Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

«КРАСНАЯ СВАДЬБА» ПО-ДРЕВНЕРУССКИ (THE MASSACRE AT ISADY)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

«КРАСНАЯ СВАДЬБА» ПО-ДРЕВНЕРУССКИ

(THE MASSACRE AT ISADY)

Благодаря сериалу «Игра престолов» словосочетание «Красная свадьба» стало нарицательным для обозначения убийства хозяевами знатных гостей. Была своя «Красная свадьба» и в Древней Руси.

ПРОЛОГ

История княжеской Руси – это беспрестанная череда княжеских «разборок», убийств, мести, коварства и интриг. К этому во многом привела традиция князей наделять своих многочисленных сыновей «уделами». Пока жив был батюшка, сыновья еще уживались мирно. Но после его смерти удельные князьки начинали грызню меж собой, приводящую к братоубийственному кровопролитию. Если уж брат не жалел брата, то с соседскими князьями и вовсе не церемонились. Захватить их земли считалось скорее доблестью, чем подлостью. Изгнанные «лихими» соседями из своих уделов князья, чтобы вернуть земли нередко обращались за помощью к извечным врагам земли русской: печенегам, половцам, полякам, литовцам. Но даже в длинной череде братоубийственного кровопролития, события второй половины XII века в Рязанском княжестве стоят особняком.

Можно сказать, что эта история началась с родоначальника рязанской ветви Рюриковичей, князя Глеба Ростиславича, который  в 1145 году был послан отцом княжить в Рязань. Его жизнь была просто перенасыщена неустанной борьбой с многочисленной родней за власть и земли. Было время, когда его самого изгоняли из Рязани и он искал спасения у половцев. Но большую часть жизни провел в походах, поддерживая одних родственников в борьбе против других.

Захват под Боголюбовом женщин и детей отрядами Глеба Ростиславича Рязанского и половцами.

И, как говориться, «доигрался». В 1177 году, подстрекаемый своим шурином Мстиславом, Глеб Рязанский пошел войной против Всеволода Большое Гнездо, севшего на великий стол во Владимире. Немало черных дел натворил Глеб во время своего похода. Укрепив свою армию половцами, он сжег Москву и разграбил княжескую резиденцию в  Боголюбово. Рязанцы и половцы не гнушались грабежом христианских церквей и монастырей. Известно, что во время их набега печальной участи подвергся известный храм Покрова-на-Нерли. Но тягаться с Всеволодом Большое Гнездо было большой ошибкой со стороны Глеба. Не зря про того в «Слове о полку Игореве» говорилось, что он мог «Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать». И хотя на сей раз силы рязанского князя превосходили численностью войско Всеволода, но тот за счет умелой стратегии нанес им жестокое поражение в битве на реке Колокша. Его противник, как отмечает Лаврентьевская летопись, «побежал, гонимый Божиим гневом».

Глеб Ростиславич, вместе с шуринами Мстиславом и Ярополком, которые его и «подбили» пойти войной на Всеволода, попали в плен. Глебу предложили свободу с условием отказаться от Рязани и уйти в Южную Русь, но он гордо отказался, заявив: «Луче еде умру, не иду». В итоге он вскоре умер в неволе во владимирском порубе. А Мстислав и Ярополк были ослеплены и отпущены.

КОВАРНЫЕ ПЛЕМЯННИКИ

Рисунок Ивана Билибина. «Съезд князей».

После смерти Глеба Ростиславича в 1177 году, пятеро его сыновей: Роман I, Игорь, Владимир, Всеволод и Святослав договорились сообща управлять Рязанью, но оставить титул за старшим братом. Они признали власть над Рязанью великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо и жили сравнительно спокойно, пока не подросли их дети, которые тоже хотели власти и земель.

В 1207 году два племянника рязанского князя Романа I, Глеб и Олег сообщили об его измене великому князю Владимирскому Всеволоду Большое Гнездо. В результате Роман был схвачен и закончил свои дни, также как его отец, во «владимирском централе», который представлял собой тогда деревянный сруб («поруб»). А пока он находился в заточении, его племянники — девять двоюродных братьев в 1210 году повторили раздел своих отцов, взяв себе по уделу, а княжеский титул оставили за старшим из них — Романом II.

Однако отобрать титул у Романа очень хотел его двоюродный брат Глеб Владимирович, который «заложил» великому князю Владимирскому своего дядю, Романа, сообщив, что якобы тот вошел в сговор с черниговскими князьями, чтобы поднять мятеж против него. Он надеялся, что за этот поступок Всеволод Большое Гнездо отдаст ему княжеский трон Рязани, но тот посчитал, что если уж Глеб предал родного дядю, то его предаст и вовсе без всяких сожалений, а потому отдал ему в правление всего лишь Пронск. С 1129 года Пронск был удельным княжеством, входившим в состав Рязанского княжества. Соответственно власти и земель у его правителя было неизмеримо меньше, чем у рязанского князя.

Но, когда Роман I в 2016 году скончался в неволе, Глебу снова нестерпимо захотелось княжескую корону Рязани. И он с братом Константином задумал коварный план, как заполучить ее.

КРОВАВОЕ ПИРШЕСТВО

По инициативе Глеба представители рязанского княжеского семейства решили собраться в селе Исады, в дне пути от Рязани, чтобы обсудить взаимные претензии и честно распределить меж собой уделы после смерти Романа Глебовича во владимирском плену. Собрание назначили на Ильин день, один из особо почитаемых русских праздников. В Ильин день была категорически запрещена любая работа, так как считалось что она может разгневать Илью-пророка. А главным событием этого праздника становилась коллективная трапеза под названием «братчина». В Исады приехали почти все: Глеб, Константин, их родной брат родной брат Изяслав, а также пять двоюродных — Михаил, Ростислав, Святослав, Роман и Глеб.

20 июля 1217 года братовья превратили братчину в пир на весь мир. Нарядившись в свои лучшие одежды, они заняли лучшие места за столом в большом шатре. Не приходится сомневаться, что стол ломился от яств и напитков, как никак пировали князья, пусть даже и удельные. И выражение «по усам текло, а в рот не попало» к ним применить было нельзя. На русских пирах пить следовало полным горлом, а «не прихлебывать, как делают куры». Но другое выражение – «мед-пиво пил» вполне даже имело реальную основу. Только на русских пирах эти два напитка пили не одновременно. Главный хмельной напиток на Руси, мед было принято пить до застолья, в качестве своеобразного аперитива и в конце него. А во время застолья еду запивали квасом или пивом.

Гости позволили себе расслабиться, чувствуя себя в своем кругу. Большинство из них было связано родственными узами. Глеб, Константин, Изяслав, Михаил, Ростислав, Святослав, Глеб и Роман вместе росли, играли в детстве, обучались воинскому ремеслу и вместе ходили в походы. Так что обстановка, судя по всему, была непринужденной и, наверное, веселья добавляли скоморохи. Увы, финал братской братчины оказался трагическим.

Когда гости за столом уже изрядно захмелели, по сигналу Глеба и Константина в шатер ворвались их дружинники и, привлеченные ими для этого кровавого дела, половцы. Они принялись рубить и колоть мечами людей, приехавших на княжеский съезд. Говорят, что Глеб выхватил меч и вместе с ними стал избивать братьев и их свиту. В бойне погибли все гости, Глеб и Константин не пощадили даже родного брата Изяслава.

Остатки яств разлетелись по земле и перемешались с кровью гостей. На месте недавнего веселья лежала куча трупов в праздничных одеждах. В тот день погибли шесть князей, множество бояр и дружинников.

ЭПИЛОГ

Убийцы не убоялись гнева Ильи-пророка, пролив кровь в его праздник. И то, что в дальнейшем происходило с ними, словно бы пронизано проклятьем высших сил. Судьба хранила двух братьев погибшего в Исаде рязанского князя Романа II — Ингвара и Юрия. Они банально опоздали на княжеский съезд в Исады и избежали участи брата. А Глеб и Константин после устроенной ими резни отправились в Рязань, которую уже считали своей. Но не тут-то было. Весть о кровавой бойне в Исадах опередила их. Возмущенные столь ужасным злодеянием, рязанцы не пустили в свой город не только половцев, но и Глеба с Константином. В результате княжеский трон занял избежавший резни Ингвар Игоревич.

А пути братьев-убийц разделились. Константин, вынужденный покинуть отчий край, поступил на службу к черниговскому князю. Известно, что спустя 20 лет он ходил в поход в войске Ростислава Черниговского на Галич. Но, говорят, что «каинова печать» отравляла его жизнь до самой смерти.

А Глеб бежал к половецкому хану Бату и не оставил своей мечты княжить в Рязани. И уговорил хана помочь ему взять Рязань силой. Однако рязанское войско под началом Ингвара I в 1219 году разбило половцев и прогнало их обратно к себе в степь. Вместе с ними бежал и Глеб. По поводу его смерти существуют две версии. По одной, находясь в половецком стане, он сошел с ума и умер своей смертью. А по другой, хан Бату потеряв к нему интерес, как к претенденту на рязанский престол, приказал убить его, что и было сделано в 1219 году.

Олег Логинов

Предыдущая частьСледующая часть

Статьи по теме:

Печальный октябрь 1993-го 

Похищение Кари Свенсон 

Самооборона Сагры 

Титаник потопили миллиардеры 

Оставьте отзыв