ХАКЕР ВЛАДИМИР ЛЕВИН
(HACKER VLADIMIR LEVIN)
Простой питерский парень Владимир Левин уже давно стал культовой фигурой, олицетворением искусности российских хакеров. Правда, на своей афере не обрел богатства, но зато стал знаменит.
Для хакера весьма престижно взломать компьютерную защиту какой-нибудь солидной организации. Самый известный хакер в мире прославился своей успешной атакой на компьютерную сеть Пентагона, а к Левину известность пришла после взлома банковской программы крупнейшего мирового кредитно-финансового учреждения – «City Bank of America».
Этот банк имел долгую и славную историю. Он был основан в далеком 1812 году. В 1894 году он стал крупнейшим банком США, а в 1929-м — мира. В 1994 году Ситибанк ввел в своих подразделениях новую электронную систему управления наличными фондами, считавшуюся на тот момент одной из самых совершенных и защищенных. И надо же такому случиться, что скромный питерский паренек Володя Левин с помощью с помощью обычного компьютера 386-й стандартной модификации сумел пробить брешь в нескольких рубежах многоконтурной защиты этой системы. За счет чего выкачал из Ситибанка 10 700 952 доллара со счетов крупных компаний из Колумбии, Мексики, Аргентины, Канады, США, Индонезии и Новой Зеландии.
Своими действиями Левин напугал Америку почище российской ядерной угрозы. После обнаружения хищения миллионов долларов и руководство банка, и ФБР стояли на ушах. Создалась реальная угроза банкротства крупнейшего мирового банка. Армагеддона после краха «Ситибанка» конечно бы не настало, но последствия могли оказаться самыми непредсказуемыми.
Конечно Левин не хотел вызвать мировой финансовый коллапс, он всего лишь хотел решить трудную компьютерную задачку и «срубить» деньжат на этом.
Родился Владимир Левин в 1967 году в Ленинграде. Папа — инженер-конструктор на оборонном заводе и мама — врач-психотерапевт больше всего хотели, чтобы Володя хорошо учился, занимался спортом и стал достойным человеком. И он их ожидания оправдывал. Левин хорошо учился в школе, занимался фехтованием, стал разрядником, отслужил в армии, с отличием окончил Ленинградский технологический институт. Только по полученной профессии микробиолога не работал ни дня, поскольку после окончания ВУЗа эта профессия оказалась в условиях бурно насаждающейся рыночной экономики просто невостребованной. Зато в этих условиях очень востребованным оказалось его увлечение компьютерами.
Он устроился на работу в скромное АОЗТ «Сатурн», которым руководили два его приятеля. Фирма занималась самыми разными видами бизнеса, а попросту старалась сделать деньги на всем, что можно с выгодой купить и перепродать. Например, занималось перепродажей в Петербурге английского пива пиво «Монарх». Позже, когда сотрудники Скотланд-Ярда занимались расследованием деятельности Левина, они с удивлением узнали от российских оперативников, что у них на родине производится такое пиво и попросили питерских милиционеров прислать его им на пробу. Но Левина в «Сатурне» старались по пустякам на разные торгово-закупочные операции не отвлекать. Он делал фирме неплохой доход на компьютерах, которые собирал из поставленных из Англии комплектующих, и параллельно писал программное обеспечение. Им была разработана известная в свое время бухгалтерская программа «Турбо-сальдо».
Существует множество версий относительно того, как Владимир Левин решил покуситься на деньги американского Ситибанка. По одной их них – за его спиной стояла крупная международная криминальная организация, а он выступал лишь пешкой в большой игре. По другой — Левин проник в систему платежей банка с помощью кодов, которые за 100 баксов продал ему другой известный хакер по прозвищу не то Мегазоид, не то Протозоид, то ли Буказоид. Но как бы то ни было, компьютерные способности Левина оказались достаточными, чтобы, пусть даже с чужой помощью, обойти навороченную электронную защиту самого крупного мирового банка.
В ночь на 30 июня 1994 года Владимир осуществил свою первую незаконную транзакцию — перевел 143 тысячи долларов со счета Филиппинского национального банка в Гонконге на счет фирмы «Кармейн пропертиз Лтд.», зарегистрированной бухгалтером АОЗТ «Сатурн» Ляминым в Финляндии. После этого Лямин смотался в Хельсинки, получил в банке эти деньги наличными и привез их в Петербург. Успех первой операции не вскружил Левину голову. Он продолжал действовать аккуратно, снимая деньги со счетов клиентов Ситибанка не часто и понемногу. Он словно бы работал в тестовом режиме, проверяя бдительность сотрудников банка.
Но те оказались не на высоте. К первому тревожному звоночку в «Ситибанке» отнеслись без должного внимания. Когда филиппинские банкиры сообщили в Ситибанк о пропаже 140 тысяч долларов, американские финансисты их вежливо отбрили. Мол, наша электронная банковская система разрабатывалась лучшими специалистами и сбоев не дает. Да мы за день проводим транзакций на полмиллиарда долларов, а тут вы лезете с пустяками. Ищите эти деньги у себя. Только когда через две недели с аналогичной жалобой на пропажу 384 тысяч долларов обратились в «Ситибанк» уругвайские финансисты, американцы забили тревогу. И спустя некоторое время служба электронной безопасности «Ситибанка» обнаружила следы взлома.
Левин обчищал счета Ситибанка три месяца. К концу этого срока он совсем потерял совесть, обворовывая забугорных бизнесменов почти на миллион в день. А в ночь на 24 августа он и вовсе поставил рекорд, совершив 11 несанкционированных переводов денег на общую сумму 1 224 100 долларов.
Погорел Левин на подельниках, которые обналичивали похищенные им деньги. Этим по всему свету занималась куча людей – от бомжей и уголовников до солидных бизнесменов и даже одного депутата Ленинградского областного законодательного собрания.
ФБР подключило к поискам хакера полицию стран, куда шли несанкционированные денежные переводы из Ситибанка. Практически одновременно последовали аресты людей, на чьи счета поступали деньги, в разных странах. Так, в Израиле задержали Алексея Лашманова, в Амстердаме — Владимира Воронина, в Голландии – Владимира Грачева, в США – Екатерина Королькова, которые пытались получить наличные. Все они немного поломались на допросах, а потом в обмен на смягчение приговора сдали Владимира Левина.
Профессионально сработала и российская милиция, вычислившая Левина в Петербурге и организовавшая в отношении него комплекс оперативных мероприятий. Однако тогда российский УК не наказывал за компьютерные преступления. Левину дали возможность вылететь в Лондон и там арестовали, едва он сошел с трапа самолета.
В феврале 1998 года Владимир Левин предстал перед американским правосудием. Согласно предъявленного обвинения ему грозил срок до 60 лет тюрьмы. Но до приговора дело не дошло. Обвинение и защита сочли возможным заключить «досудебное соглашение». Левину назначили 36 месяцев тюремного заключения, тридцать из которых он уже отсидел и 250 тысяч долларов штрафа. Небольшие тюремные сроки получили и его подельники: Лашманов, Воронин, Грачев и супруги Корольковы, которые выезжали получать деньги в разные страны мира. Почти все деньги похищенные Левиным – более 10 миллионов долларов удалось вернуть в Ситибанк. С концами ушли только порядка 400 тысяч долларов.
После небольшой отсидки в Оттисвилльской тюрьме Левина перевели в иммиграционную тюрьму на Манхэттене для экстрадиции на родину. Однако вероятно для американцев вся Восточная Европа одним миром мазана, поэтому вместо самолета в России янки посадили Левина на самолет в Чехию, где, говорят, он обитает до сих пор и не стремится к популяризации своей личности.
Олег Логинов
Статьи по теме: