ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОПАСНЫХ ЖИВОТНЫХ
СОБАКИ – ОРУДИЕ СМЕРТИ
(DOGS ARE INSTRUMENTS OF DEATH)
СОЛДАТЫ И ПАЛАЧИ
С древнейших времен силу люди использовали силу собачьих мускулов и остроту их клыков для защиты себя и своих жилищ. А первыми массово использовать собак не для защиты, а для нападения додумались ассирийцы. Они обряжали их в доспехи и включали в состав своей армии. В бою ассирийцы сначала выпускали против врага собак, а когда те изматывали его своими наскоками, то шли в битву сами. Позднее этот способ переняли и другие народы. Известно, что собаки воевали в армиях персидского царя Ксеркса и приносили победы Александру Македонскому. Немало легенд сохранилось о подвигах собак в Красной Армии в годы Великой отечественной войны. Они и раненых из-под огня вытаскивали, и фашистские танки взрывали.
Но люди использовали собак для убийства себе подобных не только в военное время. В истории сохранилось немало фактов, когда из этих животных делали палачей для казней. Еще за семь веков до Рождества Христова царь Ассирии Ашурбанипал отдавал пленников на растерзание огромным псам по виду напоминающим современных догов. Но особенно «собачьи» казни стали популярны во времена Римской империи. Например, как-то римского императора Домициана до глубины души уязвила шутка некоего отца семейства, который сказал, что гладиатор-фракиец не уступит противнику, а уступит распорядителю игр. По приказу императора шутника вытащили на арену и публично затравили собаками, выставив надпись: «Щитоносец — за дерзкий язык».
На Руси собачьей смертью называли смерть без предсмертного покаяния (исповеди), а дурного человека, негодяя сравнивали с собакой.
Во времена татаро-монгольского ига в приволжских землях и русские, и мордва оказались в одинаковом положении – стали данниками орд кочевников. Но это их не сплотило. Мордва помогала татарам грабить Русь, охотно становясь проводниками их отрядов. Так, в 1377 году она тайными тропами провела татарское войско на реку Пьяну, где расположилась на отдых русская дружина под началом среднего сына нижегородского князя Дмитрия Константиновича – Ивана. 2 августа татарская конница неожиданно атаковала лагерь русских и безжалостно перебила, не готовых к отпору дружинников. Князь Дмитрий Константинович, узнав о гибели своего войска и сына Ивана, поклялся отомстить мордвинцам за коварство. Он собрал новую рать и отправился в их земли, по которым прошелся огнем и мечом. А когда вернулся в Нижний Новгород, то на виду у жителей города его дружинники вытолкали на лед замерзшей Волги толпу пленников и затравили их собаками. Это не было изощренной фантазией, как у Домициана, а своего рода демонстрацией справедливого возмездия – наказанием за коварство в виде позорной «собачьей смерти». Это нашло свое отражение в поговорке: «Собаке собачья смерть».
Однако русские правители и дворяне отнюдь не всегда руководствовались соображениями справедливости, когда хотели затравить кого-то собаками. Обычно это было проявлением самодурства и озлобленного характера. Например, будущий царь Иоанн Грозный еще в 13-летнем возрасте, разгневавшись на наместника московского князя Андрея Шуйского «велел его предати псарям, и псари взяша и убиша его». По легенде Шуйский был затравлен собаками. После этого наместник московский «лежал наг в воротах два часа». Русские помещики, владевшие большими псарнями, нередко лютовали, науськивая своих псов на людей. Достоевский в ХIХ веке описывал дворянина, затравившего собаками крестьянского мальчика, нечаянно ушибшего лапу его борзой.
ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ
Впрочем, травлей людей собаками скомпрометировала себя не только крепостническая Россия, но и цивилизованная Европа.
В романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» есть эпизод, о том, как конфликтующих короля Франции Людовика Х1 и герцога Бургундского примирила кровавая забава, когда они решили затравить псами самозваного герольда, присланного мятежным бароном Гийомом де ла Марком по прозвищу «Арденнский вепрь». А потом король Людовик и герцог Бургундский вместе отправились отбивать у де ла Марка, захваченный им Льеж. И сцена с травлей собаками цыгана Хайраддина, прибывшего в образе герольда, явно родилась не на пустом месте.
Прототип литературного героя Вальтера Скотта — реальный герцог Бургундии Карл Смелый после захвата Льежа приказывал выводить красивых горожанок обнаженными в лес и устраивал на них псовую охоту. Тем из горожанок, которых настигли и изнасиловали охотники, можно сказать, повезло. Поскольку некоторых из них растерзали охотничьи псы раньше, чем подоспели их хозяева.
Даже зверь в «Собаке Баскервилей» Артура Конан Дойля имел реального прототипа. В книге «Фольклор графств Англии» было описано несколько случаев появления в разных местах черного пса невероятных размеров с багровыми глазами. Этого пса прозвали «Черный дьявол». Он нападал на людей и перегрызал им горло. В 1872 году недалеко от города Бакфастли некий сквайр Ричард Кейбл заманил на болота свою жену и убил ее там. Но едва он расправился с бедняжкой, как на него напала стая огромных черных псов и растерзала.
Возможно, легенды о псах-убийцах были в Англии особенно популярны, поскольку именно в этой стране с незапамятных времен и вплоть до своего запрета в первой половине XIX века была популярна кровавая забава под названием «Буль-бейтинг». Она представляла собой жестокую схватку бульдогов с быком. О ней упоминал еще древнеримский поэт Клавдиан на рубеже IV-V веков. Так что в Англии, где особое внимание уделялось разведению именно бойцовских пород собак, дворяне тоже не гнушались спускать псов на людей.
ЖЕСТОКИЕ ПСЫ КОНКИСТАДОРОВ
Но особенно негативный след в истории оставили собаки испанских конкистадоров. Испанцы тоже использовали в своей армии боевых псов. Так, они бросили в бой против французов в битве при Валенсии четыре тысячи собак.
В Новый Свет боевых псов завез Колумб во время своей второй экспедиции. Во время нее он на Канарских островах взял на борт собак, приученных к охоте. Эти собаки пригодились ему, когда в марте 1495 года Колумб отправился на покорение Эспаньолы отрядом из двухсот солдат. Туземцы были почти безоружны, а Колумб бросил на них конницу и собак. Девять месяцев индейцев травили собаками, пока остров не покорился первооткрывателю Америки.
Но еще масштабнее применяли боевых псов, натасканных на травлю людей последователи Колумба. Так 1 сентября 1513 года конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа в сопровождении 190 воинов, 600 индейцев-носильщиков и большого количества свирепых псов, предназначавшихся для травли туземцев, отправился на поиски Эльдорадо. В многочисленных стычках с индейцами Бальбоа избежал потерь благодаря огнестрельному оружию и собакам. Псы с яростью бросались на туземцев и вызывали у них панический ужас. От этих невиданных чудовищ им не было спасения. Про одного из своих псов — Леончильо – испанцы говорили, что он один стоит двадцати воинов. Бальбоа даже распорядился о выдаче хозяину Леончильо специальной премии в виде золота и рабов. Причем, на собак, участвовавших в походе, исправно отписывалась доля добычи, которая фиксировалась в особой книге. И Леончильо заработал больше, чем иные солдаты.
Испанцы широко практиковали и травлю собаками мирных индейцев, чтобы держать их в повиновении. Особенно недобрую память о себе оставил губернатор провинции Пануко Нуньо Гусман, который для забавы и удовольствия травил туземцев обученными собаками.
ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ ХХ ВЕКА
Жизнь показала, что государственная политика подчас помогает вырваться на волю жестокости, таящейся в нравах людей. Фашистский режим в Германии оставил о себе недобрую славу расправами над узниками концлагерей. И на этом поприще отличались не только мужчины, но и женщины. Известно, что Ирма Грезе, одиозная надзирательница нацистских лагерей смерти, специально морила голодом своих собак, чтобы потом натравливать их на заключенных. Выжившие в Бухенвальде рассказывали, как жена начальника лагеря Эльза Кох выходила на прогулку с огромной овчаркой, которую с милой улыбкой отпускала рвать тела узников.
Увы, но методы фашистских надзирательниц, позже переняли некоторые мафиози, особенно после возникшей в конце ХХ века моде на собак бойцовых пород. Например, в прессе рассказывалось о некоем колумбийском наркобароне, который утроил дикую расправу над изменившей ему любовницей. С девушки сорвали одежду и бросили ее в яму, где находилось несколько некормленых пит-булей. А сам наркобарон сверху с улыбкой взирал на то, как псы рвут ее плоть. И о подобных расправах говорилось во многих странах, только не нашлось выживших жертв, которые бы официально поведали о них в суде.
ЭПИЛОГ
Растерзание человека собакой. Гравюра. XIX века.
Люди, не только казнили себе подобных, но и порой за компанию с приговоренными расправлялсь с невинными собаками.
За убийство родственников в Древнем Риме была предусмотрена специальная казнь под названием «Poena cullei». Приговоренных топили в кожаном мешке, в который зашивали вместе с преступником собаку, петуха, обезьяну или змею. Считалось, что эти животные особенно плохо чтят своих родителей.
Подобные расправы применялись и в средневековой Европе. «Казнь в мешке» с петухом, собакой и змеей была официально включена во французское законодательство в 1260 году. Там же во Франции король Людовик VI Толстый в 1127 году видимо так разозлился на некого преступника, что приказал не только его распять, но и распорядился привязать рядом с казненным собаку и бить ее, чтобы она со злобы кусала за ноги висящего на кресте. Это нововведение приглянулось германцам, где стали вешать воров вместе с собаками.
Олег Логинов
Предыдущая статья — Следующая статья
Статьи и фоторейтинги по теме: