БАНКОВСКИЕ АФЕРЫ НЕДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
(BANK SCAMS OF THE RECENT PAST)
15-20 лет назад описанные в этой статье аферы считались верхом изобретательности и цинизма. С тех пор, увы, Россия не достигла большого прогресса, зато банковские аферы в ней буквально скакнули вверх по масштабности и суммам похищенных денежных средств.
По данным МВД от преступных посягательств больше всего страдают коммерческие банки, в меньшей степени Сбербанк России и Центральный Банк. Так, например, в 1999 году средняя сумма ущерба от одного преступления в Банке России составила 12,6 тыс. рублей, в Сбербанке РФ – 26,6 тыс. рублей и в коммерческих банках – 866,6 тыс. рублей.
Мошеннические действия при кредитовании являются самыми распространенными преступлениями в банковской сфере. В основном, осуществляются двумя способами: путем представления сотрудникам банка фиктивных регистрационных документов на предприятия и путем фальсификации документов, служащих обеспечением возврата полученных кредитов. Наиболее распространенным способом совершения мошеннических действий при получении кредита являются различные махинации с документами на залог или заложенное имущество.
Хищения, совершаемые в кредитно-финансовой сфере с использованием электронных средств доступа, в зависимости от способа, можно разделить на две группы:
— Хищения, сопряженные с неправомерным доступом в компьютерной сети;
— Хищения с использованием пластиковых карт.
Хищения, сопряженные с неправомерным доступом в компьютерной сети:
Еще в застойные годы у нас в качестве примера язв капиталистического общества в печати приводились примеры компьютерных преступлений, которые совершались служащими западных банков. Чаще всего рассказывалось о том, как какой-нибудь скромный клерк хитрым образом менял компьютерную программу, в результате чего денежные суммы на счете клиентов округлялись, а «потерявшиеся» в результате округления мелкие деньги, например центы, перетекали к нему на лицевой счет. Из центов со временем складывались сотни тысяч долларов, оправдывая народную мудрость, что «копейка рубль бережет», и клерк, сумевший их похитить, представлялся матерым жуликом.
Но с появлением первых компьютеров в России быстро выяснилось, что с помощью этой чудо техники можно похищать отнюдь не копейки, а много денег и сразу. Возможно, первым в нашей стране эту возможность продемонстрировал начальник автоматизации неторговых операций Внешэкономбанка А.Есаян. Ему довелось несколько раз побывать за границей, где он живо интересовался компьютерными преступлениями и защитой против них. А полученные знания он с успехом применил на родине. Во Внешэкономбанке Есаян считался компьютерным гением, он был разработчиком компьютерного обеспечения для этого банка и занимался его эксплуатацией. Поэтому ему не составило труда через автоматизированную систему базы данных провести любую операцию по перечислению денег. Другое дело, что снять деньги с чужого счета в банке, где его все знали как облупленного, Есаян не мог. Поэтому ему пришлось искать подельника.
И таковым стал некий администратор центра досуга «Союз» В.Богомолов. За два месяца он по фальшивым справкам от организаций, занимавшихся внешнеэкономической деятельностью, открыл шесть валютных счетов, на которые положил по 50 долларов. И вдруг вклады на этих счетах начали волшебным образом расти не по дням, а по часам. Правда, потусторонние силы в данном случае были не при чем. Просто Есаян производя посредством компьютера переоценку валюты в банке, завысил остаток финских марок на 444 тысячи долларов США. А излишки постепенно перечислял на фальшивые счета, открытые Богомоловым.
К счастью, афера вскоре всплыла на свет благодаря бдительности контролера текущих счетов Внешэкономбанка. 27 августа 1991 года, занимаясь оформлением выдачи командировочных в размере 8500 долларов для очередного клиента, отъезжающего «за бугор», она вдруг обнаружила, что его личность очень уж смахивает на личность другого клиента, уже получавшего у нее утром этого же дня валюту. Только тот получал ее по другим документам и с другого счета.
Проверкой подозрительного клиента занялись сотрудники УБХСС и изъяли у него 6 поддельных паспортов, где тот был запечатлен на фотографиях в разных образах – то в очках, то с бородой. А еще они при обыске обнаружили у него 17 тысяч долларов – очень большие деньги по тем временам. Этим самым подозрительным клиентом и оказался Богомолов. В ходе следствия было установлено, что они с Есаяном похитили в Внешэкономбанке 125 тысяч долларов. Богомолов был осужден к 11 годам лишения свободы. А вот Есаяну удалось избежать наказания. Узнав про задержание подельника, он скрылся в неизвестном направлении.
Наиболее часто недобросовестные банковские работники обворовывают свое предприятие с использованием системы электронных перечислений. Деньги перегоняются со счета на счет, обналичиваются и испаряются. В 1995 году было возбуждено уголовное дело по факту покушения на хищение денежных средств в Зеленоградском Сбербанке России. Не установленные лица совершили несанкционированный доступ в систему передачи платежных документов из отделения Сбербанка в ОПЕРУ, увеличив первоначальную сумму на 2 млрд. неденоминированных рублей путем изготовления фиктивного сообщения, и передали его повторно с не установленного места по линии «Инфотел». На следующий день при сверке сообщений факт передачи подложного платежного документа на указанную сумму через «Автобанк» для АО «Стройинвест» был выявлен, и преступление при попытке снятия денег было пресечено, однако дело приостановлено за не установлением виновных лиц.
С тех пор минуло больше десяти лет, но этот способ хищения по-прежнему является чреватым самыми серьезными последствиями для банков. Для примера можно привести дну из таких афер, раскрытую сотрудниками УБЭП Свердловской области в 2006 году. Ими была выявлена межрегиональная группа лиц, которая, путем использования электронной платежной системы «Клиент-Банк», совершала незаконные финансовые операции в кредитных учреждениях Уральского Федерального округа и России.
Мошенниками в августе 2005 года, путем обмана с использованием фиктивного платежного поручения о перечислении денежных средств в сумме 300 900 000 рублей с расчетного счета ЗАО «Торговый дом» в филиале ОАО «Внешторгбанк» на расчетный счет предприятия ООО «Торгпромсервис» в Чкаловском отделении Сбербанка России, удалось похитить кучу денег. Уральскому банку Сбербанка России, в результате мошенничества, совершенного неустановленными лицами, был причинен материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 298 370 000 рублей.
300 миллионов – это круто. Не всякий руководитель банка сумеет украсть столько. Например, председатель правления московского Прима-банка Муса-Султан Гатиев и начальник операционно-кассового отдела этого финучреждения Оксана Донских оказались на скамье подсудимых за хищение «всего» миллиона долларов. Когда в 2003 году правоохранительные органы заинтересовались деятельностью Прима-банка, то установили, что вся деятельность этого кредитного учреждения – нечто иное как финансовая пирамида. Правда в самом банке об этом знали только Гатиев и Донских. Именно Гатиев в свое время предложил Донских заняться постройкой этой финансовой пирамиды. Когда клиенты открывали в банке счета, подчиненные из отдела Донских передавали ей документы на дооформление. Оксана выбирала самые денежные вклады и скрывала их от официальной отчетности. Чтобы не вспугнуть обманываемых клиентов, дивиденды им выплачивались вовремя. Всего за два года мошенники похитили 20 миллионов рублей, 500 тысяч долларов и сто тысяч евро. Жертвами аферистов стали более 400 человек. В июне 2003 года уголовное дело было передано в Гагаринский районный суд. 26 июля 2006 года Гатиева приговорили к семи годам лишения свободы, а Донских — к пяти годам.
Хищения с использованием пластиковых карт
Изготовление и использование поддельных кредитных либо расчетных карт также сопряжено с изготовлением поддельных документов. Кроме того, перед преступниками дополнительно возникают проблемы получения идентификационных данных подлинных держателей карт и обеспечение безопасности пользования поддельными картами. Наличие этих проблем, а также сложность и относительно большая стоимость процедуры качественного изготовления поддельных карт, как правило, свидетельствует о совершении таких преступлений организованными группами.
Идентификационные данные карт преступники обычно получают через своих сообщников в учреждениях, где используются данные платежные средства. Другим способом получения идентификационных данных карты может являться визуальное наблюдение при производстве расчетов в пунктах платежа, либо из выброшенных клиентами своих экземпляров чеков.
В последнее время, в связи с развитием в России глобальных компьютерных сетей, появилась возможность получения идентификационных данных карт при помощи несанкционированного внедрения в указанные сети (например, через Интернет).
(написано в 2006 году)
Олег Логинов
Статьи по теме: