Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ОСВОБОЖДЕНИЕ В БЕЙРУТЕ (THE RELEASE IN BEIRUT)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ОСВОБОЖДЕНИЕ В БЕЙРУТЕ

(THE RELEASE IN BEIRUT)

После нескольких взрывов и захватов американских диппредставительств в странах третьего мира в последние десятилетия освобождение сотрудниками КГБ СССР советских дипломатов в Бейруте выглядит особо эффектно.

ПЛОХОЙ ДРУГ

При том, что операция по освобождению советских дипломатов была проведена просто блестяще, не покидает ощущение, что Советский Союза выбирал себе плохих друзей. Больше трех десятилетий другом СССР считался Ясир Арафат, руководитель Организации освобождения Палестины, которая по некоторым источникам была создана с подачи СССР.

Страны соцлагеря снабжали ООП оружием, формой и даже канцтоварами. Свыше трех тысяч палестинскитх боевиков прошли обучение диверсионной деятельности в Симферопольском военном объединенном училище, в учебных центрах в Баку, Ташкенте и Одессе. Советский Союз не жалел денег для Арафата. По информации в СМИ «Ясир Арафат с середины 1950-х годов, когда он возглавил движение ФАТХ, и до начала 1990-х получил от Советского Союза, по данным разных источников, от 400 до 700 миллионов долларов». И возможно, что именно на эти деньги боевики ООП захватывали и взрывали самолеты, устраивали теракты по всему миру. Своими кровавыми акциями Арафат не раз «подставлял» своих благодетелей из СССР. Из-за него у Советского Союза создавалась репутация государства, поддерживающего террористов, что особенно наглядно проявилось на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Восемь палестинских боевиков из организации «Черный сентябрь» проникли в олимпийскую деревню и захватили в заложники 11 членов израильской спортивной делегации, которые были убиты. На центральном стадионе Мюнхена состоялся траурный митинг, на котором присутствовали все команды. Не было только представителей 10 арабских стран и делегации СССР.

Спустя 13 лет моральная и материальная поддержка террористов вышла Советскому Союзу боком.

ДЕРЗКИЙ ЗАХВАТ

30 сентября 1985 года в Бейруте были захвачены четверо сотрудников посольства СССР. Кадровых сотрудников КГБ Олега Спирина и Валерия Мырикова вооруженные люди в масках захватили прямо у здания посольства. Они, стреляя в воздух, разбили стекла у их автомобиля и выволокли из него Олега и Валерия. У госпиталя «Трад» по аналогичному сценарию пленили консульского сотрудника Аркадия Каткова и посольского врача Николая Свирского. Попытавшего оказать сопротивление Аркадия, ранили в голень выстрелом из автомата. Всех четверых увезли в неизвестном направлении.

Похитители заявили о себе довольно быстро. Представители ливанской группировки «Силы Халеда Бин аль-Уалида» передали журналистам фотографии советских дипломатов, на которых к их головам были приставлены пистолеты, а на словах заявили: «Неверные русские, эти злобные враги ислама, несут ответственность за злодеяния своего союзника Сирии, развязавшей братоубийственную войну с истинными мусульманами в Северном Ливане в районе города Триполи. Посему Москва должна оказать давление на Дамаск и остановить сирийскую военную операцию. А советское посольство — рассадник антимусульманской заразы — должно быть эвакуировано в течение нескольких дней или будет подвергнуто штурму в ближайшую пятницу после утренней молитвы».

И еще пообещали убить заложников, если их требования СССР не выполнит.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев направил личное послание президенту Сирии Хафезу Асаду, попросив его воздержаться от боевых действий в районе Триполи. Говорят, что Асад был крайне недоволен, но согласился выполнить его просьбу, памятуя об оружии и, вероятно, о денежных средствах регулярно прибывающих из СССР. МИД СССР обратился за помощью к Ирану, Иордании и Ливии. Лидеры этих государств обещали помочь, но никто ничего не сделал.

Тем временем советские спецслужбы начали усиленно искать «выходы» на террористов и собирать о них информацию.

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ

Одним из первых, к кому советское руководство обратилось за помощью в освобождении заложников стал давний и «большой» друг СССР Ясир Арафат. Он с готовностью вызвался помочь и пообещал приложить к этому все силы. А спустя некоторое время сообщил, что договорился об освобождении заложников и заплатил за их свободу 15 млн. долларов.

Но дальнейшие события показали, что Арафат ведет какую-то свою мутную игру. Ливанская контрразведка перехватила его телефонный разговор, в котором Ясир распорядился не отпускать русских заложников, пока лично он не скажет. Полученной информацией ливанцы поделились с русскими коллегами. Дальше больше. КГБ получило сведения, что операцией захвата дипломатов руководил глава Оперативного отдела «Хезболлы Имад Муания по кличке «Гиена», который некогда был охранником Арафата, а теперь возглавляет охрану духовного лидера «Хезболлы», шейха.Фадлаллы. К тому времени на пустыре возле разбомбленного бейрутского стадиона было найдено тело Аркадия Каткова. В плену у него после ранения началась гангрена, и боевики ликвидировали его. Причем, говорят, что расстрелял его лично «Гиена».

Стало очевидным, что вести нормальные переговоры с террористами нельзя.

УСПЕШНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Бейрут, октябрь 1985. Крайний слева Николай Свирский, 3-й слева Валерий Мыриков, крайний справа Юрий Перфильев.

У советской разведки появилась информация, что заложников держат в старинном храме в Баальбеке, который «Хезболла» превратила в свою базу. Туда для рекогносцировки приехала съемочная группа советского телевидения под предлогом съемки сюжета для «Клуба кинопутешествий». Правда, боевики ее не только не пустили, но еще и поставили к стенке и начали стрелять из автоматов поверх голов журналистов. Однако после сложных тайных переговоров, со второго раза телевизионщикам все же дали возможность поснимать внутри храмового комплекса. И это дало позволило получить сведения, на случай если будет принято решение о штурме базы «Хезболлы» с участием специально присланной председателем КГБ СССР Юрием Андроповым из Москвы в Ливан группа «Вымпел». Однако силового решения вопроса удалось избежать.

Представители СССР резко сменили тон переговоров. Ясеру в жесткой форме дали понять, что знают об участии в похищении дипломатов его бывших охранников.

Резидент КГБ в Ливане Юрий Перфильев встретился с лидером «Хезболлы» шейхом Фадлаллой и объяснил ему, что «шутки закончились». Если заложников не отпустят, то советская ракета может совершенно случайно попасть в мечеть иранского города Кум во время полуденной молитвы или куда-то еще. Было заметно, что слова Перфильева Фадлалле не показались пустой угрозой. Он основательно призадумался, а на прощание сказал, что надеется с помощью Аллаха освободить заложников.

С Гиеной разговоров не вели. Но при помощи Службы безопасности друзской Прогрессивно-социалистической партии объяснили ему ситуацию очень доходчиво. Члены ПСП захватили двух родственников Муании. Говорят, что в отместку за Каткова одного из них казнили. А тело с перерезанным горлом и собственным половым органом во рту подбросили к его дому. В его кармане убитого лежала записка, что если советских заложников не освободят, то такая же участь ждет других родственников Муании. А чтобы Гиене было легче принять решение, боевики ПСП ликвидировали брата его заместителя Саламэ.

Известно, что Восток – дело тонкое, но, может быть, там только так и понимают. Нужно учитывать, что сломать такого отморозка как Имад Муания, считавшего террористом № 2 после Бен Ладена, дорогого стоило. Именно Муания был одним из организаторов взрыва американского посольства в Бейруте в 1983 году. Именно он захватил резидента ЦРУ в Ливане, Уильяма Бакли, подверг его пыткам, а потом убил.

Но все хорошо, что хорошо кончается. Вскоре к советскому посольству в Бейруте подъехала машина, из которой вытолкнули трех бородатых и потрепанных мужчин с завязанными глазами. А когда, они сняли повязки, охранник посольства увидел, что перед ним Валерий Мыриков, Николай Свирский и Олег Спирин, проведшие в плену около месяца.

Вскоре новость об освобождении советских дипломатов облетела весь Бейрут. Оказалось, что в массе своей ливанцы сочувствовали СССР. Неожиданно в городе вспыхнула ожесточенная пальба. Местному телевидению даже пришлось прервать передачи и успокоить жителей, что никаких боевых действий в Беруте не ведется, это люди стреляют в воздух, тем самым выражая радость от освобождения советских дипломатов.

ЭПИЛОГ

Чтобы история получилась совсем красивой, как в кино, было бы неплохо, чтобы похитителей настигло возмездие, а освобожденные заложники потом жили долго и счастливо. Увы, жизнь – не кино.

Блестящая операция МИД и КГБ СССР была отчасти смазана некими политическими играми. Во-первых, в СССР не только нигде не упоминали о негативной роли Ясира Арафата в этой истории, а напротив выставляли его героем, благодаря которому советские дипломаты были освобождены. Имада Муанию возмездие настигло. Но ликвидировали его не советские спецслужбы, а израильский Моссад 12 февраля 2008 года в Дамаске. Причем вышел на него Моссад после того как купил у бывшего сотрудника гэдээровской «Штази» фото с измененным лицом террориста в результате пластической операции в Берлине. На компьютере спроектировали как выглядит Муания через 20 лет после операции, разыскали его в сирийской столице, выследили его, когда он направлялся в иранское посольство на торжества по случаю годовщины исламской революции, и взорвали начиненный взрывчаткой автомобиль, когда Имад проходил мимо него.

Судьба бывших заложников сложилась по-разному. Валерий Мыриков и Николай Свирский продолжали достойно трудиться, как на родине, так и за рубежом. А Олег Спирин, говорят, в 1990 году, находясь в Кувейте, убежал к англичанам вместе с консульской кассой.

Олег Логинов

Оставьте отзыв