СОВЕТСКИЙ ИЕЗУИТ МЕНЖИНСКИЙ
(VYACHESLAV MENZHINSKY)
При изучении материалов о Вячеславе Рудольфовиче Менжинском невольно возникает ощущение, что у него было раздвоение личности.
Одни пишут об первой из них, Великом чекисте, творце самых изобретательных спецопераций советских спецслужб, а другие – о второй, главе ОГПУ, который был одним из организаторов системы репрессий в СССР.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ
Такое раздвоение личности Менжинского опять же невольно вызывает ассоциацию с основателем Ордена иезуитов, Игнасио де Лойолой. Для одних он герой, причем герой, как на военной стезе, отличившийся при обороне Памплоны, так и герой в духовной жизни. За свои религиозные деяния он был канонизирован Папой Григорием XV и почитается до сих пор.
Но для других де Лойола скорее злодей, чем герой. А слово «иезуит» давно стало синонимом хитрого, двуличного человека. И если разбираться дальше, то складывается впечатление, что Орден иезуитов, созданный Лойолой и ОГПУ, одним из творцов которого был Менжинский строились на одних и тех же принципах: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась «приспособительной» (accomodativa). Сотрудники ОГПУ по большому счету тоже приспосабливались, когда устраивали репрессии собственному народу, чтобы самим уцелеть в кровавой машине.
НЕУДАЧНИК ПО ЖИЗНИ
Главной загадкой Вячеслава Менжинского является то, что он не по своим личным, ни деловым качествам, казалось бы не соответствовал должности главы, репрессивного аппарата. И вообще в руководстве новой большевистской власти казался даже не «белой вороной», а просто каким-то инородным телом.
Вячеслав родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в польской дворянской семье. В 1893 году окончил гимназию с золотой медалью. В 1898 году получил высшее образование, окончив юридический факультет Петербургского университета. В 1902 году Менжинский вступил в РСДРП. Был представителем газеты «Искра» в Ярославле. Позже редактором большевистской газеты «Казарма». В 1906 году был арестован, через несколько месяцев освобожден из тюрьмы и бежал за границу.
Говорят, что сокурсники прозвали Менжинского за доброту и застенчивость «Вяча — божья коровка», а Троцкий называл его «тенью неосуществившегося человека». Менжинского долго преследовали неудачи. В молодости он пытался заниматься литературой и даже опубликовал пару повестей: «Роман Демидова» и «Иисус. Из книги Варавва». Роман Гуль в очерке о Менжиском писал: «Литературные попытки кончились написанием бесталанного декадентски-эротического романа, в котором Менжинский с предельной откровенностью рассказал историю своего собственного неудачного брака и разрыва с женой. Не меньшее фиаско потерпел Менжинский и в карьере «знаменитого адвоката». По окончании университета он поступил помощником к известному присяжному поверенному князю Г. Д. Сидамон-Эристову, но не обнаружил решительно никаких талантов».
Несостоявшийся литератор и адвокат жил на деньги брата, успешного банкира. А когда уехал за границу, то и там не нашел себе применения. Пытался рисовать, но таких художников самоучек в Париже было как грязи. И он превратился в заурядного на бульвардьe. Жизнь Вячеслава во Франции омрачилась драматическим происшествием. Он угодил под машину. И повредил позвоночник. Долго лечился, но окончательно оправиться так и не смог.
НЕВЕРОЯТНЫЙ ВЗЛЕТ
После Октябрьской революции Ленин не забыл Менжинского, услужливо таскавшего ему чемодан в Париже, и назначил его заместителем наркома финансов. Повлияло то, что в большевистской среде Вячеслав имел хоть какое-то представление об этих самых финансах, поскольку в 1915 году работал в банке «Лионский кредит». При участии Менжинского проводилась национализация банков и жесткая борьба с забастовкой банковских служащих (вплоть до увольнения саботажников). Затем в 1918 году Менжинского отправили консулом в Берлин. Вероятно, из-за того, что он владел немецким языком. Про Менжинского пишут, что он был полиглотом и мог разговаривать на 16 языках.
Дзержинский и Менжинский.
Но по большому счету, финансист и дипломат из Менжинского также не получились. И тут Дзержинский пригласил его на работу в свое ведомство – ВЧК. Возможно, позвал, чтобы поддержать его. Они оба были поляками из дворян. Но устроил его не на тепленькое местечко, а назначил руководителем Особого отдела — военной контрразведки. И произошло чудо.
Суд над Борисом Савинковым. 1924 г. Справа у стены, возле двери, — В. Р. Менжинский.
Роман Гуль писал об этом так: «На посту в ЧК Менжинский был и трудоспособен и виртуозен. Его психологическая тонкость, болезненная интуиция, схематичность мышления нашли блестящее применение». Менжинский считается творцом операций, которые вошли в учебники и которые до сих пор в России превозносят, как верх оперативного искусства. Одной из них например стала операция «Трест» (1921-1926). В ее ходе была создана фальшивая организация антибольшевистского подполья «Монархическое объединение Центральной России», чтобы помочь ГПУ (ВЧК) выявить настоящих монархистов . К успехам операции принадлежит, в частности, заманивание Сиднея Рейли в Советский Союз, где он был арестован. А благодаря операции «Синдикат» в 1924 году удалось заманить в СССР сокурсника Менжинского по университету, известного террориста Бориса Савинкова.
ВО ГЛАВЕ ОГПУ
В 1926 году после смерти Дзержинского председателем ОГПУ стал Менжинский. Так получилось, что на этот период пришелся «великий перелом» Сталина с массовым раскулачиванием, расправами над бывшими соратниками, объявленными оппозиционерами, борьбой с придуманными саботажниками и вредителями. Дворянин и интеллигент Менжинский превратился в сталинского палача.
В советское время в «чекистских» книжках организованные им уголовные дела: Шахтинское дело (1928), дело Трудовой крестьянской партии (1929), дело Промпартии (1930) и другие представлялись как выдающиеся достижения. Но ныне стало очевидным, что именно Менжинский положил начало порочной практике фабрикации уголовных дел в отношении невинных людей. А еще он стал основателем ГУЛАГА. В 1931 году в ОГПУ была создана система исправительно-трудовых лагерей, в рамках которой осужденные направлялись на крупные стройки и предприятия, созданные в этой системе.
Как же «Вяча — божья коровка» превратился в советского иезуита и инквизитора – большая загадка. Но можно предположить, что на его характер повлияла болезненность. Мало того, что у него был целый букет болезней, так еще не давала покоя поврежденная в Париже спина. Еще в 1917 году он набирал сотрудников для наркомата финансов лежа на диване – так спина меньше болела. В 1930-х он вообще практически руководил ОГПУ с дивана и по рекомендации врачей работал не более 4-х часов в день.
Так что фактически ОГПУ руководил его заместитель Генрих Ягода. И, вероятно, тому не очень нравилось работать себя и за начальника, а при этом быть на вторых ролях. Когда Ягоду в 1937 году арестовали, ему в вину ставилось, что по его указанию врачи до смерти залечили Горького и его сына, а также его начальника Менжинского. Якобы он дал им указание назначать Вячеславу Рудольфовичу неправильное лечение, а то и вовсе травить его понемножку ядами, разрабатываемыми в спецлаборатории ОГПУ. Еще по одной версии он его, как Наполеона, отравил обоями. Племянник Менжинского Михаил Розанов утверждал, что он надолго запомнил запах ртути, исходящий от обоев, которыми по приказу Ягоды обклеили квартиру Менжинского.
ПОХОРОНЫ
Менжинский скончался 10 мая 1934 года на даче «Шестые Горки». А его пост занял Ягода. По заключению виднейших врачей того времени Абрикосова и Бурденко, смерть Менжинского наступила от «острой сердечной недостаточности (паралича) сердца, резко измененного и работавшего в последние годы неполноценно». Про отравление они ничего не говорили.
Чекисты на похоронах Менжинского.
Похороны состоялись 14 мая 1934 года в Москве. После траурной церемонии прощания в Колонном зале Дома Союзов, бронзовую урну с прахом покойного водрузили на катафалк, который в то время не имел колес. А потому его не повезли, а понесли руководители партии и правительства от Дома Союзов на Красную площадь.
1934. Сталин и Куйбышев у урны с прахом В.Р.Менжинского. Москва.
Среди тех, кто несли ее, находились первые лица государства: И. Сталин, К. Ворошилов, В. Молотов, Г. Ягода и другие. Потом берлинская газета написала, что если урна с прахом Дзержинского находилась на катафалке на высоте 15 метров, то у Менжинского – на высоте 20 метров. Но то была выдумка.
Сохранилась кинохроника, где очевидно, что высота была метра 3, не больше. А еще в газете написали, что на похоронах Менжинского милиция очистила ресторан Гранд-отеля мимо которого проходила процессия, а постояльцам убедительно рекомендовали не высовываться.
На Красной площади, как положено состоялся траурный митинг. А потом под гром артиллерийского салюта урна с прахом Вячеслава Менжинского была замурована в Кремлевской стене, рядом с прахом летчиков-стратонавтов.
ЭПИЛОГ
По иронии судьбы в 1916 году Менжинский в эмигрантской газете «Наше Эхо» называл Ленина «политическим иезуитом». И якобы за эту статью он приглянулся Сталину. А под его началом стал инквизитором.
Олег Логинов
Статьи по теме: