ИНКВИЗИТОРЫ-УБИЙЦЫ
(MURDEROUS INQUISITORS)
Когда Римский конклав запретил «божьи суды» в 1215 году, их место заняла Инквизиция. В самом начале Инквизиция занималась только расследованием ереси и единственным наказанием, которое она применяла, была смертная казнь. Как правило, на костре.
В 1252 году Папа Иннокентий IV официально разрешил применение пыток еретиков при допросах Инквизицией. Считалось, что вину подсудимого можно было установить только в камере пыток. Сначала узника приводили туда и просто показывали ему орудия пыток, подробно объясняя их назначение и затем заставляли присутствовать при пытках других обвиняемых. Если подозреваемый не сознавался в своих грехах после этого, то наставал его черед повисеть на дыбе, испытать воздействие испанского сапога или ощутить на себе эффективность какого-нибудь нового способа пытки. Но конец, как правило, был один – костер.
По регламенту «Служба святого следствия» должна была проводить пытки в таком порядке: сначала «пытка веревкой», потом «пытка водой» и, наконец, «огнем», но не более одного раза каждого вида мучений. Но регламент нередко нарушался.
В этой связи представляет интерес такая история:
В 1459 году инквизиционным трибуналом города Аррасса был арестован бургундский художник Жеан ля Витт по обвинению в колдовстве. Чтобы не сказать лишнего под пыткой Жеан ля Витт после ареста сделал попытку отрезать себе язык, за что получил прозвище «безъязыкий аббат» . Но «безъязыкость» от пытки его не спасла. Поскольку художник был грамотен, его принудили давать показания письменно. И надо полагать, что он описал все как было нужно инквизиционному трибуналу, поскольку в Аррассе кроме разрешенных видов пыток практиковали еще и дополнительные: вливание в горло уксуса, сдавливание конечностей и т. п.
К истязанию людей пытками инквизиция подходила скрупулезно. Организация проведения пыток была четко регламентирована. Например, для пытки водой в 1697 году было выпущено специальное руководство, которое гласило:
«Обвиняемый должен быть притянут за запястья веревками к двум железным кольцам, вделанным в стену. Кольца должны быть расположены на расстоянии 6 дюймов (около 15 см) одно от другого и на 3 фута (около 90 см) от пола. Два других железных кольца фиксируются в полу на минимальном расстоянии в 12 футов (3,6 м) от стены, если это возможно. Через эти кольца пропускается веревка, вытягивающая ноги допрашиваемого. Веревки должны быть натянуты и удерживать тело допрашиваемого как можно сильнее. Ему неоднократно предлагается говорить правду. Чтобы поддерживать допрашиваемого скамья, высотой 2 фута (60 см) может быть помещена под середину его тела. Большая емкость должна находиться неподалеку, чтобы убирать жидкость, которая может быть извергнута им…».
После всех этих приготовлений начиналась непосредственно пытка. Обвиняемому зажимали нос и вставляли в рот воронку, в которую заливали от 4 до 9 литров воды. Иногда, чтобы усилить страдания жертвы воду предварительно подогревали. Шарль де Костер в «Уленшпигеле» описал эту пытку так:
«…палач раздел ее догола, сбрил ей все волосы на теле и всю осмотрел, чтобы убедиться, не скрывает ли она какого-либо чародейства, уложил ее и привязал веревками к скамье. Он покрыл ей мокрым полотном грудь, живот и бедра и потом, подняв за один край скамьи, стал вливать в Каталину горячую воду — так много, что вся она точно распухла; потом он поставил скамью.
Судья спросил, сознается ли она в преступлении. Она ответила знаком, что нет. В нее влили еще горячей воды, но Каталина извергла все обратно».
Поскольку наибольшее распространение инквизиторские пытки приобрели в Испании, то некоторые пыточные орудие получили название этой страны.
Например «испанский воротник», представлявший собой деревянный круг с очень остро отточенными остриями, обращенными внутрь. С таким воротником на шее подозреваемый мог ходить, мог есть и пить, но уже не мог спать. Бессонница и раны от воротника любого могли довести до готовности признаться во всех смертных грехах. А особо упорным грозила смерть от ранения сонной артерии или порезов горла.
Широко использовалось для пыток инквизиторами и «испанское кресло» — своеобразный прообраз нынешнего электрического стула. Это кресло было металлическим со специальными колодками для рук и ног. Только сидевшего в нем пытали не электричеством, а раскаленными углями, жаровню с которыми ставили подозреваемому под ноги. Чтобы его ноги лучше поджаривались, их периодически поливали маслом.
Иногда на испанском кресле сидельцу поджаривали не ноги, а ягодицы. Что было не менее мучительно.
Среди особо отличившихся своей жестокостью инквизиторов вошли в историю: Конрад Марбургский в Германии, Петр Веронский во Флоренции, Бернард Ги в Тулузе. Но самой одиозной личностью среди инквизиторов, безусловно, стал Великий инквизитор Испании Томас де Торквемада. В августе 1483 Папа Сикст IV назначил Торквемаду главным инквизитором Кастилии и Леона. В первые полгода карьеры главного инквизитора было сожжено 298 человек, а 79 приговорили к пожизненному заточению. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое «квемадеро». Он был сложен из камня наподобие печи, туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Костры полыхали по всей Испании.
Произвол был основным духом инквизиции. Приговорить к смертной казни могли кого угодно. Ужасные пытки, которым подвергались несчастные, вынуждали их давать самые невероятные показания против себя и тех, кто был «интересен» инквизиторам. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице. Жестокость Торквемады поразила даже Римского Папу Александра VI, но, не желая ссориться с испанской королевой, Папа не стал принимать препятствовать ему.
Отправив на костер 10 220 человек, Томас де Торквемада в почете скончался в Авиле 16 сентября 1498 года.
Олег Логинов
Статьи фоторейтинги про казни: