МАРШАЛ ПОБЕДЫ
(GEORGE ZHUKOV)
Известно, что стихией генералов является война. Но жизнь показывает, что из генералов получаются и неплохие политики Правда, востребованность генералов в мирное время – тревожный признак. О них вспоминают, когда в государстве начинаются разброд и шатания. Классический пример тому – поздняя Римская империя. А самый яркий пример французская революция, приведшая на императорский трон генерала Бонапарта.
Но, пожалуй, самым благоприятным временем для восхождения генералов на политический Олимп стала Вторая мировая война. Военачальники стран победительниц находились в зените славы, как спасители мира от коричневой чумы. Не случайно Шарль де Голль еще в 1944 году стал главой временного правительства Франции, а позже президентом этой страны. Другой генерал, Дуайт Эйзенхауэр стал 34-м президентом США.
Казалось бы, победное окончание Великой Отечественной войны давало отличный шанс «маршалу Победы» Григорию Константиновичу Жукову подняться на вершину власти в СССР. Но на самом деле у него этот шанс в то время у него отсутствовал. Сталин был велик и могуч. Да, солдат в атаку поднимал Жуков, но кричали-то они при этом: «За Родину, за Сталина!». Так что против Вождя всех народов Красная Армия попросту бы не поднялась. Не говоря уже о народе.
Советский Союз и Россия – это не Латинская Америка, где за последние 150 лет совершено 550 удавшихся военных переворотов и еще больше неудавшихся. За два последних века в России можно припомнить лишь три попытки военных переворотов: восстание декабристов, корниловский мятеж и ГКЧП. Все они закончились фиаско. Армия не очень-то хотела идти за своими вождями, а народ за генералами – тем более.
ПОЛКОВОДЧЕСКИЙ ТАЛАНТ
Война наглядно продемонстрировала полководческий талант Георгия Константиновича и заслуженно вознесла его до уровня второго человека в стране. Жуков занимал пост заместителя председателя Государственного комитета обороны и на этом посту был единственным заместителем у Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. 1945-й — год его триумфа. Его размашистая подпись под Актом о капитуляции фашистской Германии вошла в историю, так же как его блестящий образ – в орденах и медалях, сидящего на белом коне и принимающего парад Победы. Но парадные колонные ушли с площади, флаги сняли с домов, и оказалось, что в мирной стране для «маршала Победы» нет подходящей должности, соответствующей его амбициям. И Жуков ощущал себя обделенным. Вероятно, в глубине души он чувствовал себя способным руководить не только фронтами, но и страной. Однако у Сталина на этот счет было строго. Жуков только подумал, а Сталин уже знал. И Иосиф Виссарионович жестко пресек амбиции «маршала Победы». В 1946 году было арестовано 75 людей близких к Жукову, из которых выбивали показания, что Жуков организовал заговор для захвата власти. Суд над Жуковым состоялся 1 июня 1946 года на заседании Высшего военного Совета. Тогда Георгия Константиновича спасли его коллеги-военачальники. За него заступились: Василевский, Рокоссовский, Рыбалко, Конев. Сталин не захотел ссориться со своим генералитетом и принял соломоново решение. Говорят, он подошел к Жукову и жестко произнес: «Все великие русские полководцы — Суворов, Кутузов, даже Скобелев были скромны. Вам же этих качеств не хватает. Ишь ты, Наполеон нашелся, один войну выиграл!» И то ли помиловал, то ли отправил в ссылку: «Направить в Одессу, командующим!».
ПОЛИЧЕСКИЕ РАСПРИ
Соперничать со Сталиным Жукову было не по силам. Но остальных членов Политбюро он мог одолеть в борьбе за власть. И такой шанс ему представлялся дважды после смерти Сталина. Первый раз, когда он принял участие в заговоре Хрущева против Берии. 26 июня 1953 года на Пленуме ЦК КПСС бывшие соратники проголосовали за то, что Берия — «враг народа». Председательствующий Маленков нажал тайную кнопку по сигналу которой в зал вошла группа военных под руководством Георгия Жукова и арестовала Берию. Возникает мысль: а что было бы, если бы Жуков в тот момент арестовал не одного Берию, а все ЦК?
Однако думается, что и с искусным в политических интригах Хрущевым ему тоже сложно было тягаться. Хрущев все просчитал и не предоставил возможности Жукову выступить в роли матроса Железняка, разогнавшего Учредительное собрание. По свидетельству участников тех событий, арестом Берии занимались две группы захвата – одна под руководством Жукова, причем, говорят, что Георгию Константиновичу не разрешили взять с собой оружие, а вторая под руководством генерала Москаленко, составленная из украинцев, преданных Хрущеву.
Да в принципе, и сам Георгий Жуков был отнюдь не временным союзником Хрущева, а его давним соратником. Еще в 1940 году в Киеве сложился тайный триумвират в лице: первого секретаря ЦК КП Украины Никиты Хрущева, главы НКВД Украины Ивана Серова и командующего войсками Киевского особого военного округа Георгия Жукова. Эти трое поддерживали друг друга долгие годы. После прихода к власти в СССР Никиты Хрущева, его соратники «поднялись» вместе с ним. Жуков был назначен Министром обороны, а Серов председателем КГБ.
Самая реальная возможность встать у руля государства для Жукова сложилась в июне 1957 года. Тогда на пленуме ЦК КПСС жестко схватились два противоборствующих лагеря. Группа сталинистов под руководством Кагановича, Маленкова и Молотова попыталась свергнуть Хрущева с политического Олимпа и почти добилась своего. Но тут решающее слово сказал министр обороны Жуков. Для начала он объяснил членам ЦК, что самый сильный в этой стране, тот, кто повелевает армией. Потом пояснил, что армией повелевает именно он и что без его приказа танки не сдвинутся с места. И наконец, заявил, что он и армия поддерживают Хрущева. Благодаря этому выступлению Никита Сергеевич сумел усидеть в кресле руководителя страны и вывести из состава Президиума ЦК пять своих главных противников. Но проявления величия он Жукову не простил и спустя 4 месяца лишил его всех постов по обвинению в бонапартизме.
Мог ли Жуков в июне 1957 года, используя раскол в верхушке партии захватить власть в СССР? Мог! Но, наверное, можно сказать, что страну избавил от этого Бог. То, что в Георгии Константиновиче было хорошо для войны, плохо подходило для мира.
СТОРОННИК ЖЕСТКИХ МЕР
Жуков на Тоцком полигоне.
Гражданское обучение Жукова составляли три класса церковно-приходской школы и двухлетние вечерние курсы городского училища. Зато военной науки он хлебнул с избытком, успев повоевать и на фронтах двух мировых и одной Гражданской войн, побить японцев на Халхин-Голе. Война не только обесценивает человеческую жизнь, но и делает людскую судьбу ничтожной перед судьбой страны. Жесткость Жукова помогла советским войскам выстоять под Москвой и Ленинградом. Но его жесткость в мирной жизни страны была не вполне оправданной. Самый вопиющий случай, когда он испытывал воздействие ядерного оружия на своих же солдатах. Под его руководством в сентябре 1954 года на Тоцком полигоне были проведены войсковые учения с применением ядерного оружия. С бомбардировщика была сброшена атомная бомба по мощности превосходящая те, что упали на Хиросиму и Нагасаки. На высоте 350 метров она взорвалась. А внизу находилось 45 тысяч участвующих в учении молодых солдат и офицеров. После взрыва даже дезактивация их не проводилась, только со всех отобрали подписки о неразглашении. 45 тысяч в одночасье стали инвалидами, а врачи даже не знали отчего их лечить из-за этих подписок.
Когда молчат пушки, наступает время дипломатии, а дипломатом Георгий Константинович был еще тот. Будучи министром обороны, Жуков в 1957 году совершил две инспекционные поездки: одна — на Северный флот, другая — на Балтику. В результате за 10 дней разжаловал и выгнал из Вооруженных сил 273 офицера, генерала и адмирала, большинство из которых прошли войну.
Ну а с бандитами он и вовсе расправлялся без суда и следствия. Вошла в историю легенда как он за одну ночь очистил Одессу от преступного элемента, когда его офицеры, переодетые в штатское, перестреляли всех ночных налетчиков. Красиво, но как-то не по Закону.
На внешнеполитической арене Георгий Константинович тоже проявил себя сторонником жестких мер. Инициатором подавления танками революции в Венгрии в 1957 году был триумвират: Хрущев, Жуков, Серов.
Так, что складывается впечатление, что с «дипломатическими талантами» Жукова, стань он главой государства, Третья мировая война СССР была бы обеспечена.
Наверное, можно назвать проявление мудрости в российском народе, когда он не поднимался на баррикады ни за декабристов, ни за Корнилова, ни за ГКЧП, ни когда подвергали опале любимого им «маршала Победы».
Олег Логинов
Статьи по теме: