Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КРАХ ОПЕРАЦИИ «ШАМИЛЬ» (THE COLLAPSE OF THE OPERATION «SHAMIL»)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КРАХ ОПЕРАЦИИ «ШАМИЛЬ»

(THE COLLAPSE OF THE OPERATION «SHAMIL»)

Термин «пятая колонна» появился в 1936 году во время гражданской войны в Испании, развязанной генералом Франко. Когда его армия националистов наступала на Мадрид, генерал Эмилио Моле передал по радио обращение к жителям столицы, что имеющиеся у него четыре армейские колонны в решающий момент поддержит пятая, которая располагается в самом Мадриде и ударит в тыл республиканцам.

Как известно Франко в Испании победил. И во много благодаря именно своей «пятой колонне» гитлеровская Германия легко и просто оккупировала почти всю Европу благодаря тому, что умело создавала и использовала «пятую колонну» в государствах в отношении которых предпринимала военную агрессию. Считается, что именно благодаря своей агентуре во Франции Германия смогла произвести молниеносный захват этой страны.

С началом войны против СССР немецкое командование начало активную работу по формированию «пятой колонны» в тылу у советских войск. Особое внимание при этом было уделено поискам сторонников в Кавказских республиках. По планам вермахта Северный Кавказ должен был быть захвачен немецкими войсками уже в ноябре 1941 года,  а к июлю 1942 года под гитлеровской пятой должно было оказаться и Закавказье. Абверкоманда «Бранденбург-800» начала активно набирать из числа пленных кавказцев агентуру для обучения в специальных школах с целью последующей заброски на Северный Кавказ.

Особое внимание вермахтом было уделено формированию «пятой колонны» в Чечено-Ингушской ССР. Во-первых, там для нее имелся отличный материал в виде националистических банд, а во-вторых, из-за интереса к этому региону, как к сырьевой базе. Бакинские и грозненские нефтяные месторождения давали до 70% всего горючего для нужд Красной Армии и флота. Захват этих месторождений гитлеровцами означал бы ослабление мощи советской армии и обеспечение горючим немецкой техники.

Перед наступления гитлеровских войск на Северный Кавказ вермахтом была разработана операция «Шамиль», целью которой было уберечь от разрушения отступающими частями Красной Армии нефтяных месторождений и нефтеочистительных заводов в Грозном и Майкопе. План ее состоял в том, то на Северный Кавказ будет заброшен ряд диверсионных групп из переодетых в советскую военную форму немецких солдат и агентов из пленных кавказцев в соотношении 1:2. Техническое оснащение и вооружение групп было тщательно продумано. Кроме оружия, продовольствия, они должны были быть оснащены высокогорным снаряжением и коротковолновыми рациями. При подготовке этой операции впервые появилась идея снабжать диверсантов бесшумным огнестрельным оружием и прицелами ночного видения. Однако на тот момент опыты с арбалетами не убедили в их эффективности, а другие виды бесшумного оружия разработаны еще не были. На месте выброски диверсанты должны были вступить в контакт с чеченскими бандформированиями и использовать их как союзников.

Широкомасштабный бандитизм в Чечено-Ингушкой республике не затихал с момента окончания Гражданской войны. Против него даже репрессии НКВД оказались бессильны. В горных чеченских аулах советской власти по сути дела не было. Там правили влиятельные тейпы, муллы и бандиты, пытавшиеся придать своей деятельности национально-политическую окраску. К началу войны в этой республике действовало 20 террористических группировок и их количество быстро росло. Лидером и идеологом «пятой колонны» в Чечено-Ингушской республике стал Хасан Исраилов, бывший партработник и адвокат. С началом войны он ушел на нелегальное положение и создал «Национал-социалистическую партию кавказских братьев» (НСПКБ). Боевики Исраилова предприняли серию вооруженных вылазок в Шатойском, Галанчожском и Чеберлоевском районах.

Еще одной заметной фигурой в сепаратистском движении на Северном Кавказе стал Майрбек Шерипов, брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова. В октябре 1941 года Майрбек Шерипов также перешел на нелегальное положение и основал свою профашистскую партию — «Чечено-Горскую национал-социалистическую подпольную организацию» (ЧГНСПО).

Когда 420 чеченцев героически сражались и умирали на защите Брестской крепости, некоторые их соплеменники становились опорой фашистов в советском тылу. Исраилов и Шерипов установили связь с немецким командованием и договорились о совместных действиях. В феврале 1942 года к их компании присоединился бывший прокурор Чечено-Ингушетии М. Шерипов, который поднял мятеж в Шатое и Итум-Кале.

Численность повстанческих бандформирований росла как на дрожжах за счет дезертиров. Все больше чечнцев уклонялось от призыва в советскую армию и шли воевать против нее. В начале 1942 года из 14576 мобилизованных человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек (93%), которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. 4 июля 1942 года Хасан Исраилов в очередном донесении на имя немецкого командования с торжеством докладывал, что численность его организации достигла 15672 бойцов. В таких условиях наркомат обороны СССР в апреле 1942 года издал приказ об отмене призыва в армию чеченцев и ингушей.

Так что наступающие на Северный Кавказ немецкие войска могли рассчитывать на солидную поддержку в советском тылу. Летом 1942 года немецкие спецслужбы дали отмашку на реализацию операции «Шамиль». В конце июля 1942 года отряд чеченцев под руководством немецкого фельдфебеля Морица был десантирован в район г.Майкоп. Активизировалась и пятая колонна в советском тылу.

«Национал-социалистическая партия кавказских братьев» призвала население Чечни и Дагестана к сотрудничеству с наступающими немецкими войсками. Крупная банда чеченцев из засады атаковала и блокировала в районе горы Кур-Кумас резервную роту 66-го стрелкового полка советских войск. Только спустя три дня эту роту удалось деблокировать прибывшими на подмогу частями войск НКВД.

В августе 1942 года около полутора тысяч боевиков под руководством Шерипова, Бадаева, Магомадова и других главарей бандформирований окружили райцентр Итум-Кале и попытались захватить его. Однако небольшой гарнизон этого населенного пункта дал им достойный отпор, а подоспевшие части НКВД – обратили в бегство.

Между тем в республике развернулся массовый террор против партийных работников, представителей власти и сотрудников НКВД. С криками: «Советской власти больше нет!» бандиты растаскивали колхозное имущество. Использовали момент и некоторые «оборотни в погонах». Начальник Старо-Юртовского райотдела НКВД Эльмурзаев вместе с районным уполномоченным заготовительной конторы Гайтиевым и четырьмя милиционерами, забрав 8 винтовок и несколько миллионов рублей денег, скрылся в горах.

Абвер пытался координировать действия чеченских бандитских групп, а также организовать широкомасштабный вооруженный мятеж на Кавказе в тылу Красной Армии. Немцы усиленно распространяли листовки, в которых отдельным кавказским народам напоминали обиды столетней давности и обещали земли соседей, призывали горцев уничтожать «русских захватчиков» и помогать «великой Германии». Однако поднять мятеж и стравить кавказские народы между собой у гитлеровцев так и не получилось.

Надо признать, что определенных целей гитлеровцы на Кавказе при поддержке тамошних бандформирований все же достигли. Советскому командованию приходилось оттягивать войска с фронта и бросать их на операции по уничтожению сепаратистов в тылу. Так в период обороны Кавказа в борьбе с бандитизмом участвовали 242-я горнострелковая, 347-я и 317-я стрелковые дивизии Закавказского фронта, 28-я запасная стрелковая бригада. Это способствовало наступлению гитлеровцев на фронте. Для Красной Армии создалась реальная угроза потерять сырьевую базу на Северном Кавказе.

Картина Иван Хивренко. «Бой в горных отрогах Северного Кавказа»

25 августа 1942 года немецкие части ворвались в город Моздок. До Грозного было уже рукой подать.

Недалеко от села Бережки Галашкинского района с немецкого самолета десантировалась чеченская диверсионная группа в составе 9 человек во главе с Г.Османом (Саиднуровым). Группа была экипирована в форму солдат Красной Армии и имела задание взрывать мосты, дезорганизовывать снабжение и формировать банды. Диверсантам быстро удалось завербовать в свои ряды 13 жителей сс.Лайгу, Алки, Новый Алкун.

Ночью того же дня немецкая разведывательно-диверсионная группа в количестве 30 парашютистов была заброшена с двух самолетов на территорию Атагинского района близ с.Чешки. Возглавлявший ее обер-лейтенант Ланге намеревался поднять массовое вооруженное восстание в горных районах Чечни и взять под контроль нефтяные месторождениях и нефтеочистительные заводы. Однако начало операции для группы Ланге сложилось неудачно. Еще в воздухе она была обнаружена и обстреляна. Когда приземлилась, то запропастился парашют с рацией. Однако Ланге удалось наладить связи с местными бандитами, с которыми предпринял ряд нападений на советские части. И все же идея с широкомасштабным восстанием провалилась. А когда Ланге узнал, что провалилось и немецкое наступление на Северный Кавказ, то бросил своих чеченских друзей и, переодевшись в штатское, отправился к своим через линию фронта.

Другой диверсионной группе под командованием немецкого унтерофицера Реккерта, удалось установить связь с бандой Р.Сахабова. При поддержке местных религиозных деятелей они сколотили приличный отряд из четырех сотен человек, который снабдили немецким оружием, сброшенным с самолетов. После чего предприняли вооруженное выступление в Веденском и Чеберлоевском районах. Однако частями НКВД их выступление было подавлено, Реккерт убит, а примкнувший к нему командир другой диверсионной группы Дзугаев арестован.

Всего немцами в июле-августе 1942 года на территорию ЧИАССР было заброшено 5 групп парашютистов общей численностью 57 человек.

Операция «Шамиль» фактически закончилась полным крахом. Чеченские месторождения и нефтеперерабатывающие заводы так и остались недоступными для гитлеровцев. И это во многом обусловило срыв их наступления на Кавказе. Когда 9 августа наступавшие танковые соединения немцев подошли к Пятигорску, им пришлось несколько недель ожидать горючее, что позволило советскому командованию подтянуть резервы и организовать оборону. Горючее по мере удаления фронта вглубь СССР гитлеровцам становилось доставлять все труднее. Автотранспорт сам расходовал значительную часть подвозимого горючего, поэтому для экономии ГСМ их подчас возили даже на верблюдах.

В целях поддержания боевого духа войск немецкие горные егеря предприняли показушную акцию — водрузили фашистские знамена на обоих пиках Эльбруса. Когда Гитлеру доложили об этом, то вместо радости получили от него совсем иную реакцию. Фюрер бегал по кабинету и орал: «Идиоты, мне не нужна эта ваша дурацкая гора, мне нужна нефть, нефть!»

Несмотря на неудачи диверсионных групп в ходе операции «Шамиль» летом 1942 года, немецкое руководство решило не сворачивать эту операцию, а продолжить. В августе 1943 года абвер забросил в Чечню еще три группы. Однако и они разделили судьбу предшественников. Всего за время Великой Отечественной войны войну в Чечне десантировались 8 фашистских групп общей численностью 77 человек. Хотя многие из диверсантов получили хорошую подготовку, в том числе в Симферопольской и Варшавской диверсионных школах абвера, но ни одной из них не удалось добиться ощутимых результатов.

Волна терактов и бандитизма в  пошла на убыль, но положение все еще оставалось тревожным. В ноябре 1943 года комиссар госбезопасности 2-го ранга Б.Кобулов докладывал наркому внутренних дел Берия:

«По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов; 2126 дезертиров… На 1 ноября в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки. Свыше 4000 человек — участников вооруженных выступлений 1941-42 гг. — прекратили активную деятельность, но оружие — пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ».

Советское руководство не простило главарям чеченских банд поддержку гитлеровских устремлений на Кавказе. Еще до конца войны почти все лидеры бандформирований были или уничтожены или арестованы. Делом принципа для НКВД стала поимка Исраилова. В начале 1944 года оперативная группа НКВД под руководством Церетели нашла его убежище в пещере горы «Бачи-Чу». Правда самого Исраилова там не оказалось, но зато при обыске его логова были обнаружены оружейный арсенал, списки членов повстанческой «Национал-социалистической партии кавказских братьев» общей численностью 6540 человек и 35 билетов членов фашистской организации «Кавказские орлы», полученных через немецких парашютистов. А в декабре 1944 года агентами НКВД Исраилов все же был ликвидирован. Его убили в горах и труп сфотографировали.

Конечно, поддерживала гитлеровскую агрессию лишь часть чеченцев, многие представители этого народа отважно сражались в рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Можно вспомнить восемнадцатилетнего пулеметчика Ханпаши Мурадилова, Героя Советского Союза полковника Висаитова, дошедшего во главе полка до Эльбы и других. Но как это порой бывает за грехи отдельной группы людей, расплачивается весь народ. Чтобы обезопасить свой тыл, советским руководством в начале 1944 года было принято решение об упразднении Чечено-Ингушской АССР и выселении полумиллиона ее жителей в Казахстан.

Уничтожение немецких диверсантов, заброшенных в рамках операции «Шамиль» стало одной из первых задач, выпавших на долю сотрудников образованного в апреле 1943 года Главного управления контрразведки НКО «Смерш» («Смерть шпионам»). Служба у «смершевцев» была опасной — в среднем оперативник служил 3 месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. За годы войны «Смерш» выявил 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи диверсантов, 6 тысяч террористов. Были предотвращены десятки терактов. Например, летом 1943 года сотрудниками «Смерш» был разоблачен фашистский агент, имевший задание убить командующего войсками Ленинградского фронта генерал-полковника Леонида Говорова. В 1944 году с участием военных контрразведчиков сорвана операция немецкого разведывательно-диверсионного центра «Цеппелин» по физическому уничтожению Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина. При этом одно из самых показательных достижений «смершевцев» — это то, что они превзошли своих противников из гитлеровских спецподразделений – абвера, контрразведки и главного управления имперской безопасности (РСХА).

За годы войны гитлеровским спецслужбам по сути дела не удалось осуществить в тылу у советских войск ни одной крупномасштабной диверсии или теракта. Не сумев добиться ощутимых результатов от взрослых диверсантов, гитлеровцы в ходе войны уже дошли до того, что попытались использовать детей. В Гемфурте, в районе города Касселя была создана детская диверсионная школа. Основную массу детей брали из детских домов в СССР. Увозили их в Германию и там натаскивали на совершение терактов.

В ночь с 28 на 29 августа и 1 сентября 1943 года несколько детских диверсионных групп было сброшено на парашютах в тыл Красной Армии от Калинина до Харькова. Юных диверсантов обрядили беженцами. Они были в поношенной одежде с торбами за спиной. А в торбах вместе с пожитками у них лежали мины, замаскированные под куски каменного угля. Немцы рассчитывали, что детдомовцы станут усиленно мстить своей Родине и начнут подбрасывать мины в топки советских паровозов и на склады с углем, но жестоко просчитались. Все юные диверсанты сразу после приземления вместе с парашютами и взрывчаткой сами явились в органы внутренних дел и войсковые части, чтобы рассказать о своей миссии.

Гитлеровцы рассчитывали, что их агрессия в отношении СССР даст толчок к расколу этой страны изнутри, а она наоборот сплотила советский народ перед лицом общего врага.

Олег Логинов

Статьи и фоторейтинги по теме:

Конкистадоры убитые 

Эрнан Кортес 

Агата Кристи 

Кровавое воскресенье 

Леопольд II 

Оставьте отзыв