УСМЕШКА СУДЬБЫ
(FATE’S GRIN)
Как известно судьба не только играет человеком, но подчас весьма жестоко над ним подшучивает. Однако складывается впечатление, что в усмешке судьбы присутствует некий философский подтекст. Словно бы судьба порой дает человеку на выбор два пути: правильный и криминальный. Если же человек, соблазнившись деньгами или властью, выбирает неправедный путь, то в какой-то момент его постигает за это жестокая расплата. И кажется, что в этот момент богиня судьбы с ухмылкой на устах взирает на него с небес.
УБИТЬ БЛАГОДЕТЕЛЯ
Ландсберг с женой.
Наглядной иллюстрацией этому стала история, которая случилась в Санкт-Петербурге в 70-х годах XIX века. Гвардейский офицер Ландсберг любил покутить и повеселиться. Однако веселая жизнь предполагает значительные расходы. А поскольку доходов на их покрытие у Ландсберга не хватало, то он залез в долги к ростовщику Власову. Чтобы поправить финансовое положение, молодой человек решил жениться на девушке с солидным приданным. Но на свадьбу тоже нужны большие деньги и Ландсберг еще раз пришел к Власову, чтобы взять у него очередной заем. Ростовщик деньги дал и, узнав про женитьбу, одобрил намерение молодого человека связать себя узами Гименея. И при этом пообещал Ландсбергу устроить ему к венчанию «Сюрпризец, какого ты и не ожидаешь».
— Все пропало, все пропало! — всполошился гвардеец. Он решил, что кредитор решил расстроить его будущее, прислав родителям невесты его долговые расписки.
Ландсберг снова отправился к Власову. Он услал его служанку за квасом и полоснул Власова бритвой по горлу, а затем, дождавшись возвращения прислуги, разделался и с нею.
В ходе следствия выяснилось, что Ландсберг не только плохо подумал про ростовщика, но еще и своей рукой порешил благодетеля. Власов с симпатией относился к молодому гвардейцу и отнюдь не желал ему зла. Полиция обнаружила среди бумаг покойного адресованное Ландсбергу письмо, в котором Власов писал, что в качестве свадебного подарка отправляет молодому человеку все его долговые расписки. А кроме того было найдено духовное завещание ростовщика, содержащее распоряжение о посмертной передаче всего имущества Власова Ландсбергу.
Когда вскрылась вина Ландсберга в убийстве и стали известны факты о доброте к нему со стороны ростовщика, гвардейские офицеры оставили сослуживца в комнате наедине с заряженным револьвером, но Ландсберг предпочел самоубийству двадцатипятилетнюю каторгу.
ВВЕРХ И ВНИЗ
Но, пожалуй, наиболее ярко проявляется усмешка судьбы, когда человека бросает из крайности в крайность. Наиболее ярко такие перепады проявляются во время революций. Например, во время Великой французской революции судьба жестоко посмеялась над председателем Революционного трибунала Рене Франсуа Дюма. Он отправил немало людей на гильотину и мог существенно пополнить этот список 9 термидора (27 июля) 1794 года. Утром этого дня он начал очередной судебный процесс над 23 обвиняемыми в контрреволюции. Однако около 11 часов во Дворец Правосудия вошли жандармы, которые арестовали по обвинению в контрреволюции самого Дюма и препроводил его в тюрьму Консьержери. Правда, в застенках председатель трибунала пробыл недолго. Спустя несколько часов его выпустили. Но вечером опять арестовали. Так за один день председатель трибунала дважды оказался узником Консьержери. А на следующей день он узнал, что такое быть подсудимым. Его прежний подчиненный Фукье-Тенвиль без лишних проволочек приговорил Дюма к смертной казни. А около полудня палач Сансон, еще недавно приводивший в исполнение его приговоры, гильотинировал Дюма.
СУДЬБА ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ
Вообще, изобретатели довольно часто гибнут от своих изобретений. Но когда они лишаются жизни посредством изобретенных ими орудий казни, это выглядит усмешкой судьбы.
Одним из самых оригинальных приспособлений для казни в мировой истории стал так называемый так называемый «Бык Фаларида», который в VI веке до нашей эры был создан афинским мастером Перилаем по заказу Фаларида, правителя местечка Агригенто на Сицилии. По идее изобретателя, приговоренного следовало затолкнуть внутрь быка, а потом развести под ним костер, и тогда жертва погибала в страшных муках. Причем жарился несчастный под музыку. Перилай смонтировал в ноздрях тельца систему трубок, которые преобразовывали крики жертвы в подобие мелодии.
Перилай изобрел дьявольское орудие для казни, а тиран Фаларид придумал дьявольски коварный план, чтобы не платить ему за работу. Он предложил изобретателю продемонстрировать для него какие звуки издает медный бык. Перилай повиновался, но как только он оказался внутри быка, Фаларид запер за ним дверцу и приказал разжечь костер.
В XIII веке в Париже по предложению советника короля Филиппа IV Красивого – Ангеррана де Мариньи была возведена самая большая виселица в мире, получившая название Монфокон. По задумке де Мариньи, тела должны были долгое время оставаться на своих местах, чтобы своим разлагающимся видом наводить ужас на подданных короля. И порой на Монфоконе одновременно находилось до 60 тел висельников, которые хорошо было видно на возвышенности из близлежащих кварталов. По иронии судьбы де Мариньи окончил жизнь на своем же изобретении.
Шотландский аристократ Джеймс Дуглас в середине XVI века то ли сам изобрел предшественницу гильотины — «шотландскую деву», то ли привез ее в Шотландию из английского города Галифакс. С 1564 года и вплоть до ее запрещения в 1708 году на шотландской деве было казнено более 150 человек. В 1580 году на ней был казнен и сам Дуглас, впавший в немилость.
ПОБЕГ ХУЖЕ НЕВОЛИ
Существует поговорка «из огня, да в полымя». Она как нельзя лучше подходит к историям о нескольких известных побегах.
В 1801 году восемь каторжан совершили удачный побег из тюрьмы в Уссурийском крае. Преодолев Амур, они оказались на китайской территории и почувствовали себя понастоящему свободными. Однако представление о свободе у них оказалось весьма специфичным. Вооружившись цепями от кандалов, русские каторжники принялись громить приграничные деревни, безжалостно грабя бедных китайцев и насилуя их женщин. Разгулявшихся каторжников смог усмирить только отряд регулярной китайской армии. За побег каторжникам так ужесточили режим, что через год из восьми в живых остался только один, да и тот уцелел благодаря тому, что завербовался в палачи.
Схожая история произошла почти два столетия спустя. 19 августа 1990 года 11 уголовников-рецидивистов совершили дерзкий побег из колонии для особо опасных преступников в Якутии. Они сумели обезоружить охрану, после чего вырвались за пределы зоны, где захватили в аэропорту самолет с пассажирами и потребовали выпустить их в Пакистан.
На родине решили: «Пусть летят хоть к черту на кулички». Самолет приземлился в городе Карачи в Пакистане, где террористы отпустили заложников, а сами сдались местным властям. Оказавшись в другой стране, в тепле и на воле, уголовникам показалось, что судьба им улыбается. Они ошиблись, она коварно усмехалась. Пакистанские власти отказали и СССР в выдаче беглецов и уголовникам – в предоставлении им политического убежища. Вся «футбольная команда» рецидивистов пожизненно была определена в тюрьмы Исламабада. Пакистанские застенки оказались гораздо суровее советских. Когда двое из беглецов покончили жизнь самоубийством, а один умер от болезни, остальные обратились в Генеральную прокуратуру России с просьбой, чтобы их забрали на родину, с которой они бежали. Организатор побега Андрей Исаков в письме в Генеральную прокуратуру России писал: «Каждый день, проведенный здесь, кажется нам сплошной жутью и кошмаром. Только смерть и надежда когда‑нибудь вырваться на родину могут быть избавлением…»
Когда в 1998 году оставшихся в живых рецидивистов помиловали и предложили остаться в Пакистане, все они предпочли вернуться в Россию, несмотря на недосиженные там срока.
РОКОВОЙ СТОЛИК
В 1988 году в США Мел Игнатов был обвинен в убийстве своей подруги Бренды Сью Шеффер. Но в тот момент не нашлось достаточных улик для его осуждения, и на суде он был оправдан. Уже после суда всплыло фото, на котором видно, что он привязал девушку к стеклянному кофейному столику в своей квартире и дубинкой избил ее до смерти.
Из-за принципа double jeopardy (невозможно судить за одно преступление дважды) новый суд по обвинению в убийстве был невозможен. Игнатову дали только 8 лет тюрьмы за лжесвидетельство.
После освобождения он жил в своем доме. Однажды он поскользнулся и упал на тот же злополучный кофейный столик, на котором была убита Сью. Стекло лопнуло, а осколки впились в тело убийцы, вызвав обширные кровотечения. Мел Игнатов медленно истек кровью в одиночестве.
Олег Логинов
Статьи по теме: