НОЧЬ ГАЯ ФОКСА
(GUY FAWKES NIGHT)
Самым знаменитым террористом в мировой истории с полным основанием можно признать британца Гая Фокса. В честь него назван ежегодный национальный праздник. Хотя праздник «Ночь Гая Фокса» и является неофициальным, но англичане празднуют его уже более 4 веков. А кроме них в ночь на 5 ноября сжигают чучело Гая Фокса и пускают в небо фейерверки жители Новой Зеландии, Южной Африки, Австралии и еще нескольких государств. А маска Гая Фокса в ХХI веке неожиданно приобрела огромную популярность и стала своеобразным мировым брендом.
НЕ ГЕРОЙ
Столь большая популярность Гая Фокса удивительна, поскольку он не был ни героической личностью, ни выдающимся террористом, а запомнился лишь участием в неудавшемся заговоре и тем, что под пытками выдал своих товарищей.
Гай Фокс родился 13 апреля 1570 года в семье йоркширского дворянина, нотариуса и адвоката Эдварда Фокса. Гай принял католическую веру, но Англией правила протестантка — королева Елизавета I. А потому католикам в Англии в ее правлении жилось несладко. И в 1594 году Фокс уехал из Англии, чтобы служить вместе с собратьями по вере. Он оказался во Фландрии в армии испанского эрцгерцога Альберта и даже взял себе испанское имя Гвидо. В этой связи ничего удивительного, что по возвращении в Англию он примкнул к католикам-заговорщикам, замыслившим убийство английского короля Якова I, сменившего на престоле Елизавету I, но продолжившего ее «протестантскую» политику.
Этот заговор прозвали «Пороховым». Правда, его можно было назвать и пивным. Поскольку план ликвидации короля зародился в одной из лондонских пивных на Стэнде. А его инициатором стал ярый католик Роберт Кэйтсби. Его отец попал в тюрьму за то, что укрывал священника, а сам Роберт бросил университет лишь затем, чтобы не принимать протестантской присяги. Друзья-собутыльники Томас Уинтер, Томас Перси и Джон Райт тоже не любили протестантов и согласились поучаствовать в заговоре. В свою компанию они взяли Гая Фокса, который набрался военного опыта на службе в испанской армии, и единственный из них знал, как обращаться с порохом.
Заговорщики подобрались амбициозные. Просто убить короля им показалось мало. Им хотелось отправить его тот свет с таким грохотом, чтобы сотряслась вся Англия, а потом «вспряла ото сна» и обратилась в истинную веру – католическую. Для этого они решили взорвать здание английского парламента вместе депутатами обеих палат и королем Яковом I Стюартом. Такой выбор убийства короля был весьма символичен. Отец Якова – Дарнлей погиб при взрыве дома Кирк о’Филда в шотландской столице.
Король должен был присутствовать на открытии парламентской сессии вместе с королевой Анной и старшим сыном принцем Генри, которым по замыслу заговорщиков, предстояло погибнуть вместе с ним. После гибели Якова предполагалось, что Томас Перси убьет второго сына короля, а другой участник заговора сэр Эверерд Дигби захватит малолетнюю дочь короля, принцессу Елизавету и объявит королевой, но править страной от ее имени будут регенты из числа знатных католиков. План получился грандиозным, а ключевую роль в нем отвели Гаю Фоксу, который должен был в решающий момент поджечь порох.
ПОРОХ НЕ ВЗОРВАЛСЯ
Картина Генри Перронета Бриггса. «Арест Гая Фокса».
К покушению заговорщики подошли ответственно. Они загодя сняли дом Винегр-хауз, примыкавший к той части Вестминстера, где размешалась палата лордов, и где должно было состояться открытие парламентской сессии. Из Винегр-хауза они планировали прорыть тоннель в заброшенный подвал Вестминстера. Однако не тут-то было, оказалось, что подвал уже сдали под угольный склад. Однако это не остановило заговорщиков, они выкупили подвал в аренду. Потом из лондонского района Ламбет сумели перевезти по Темзе и спрятать в подвале 36 бочонков пороха, закупленного ими в Голландии. Общий вес порохового заряда составил около тонны, этого хватило бы не только разрушить до основания все здания парламента, но и основательно потрясти округу. Вряд ли хоть одно окно уцелело бы в радиусе полумили.
Параллельно с подготовкой теракта осуществлялась и подготовка мятежа. Гай Фокс ездил во Фландрию искать поддержки у тамошних католиков. А Кэйтсби вел переговоры с аристократами. Поскольку количество людей, осведомленных о заговоре разрасталось, то возрастал и риск его раскрытия.
26 октября лорд Монтигл получил анонимное письмо с информацией, что католики собираются взорвать парламент во время сессии 5 ноября 1605 года на которой будет присутствовать король. Монтигл был католиком, и кто-то из собратьев по вере решил спасти ему жизнь. А Монтигл решил спасти жизнь коллегам-парламентариям и королю. Он показал письмо государственному секретарю Роберту Сесилу, а тот — королю Якову I. Информацию было решено оставить в секрете, чтобы задержать злоумышленников с поличным. Однако заговорщики узнали о письме. Правда они не знали — рассказал ли о нем лорд Монтигл кому-либо. Гай Фокс пробрался в подвал под парламентом и обнаружил, что весь порох остался нетронутым под дровами, которыми он был замаскирован. Выслушал его сообщение, заговорщики решили не отменять операцию государственного переворота.
Приближался решающий час. Ночью с 4 на 5 ноября Гай Фокс вновь отправился в подвал, подготовил фитиль, который вел к бочонкам с порохом, и направился наружу. Не успел он выйти, как на него набросились поджидавшие в засаде люди во главе с мировым судьей Ниветом. Задержанный Фокс назвался вымышленным именем и выдал себя за слугу. Но при нем нашли пучок спичек и связку трута – слишком очевидные улики, чтобы запираться. Однако развязать язык Гаю сразу не удалось. Только после пытки на станке для растягивания жил, он выдал и сообщников, и детали заговора. Текст его признательных показаний с неразборчивой и неровной из-за применения пыток подписью и поныне хранится в Национальном архиве Великобритании.
ПРАЗДНИК НА КРОВИ
Заговорщики, узнав, что их план провалился, начали поспешно покидать столицу. Но по иронии судьбы их «пороховой заговор» обернулся «пороховой смертью». Во время короткой остановки в доме одного из заговорщиков Лититона, в графстве Стаффордшир, они решили просушить порох, который подмочили, переплывая реку. От упавшей искры воспламенился целый мешок пороха, который взорвался со страшным грохотом. Те, кто остался жив после взрыва, бежали. Но было уже поздно, их настиг отряд шерифа графства. Активные участники заговора Кейтсби и Перси были убиты в перестрелке, а раненый в руку Томас Винтер взят в плен.
30 и 31 января 1606 года в центре Лондона во дворе собора Св. Павла происходили казни заговорщиков. Одних из них: Дигби, Гарнета, Олдкорна, Гранта и Бетса просто повесили. А других: Фокса, Кея, Роксвуда и Винтера предали более изощренной казни. Их сначала повесили, но умереть в петле не дали, потом выпотрошили на соборной площади и, наконец, четвертовали. Правда, Гаю Фоксу удалось избежать тройных мук. На эшафот он взбирался помощью подручных палача, из-за переломанных в ходе пыток ног. Но когда начался первый акт его казни – повешение, собрал последние силы и так спрыгнул с эшафота так, что веревка сломала ему шею. Таким образом, он избежал оставшихся двух актов. Части тел казненных убирать с лобного места не стали, их оставили на обозрение публики, поедание птицами и полное разложение.
Казнь участников Порохового заговора.
Когда жители улиц, примыкающих к Вестминстеру, узнав, какая опасность угрожала их домам, начали праздновать свое спасение уже в ночь раскрытия заговора. Они разжигали на улицах костры, и кто-то изготовил первое чучело Гая Фокса. Парламент решил, что люди праздную не свое, а его спасение и 21 января 1605 года издал закон, предписывающий отмечать 5 ноября как «радостный день благодарения за спасение». И хотя в 1859 году этот закон отменили, но «Ночь Гая Фокса» остался у англичан неофициальным праздником.
МАСКА ГАЯ ФОКСА
Творцом маски Гая Фокса стал британский художник Дэвид Ллойд, иллюстрировавший графические романы Алана Мура, и нарисовавший ее в комиксе «V – значит вендетта» еще в 1982 году. Поскольку комиксы в основном читают подростки, то известности она не получила. А популярность обрушилась на нее после выхода в 2006 году одноименного фильма.
По сюжету романа-антиутопии Алана Мура в Великобритании устанавливается тоталитарный режим. Против него выступает некий мститель-террорист V — неизвестный в маске, черты которой копируют внешность Гая Фокса – его характерные усы и острую бородку. Как и Фокс, главный герой фильма борется с существующей властью террором. Например, 5 ноября он взрывает здание центрального уголовного суда Лондона — Олд-Бейли, под сопровождение фейерверков и увертюры Чайковского «1812 год», транслируемой на весь город посредством уличных динамиков. Но он — террорист, борющийся за благие цели. И в результате у него появляется масса единомышленников. В финале фильма тысячи людей в масках Гая Фокса устремляются к британскому Парламенту.
Маска Гая Фокса стала культовой после выхода фильма не из-за оригинальности, а из-за идеи, которую она воплощала: личность человека не важна, важны идеалы, за которые он борется. К счастью маска Гая Фокса не пришлась по вкусу реальным террористам, но зато ее сделали своим символом протестанты во многих странах.
Впервые ее использовали полсотни протестующих, которые в 2008 году в знак протеста против церкви сайентологии устроили пикет в Бостоне. И пошло-поехало. Как кто-нибудь решает устроить демонстрацию против коррупции, принятия новых законов или чего-либо еще, то надевает маску Гая Фокса и отправляется протестовать. Со временем маска стала символом хакерской группы «Анонимусов», которая после своих атак на сайты оставляла картинку этой маски. А потом и вовсе маска Гая Фокса стала одним из самых известных мемов в интернете, которые олицетворяют анонимность пользователя.
На Западе хотя маска гая Фокса и пропагандирует террориста, но в основном используется в мирных демонстрациях. В России у оппозиции она пока не прижилась, зато ею охотно пользуются налетчики. Во всяком случае в Кемерово и Кировской области задерживали грабителей, скрывавших свое лицо под маской V.
Олег Логинов
Статьи по теме: