ЛИТОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ
(LITHUANIAN MILLIONS)
Складывается впечатление, что среди других наших прибалтийских соседок: Латвии, Эстонии и Литвы, последняя — самая добрая. Даже когда она собралась ввести собственную валюту, рубли любезно решила отдать России. И не просто отдать, а самолично их доставить. Вот только это благородное дело отнюдь не являлось благотворительностью.
ИЗДЕРЖКИ НЕЗАВИСИМОСТИ
В сентябре 1991 года СССР официально признал независимость прибалтийских республик, но они сами признали себя независимыми еще раньше и уже загодя стали готовиться к разводу с великим и нерушимым Союзом. Литовская соседка еще до межправительственных соглашений о введении собственной валюты пребывала в уверенности, что заведет собственные деньги, а потому начала потихоньку избавляться от рудимента социалистического прошлого — советских рублей. Предприимчивые литовские коммерсанты колесили по России и скупали все, что могло иметь ценность на Западе, т.е. то, что можно было толкнуть за доллары. В Свердловской области валютным товаром являлись цветные металлы, поэтому прибалты прежде всего положили глаз на них.
Например, в тот период времени оперативниками ОБЭП Октябрьского РУВД Екатеринбурга была выявлена преступная группа, поставившая на поток кражи медных вайербарсов со складов. Кражи были настолько масштабными, что похищенная медь вывозилась КамАЗами, а для ее погрузки привлекались солдаты из местной воинской части. Похитители после реализации краденого набивали деньгами багажник своей машины под завязку, а покупателями выступали приезжие литовцы, которые скупали цветные металлы за рубли не торгуясь. Причем, финансовые операции по приобретению российского сырья хотя и проводились нелегально, но занимались ими не одиночки-авантюристы, а весьма солидные и уважаемые в Литве люди.
В этой прибалтийской республике специально для сброса рублей была создана фирма «Лаверна», которую возглавил заместитель министра финансов. На подобии плана военного наступления были определены приоритетные направления — Восточное и Западное. За Восточное отвечало дочернее предприятие «Лаверны» — ТОО «Лизар». Его директор Садаускас загодя поселился в поселке Белоярский Свердловской области, осуществил рекогносцировку, провел переговоры с руководителями ряда уральских коммерческих предприятий и представителями «центральной» преступной группировки, «курировавшими» в то время операции на рынке цветных металлов. Подготовив плацдарм, Садаускас, словно Юстас — Алексу, дал знать литовским товарищам, что операцию можно начинать.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ
29 сентября 1992 года, за два дня до введения в Литве национальной валюты, в екатеринбургском аэропорту Кольцово приземлились два самолета «ЯК-42» из Эстонии. Они доставили 260 холщовых мешков весом 10 тонн. Именно столько потянули 414 млн. рублей, которыми были набиты эти мешки. Деньги доставлялись тайно. В журнале полетов аэропорта посадка эстонских «яков» не фиксировалась. Якобы они приземлились случайно — для технической дозаправки. Тем более нигде в документах не фигурировали деньги, которые прибалты привезли уральцам. Ценный груз скидали в «КАМаз» с прицепом и вскоре благополучно доставили в Белоярку. Тут у Садаускаса начались горячие деньки. Он без устали мотался по Свердловской области, меняя дензнаки с профилем Ильича на алюминий. Позднее, когда свердловские убэповцы проехались по его маршрутам, то обнаружили весьма любопытные договора. Деньги в них фигурировали не в рублях, а в мешках. Уральские предприниматели писали в документах, что за поставленный металл получили столько-то мешков денег. Пересчитывать купюры им, наверное, было лень. Пришлось оперативникам УБЭП заниматься этим вместо них.
Вообще, надо отдать должное сотрудникам УБЭП Свердловской области: Сердитых, Мальчикову, Ляпустину и другим, принимавшим участие в работе по этому делу. Раскрытие тайной литовской операции началось с того, что Игорь Мальчиков получил информацию, на первый взгляд совершенно никчемную. О том, что зарплату на ряде екатеринбургских предприятий выдают рублями, на упаковке которых стоят реквизиты литовских банков. Он выяснил, что в Екатеринбург литовские рубли поступили из расчетно-кассового центра Белоярского района, куда их сдал директор ТОО «Лизар» Садаускас. Но самое любопытное заключалось в том, что на денежных упаковках стояли реквизиты 5 разных литовских банков: Клапейдского, Каунасского, Шауляйского, Утенского и Центрального. Любое предприятие, даже самое крупное, получать наличку в пяти разных банках не могло! В ходе дальнейшей проверки Мальчиков понял, что ситуация весьма серьезная, и отправился к руководству. Владимир Степанович Ралдугин немедленно подключил к работе весь отдел, организовал взаимодействие с ФСБ и таможней, и сам возглавил руководство операцией. Фактически такой масштабный сброс денег в область был сродни экономической диверсии. В те годы инфляция и так достигала 200% в год, а вливание литовских рублей могло просто взвинтить ее до космических высот. К тому же «черный нал» ввозился нелегально и значительная часть его шла на расчеты к криминальными группировками, тем самым помогая им обогащаться.
ЛИШНИЕ ДЕНЬГИ
Благодаря слаженным действиям сотрудников УБЭП УВД области, ФСБ и таможни литовская операция была своевременно пресечена. Был предотвращен вывоз в Прибалтику нескольких эшелонов цветных металлов. А только в одном из них находилось 1200 тонн алюминия. Металл возвращался продавцам, а деньги у них изымались. Оперативная группа под началом Сердитых и Мальчикова двое суток провела без сна, ожидая на трассе под Белояркой возвращения Садаускаса из Оренбургской области, куда тот отправился договариваться об приобретении очередной партии цветного металла. Но, в конце концов дождалась и задержала его.
9 октября, спустя 10 дней после приземления самолетов с деньгами в аэропорту «Кольцово» все было закончено. Литовские миллионы изъяты и складированы в помещении архива УВД области. Финансовую диверсию в Свердловской области удалось предотвратить. Правда, уголовное дело, возбужденное по факту контрабанды, позже было прекращено, так как деньги были ввезены за два дня до фактического образования российско-литовской границы. Получается, что литовцы действовали законно. Но знаете, как-то не по-соседски.
По оценкам специалистов в сбербанке Литвы перед введением литов осталось наличных рублей всего три процента от общей денежной массы — вместо 80-90%. Согласно межправительственных соглашений после введения национальных валют в Прибалтийских республиках, оставшаяся у них в банках рублевая масса должна была уничтожаться. Но получается, что к тому времени в Литве уничтожать было почти нечего. Основная часть рублевой наличности этой республики уже растворилась на Российских просторах.
Тогда Родина по достоинству оценила заслуги молодого лейтенанта. На торжественном вечере в Театре музкомедии, посвященном Дню милиции, вице-мэр города Алексей Страхов и начальник областного УВД Владимир Воротников поздравили Игоря Мальчикова и вручили ему ключи от однокомнатной квартиры в новом доме на Тбилисском бульваре.
Олег Логинов
Статьи по теме: