованием встретила убийство монархической четы. Причем труп королевы Драги был обнажен. Тела короля и королевы ещё несколько дней пролежали под окнами дворца. Чтобы похоронить их пришлось везти в Австро-Венгрию. В конце концов Александр Обренович нашел упокоение, да и то не в сербских, а в венгерских пределах — в воеводинском соборе монастыря Крушедол-на-Фрушка-Горе.
Так трагически завершилось многолетнее правление дома Обреновичей. А на престоле произошла очередная династическая рокировка – королем стал Петр Карагеоргиевич. Который через свою жену Зорку Черногорскую был дальним родственником Романовых.
Мировые державы признали нового сербского короля Петра I, но потребовали, чтобы убийцы короля Александра и королевы Драги понесли заслуженное наказание. Вскоре мировые газеты облетело сообщение, что один из руководителей заговора подполковник Мишич пустил себе пулю в лоб, в надежде, что его самоубийство будет сочтено достаточной искупительной жертвой за убийство короля и даст возможность устранить угрожающие Сербии осложнения. Однако на следующий день в них появилось опровержение, что Мишич не застрелился, а только готов застрелиться, если его смерть приведет к успокоению общественного мнения в Европе и к облегчению положения короля Петра.
Димитриевич, в теле которого до конца жизни оставались три пули, выпущенные королем, дослужился до звания полковника и должности шефа военной разведки. Но 27 июля 1917 года к королевским пулям в его теле добавились еще несколько. В этот день Драгутина расстреляли за организацию в июне 1914 убийства наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда.
Олег Логинов
Статьи по теме: