Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

МАРШАЛ ПОБЕДЫ (GEORGE ZHUKOV)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

МАРШАЛ ПОБЕДЫ

(GEORGE ZHUKOV)

Известно, что стихией генералов является война. Но жизнь показывает, что из генералов получаются и неплохие политики Правда, востребованность генералов в мирное время – тревожный признак. О них вспоминают, когда в государстве начинаются разброд и шатания. Классический пример тому – поздняя Римская империя. А самый яркий пример французская революция, приведшая на императорский трон генерала Бонапарта.

Но, пожалуй, самым благоприятным временем для восхождения генералов на политический Олимп стала Вторая мировая война. Военачальники стран победительниц находились в зените славы, как спасители мира от коричневой чумы. Не случайно Шарль де Голль еще в 1944 году стал главой временного правительства Франции, а позже президентом этой страны. Другой генерал, Дуайт Эйзенхауэр стал 34-м президентом США.

Казалось бы, победное окончание Великой Отечественной войны давало отличный шанс «маршалу Победы» Григорию Константиновичу Жукову подняться на вершину власти в СССР. Но на самом деле у него этот шанс в то время у него отсутствовал. Сталин был велик и могуч. Да, солдат в атаку поднимал Жуков, но кричали-то они при этом: «За Родину, за Сталина!». Так что против Вождя всех народов Красная Армия попросту бы не поднялась. Не говоря уже о народе.

Советский Союз и Россия – это не Латинская Америка, где за последние 150 лет совершено 550 удавшихся военных переворотов и еще больше неудавшихся. За два последних века в России можно припомнить лишь три попытки военных переворотов: восстание декабристов, корниловский мятеж и ГКЧП. Все они закончились фиаско. Армия не очень-то хотела идти за своими вождями, а народ за генералами – тем более.

ПОЛКОВОДЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

Война наглядно продемонстрировала полководческий талант Георгия Константиновича и заслуженно вознесла его до уровня второго человека в стране. Жуков занимал пост заместителя председателя Государственного комитета обороны и на этом посту был единственным заместителем у Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. 1945-й — год его триумфа. Его размашистая подпись под Актом о капитуляции фашистской Германии вошла в историю, так же как его блестящий образ – в орденах и медалях, сидящего на белом коне и принимающего парад Победы. Но парадные колонные ушли с площади, флаги сняли с домов, и оказалось, что в мирной стране для «маршала Победы» нет подходящей должности, соответствующей его амбициям. И Жуков ощущал себя обделенным. Вероятно, в глубине души он чувствовал себя способным руководить не только фронтами, но и страной. Однако у Сталина на этот счет было строго. Жуков только подумал, а Сталин уже знал. И Иосиф Виссарионович жестко пресек амбиции «маршала Победы». В 1946 году было арестовано 75 людей близких к Жукову, из которых выбивали показания, что Жуков организовал заговор для захвата власти. Суд над Жуковым состоялся 1 июня 1946 года на заседании Высшего военного Совета. Тогда Георгия Константиновича спасли его коллеги-военачальники. За него заступились: Василевский, Рокоссовский, Рыбалко, Конев. Сталин не захотел ссориться со своим генералитетом и принял соломоново решение. Говорят, он подошел к Жукову и жестко произнес: «Все великие русские полководцы — Суворов, Кутузов, даже Скобелев были скромны. Вам же этих качеств не хватает. Ишь ты, Наполеон нашелся, один войну выиграл!» И то ли помиловал, то ли отправил в ссылку: «Направить в Одессу, командующим!».

ПОЛИЧЕСКИЕ РАСПРИ

Соперничать со Сталиным Жукову было не по силам. Но остальных членов Политбюро он мог одолеть в борьбе за власть. И такой шанс ему представлялся дважды после смерти Сталина. Первый раз, когда он принял участие в заговоре Хрущева против Берии. 26 июня 1953 года на Пленуме ЦК КПСС бывшие соратники проголосовали за то, что Берия — «враг народа». Председательствующий Маленков нажал тайную кнопку по сигналу которой в зал вошла группа военных под руководством Георгия Жукова и арестовала Берию. Возникает мысль: а что было бы, если бы Жуков в тот момент арестовал не одного Берию, а все ЦК?

Однако думается, что и с искусным в политических интригах Хрущевым ему тоже сложно было тягаться. Хрущев все просчитал и не предоставил возможности Жукову выступить в роли матроса Железняка, разогнавшего Учредительное собрание. По свидетельству участников тех событий, арестом Берии занимались две группы захвата – одна под руководством Жукова, причем, говорят, что Георгию Константиновичу не разрешили взять с собой оружие, а вторая под руководством генерала Москаленко, составленная из украинцев, преданных Хрущеву.

Да в принципе, и сам Георгий Жуков был отнюдь не временным союзником Хрущева, а его давним соратником. Еще в 1940 году в Киеве сложился тайный триумвират в лице: первого секретаря ЦК КП Украины Никиты Хрущева, главы НКВД Украины Ивана Серова и командующего войсками Киевского особого военного округа Георгия Жукова. Эти трое поддерживали друг друга долгие годы. После прихода к власти в СССР Никиты Хрущева, его соратники «поднялись» вместе с ним. Жуков был назначен Министром обороны, а Серов председателем КГБ.

Самая реальная возможность встать у руля государства для Жукова сложилась в июне 1957 года. Тогда на пленуме ЦК КПСС жестко схватились два противоборствующих лагеря. Группа сталинистов под руководством Кагановича, Маленкова и Молотова попыталась свергнуть Хрущева с политического Олимпа и почти добилась своего. Но тут решающее слово сказал министр обороны Жуков. Для начала он объяснил членам ЦК, что самый сильный в этой стране, тот, кто повелевает армией. Потом пояснил, что армией повелевает именно он и что без его приказа танки не сдвинутся с места. И наконец, заявил, что он и армия поддерживают Хрущева. Благодаря этому выступлению Никита Сергеевич сумел усидеть в кресле руководителя страны и вывести из состава Президиума ЦК пять своих главных противников. Но проявления величия он Жукову не простил и спустя 4 месяца лишил его всех постов по обвинению в бонапартизме.

Мог ли Жуков в июне 1957 года, используя раскол в верхушке партии захватить власть в СССР? Мог! Но, наверное, можно сказать, что страну избавил от этого Бог. То, что в Георгии Константиновиче было хорошо для войны, плохо подходило для мира.

СТОРОННИК ЖЕСТКИХ МЕР

Жуков на Тоцком полигоне.

Гражданское обучение Жукова составляли три класса церковно-приходской школы и двухлетние вечерние курсы городского училища. Зато военной науки он хлебнул с избытком, успев повоевать и на фронтах двух мировых и одной Гражданской войн, побить японцев на Халхин-Голе. Война не только обесценивает человеческую жизнь, но и делает людскую судьбу ничтожной перед судьбой страны. Жесткость Жукова помогла советским войскам выстоять под Москвой и Ленинградом. Но его жесткость в мирной жизни страны была не вполне оправданной. Самый вопиющий случай, когда он испытывал воздействие ядерного оружия на своих же солдатах. Под его руководством в сентябре 1954 года на Тоцком полигоне были проведены войсковые учения с применением ядерного оружия. С бомбардировщика была сброшена атомная бомба по мощности превосходящая те, что упали на Хиросиму и Нагасаки. На высоте 350 метров она взорвалась. А внизу находилось 45 тысяч участвующих в учении молодых солдат и офицеров. После взрыва даже дезактивация их не проводилась, только со всех отобрали подписки о неразглашении. 45 тысяч в одночасье стали инвалидами, а врачи даже не знали отчего их лечить из-за этих подписок.

Когда молчат пушки, наступает время дипломатии, а дипломатом Георгий Константинович был еще тот. Будучи министром обороны, Жуков в 1957 году совершил две инспекционные поездки: одна — на Северный флот, другая — на Балтику. В результате за 10 дней разжаловал и выгнал из Вооруженных сил 273 офицера, генерала и адмирала, большинство из которых прошли войну.

Ну а с бандитами он и вовсе расправлялся без суда и следствия. Вошла в историю легенда как он за одну ночь очистил Одессу от преступного элемента, когда его офицеры, переодетые в штатское, перестреляли всех ночных налетчиков. Красиво, но как-то не по Закону.

На внешнеполитической арене Георгий Константинович тоже проявил себя сторонником жестких мер. Инициатором подавления танками революции в Венгрии в 1957 году был триумвират: Хрущев, Жуков, Серов.

Так, что складывается впечатление, что с «дипломатическими талантами» Жукова, стань он главой государства, Третья мировая война СССР была бы обеспечена.

Наверное, можно назвать проявление мудрости в российском народе, когда он не поднимался на баррикады ни за декабристов, ни за Корнилова, ни за ГКЧП, ни когда подвергали опале любимого им «маршала Победы».

Олег Логинов

Статьи по теме:

Грустная история советского рока 

Даманский конфликт 

Драма в воздухе 

Рекордный газопровод 

Заговоры против Брежнева 

Оставьте отзыв