МОМЕНТ СПУТНИКА
(THE TIME OF THE SPUTNIK)
4 октября 1957 года стал днем открытия космической эры, В этот день в космос вышел первый искусственный спутник Земли. Весь мир ликовал. Но в США это событие явно повергло многих людей в шок.
РАЗГАР ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
1950-е годы, пожалуй, можно назвать самой жаркой порой в Холодной войне между Западом и Востоком. В США нагнеталась истерия по поводу коммунистической угрозы, в СССР вся официальная пропаганда была направлена на угрозу империализма. Американцы даже выбрали президентом генерала Дуайта Эйзенхауэра, который был Верховным главнокомандующим армии союзников во Второй мировой войне, видя в нем залог своей безопасности. Придя к власти, Эйзенхауэр успокоил сограждан, озвучив некоторые принципы военной доктрины США. Они заключались в том, что Америка имеет полное военное превосходство над СССР за счет превосходства в стратегической авиации, способной ядерный удар по советской территории, в то время, как у «коммунистов» такой возможности нет. А также в огромном превосходстве – в 20 раз ядерного арсенала.
В СССР понимали, что нивелировать американское превосходство можно путем создания межконтинентальной баллистической ракеты, способной доставлять водородную боеголовку. А потому команда ученых под руководством Сергея Королева усиленно работала над ее созданием. Для испытаний образцов новой техники в казахстанской степи в 1955 году был создан полигон близ посёлка Тюра-Там, который позже обрел известность как космодром Байконур.
Разработкой аналогичных ракет в США занимался вывезенный из Германии ученый Вернер фон Браун, который был одним из создателей немецкой ракеты «Фау-2». Именно она лежала в основе разработок русских и американцев. Правда, особого доверия бывший нацист у американцев не вызывал, а потому разработку в США первого космического спутника, поручили не ему, а лаборатории ВМФ США.
ОБСКАКАЛИ НА ХРОМОЙ КОБЫЛЕ
Надо отдать должное аналитикам и разведчикам СССР и США. В этих странах неплохо знали о военных и космических разработках друг друга. В 1956 году в СССР Академия наук усиленно работала над созданием космического спутника под наименование «Объект «Д», массой 1000-1400 кг., способного нести 200-300 кг. научной аппаратуры.
Американцы знали об этом. Согласно недавно рассекреченным документам ЦРУ следует, что 8 февраля 1956 года их аналитики доложили, что СССР ведет работу над разработкой спутника, первый запуск которого может состояться в 1958 году, а наблюдать за атмосферными явлениями с помощью своих аппаратов Советский Союз сможет к 1963 году.
В феврале 1957 года Королёв сделал руководству СССР неожиданное предложение: «Имеются сообщения о том, что в связи с Международным геофизическим годом США намерены в 1958 году запустить ИСЗ. Мы рискуем потерять приоритет. Предлагаю вместо сложной лаборатории — объекта «Д» вывести в космос простейший спутник».
Идея утереть нос янки советским руководителям понравилась, и они дали Королеву «добро».
Королев поручил своей команде инженеров разработать примитивный орбитальный аппарат, чтобы сэкономить время и опередить США. За несколько месяцев они сконструировали его и назвали «Простейшим спутником» («ПС-1»). Он весил 83,6 кг. и представлял собой сферу из полированного алюминиевого сплава с двумя радиопередатчиками и четырьмя антеннами.
В пятницу, 4 октября 1957 года в 22:28:34 по московскому времени его отправили в космос с полигона «Тюра-Там» на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». Запуск не обошелся без проблем.
Запоздал с выходом на режим двигатель в блоке Г. На 16-й секунде полета отказала система опорожнения баков (СОБ), и из-за повышенного расхода керосина центральный двигатель отключился на 1 секунду раньше расчётного времени. Но, несмотря на неполадки, ракета-носитель вывела «ПС-1» на орбиту, где он отделился от нее и зажил своей жизнью.
Спутник летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, и при этом три недели посылая радиосигналы: «Бип! Бип!».
РЕАКЦИЯ НА ПРОРЫВ В КОСМОС
В СССР не оценили этого свершения. Главным там считали разработку ракеты, способной донести до США ядерный заряд, а спутник – так, милой игрушкой. Поэтому даже в СССР мало знали о запуске первого спутника. Во-первых, его запуск держался в строжайшем секрете. А когда он благополучно вышел в космос, появилось короткое сообщение в ТАСС без всякого пафоса и заметка в газете «Правда», да и то не на первой полосе, где ее не каждый нашел. Инструкцию, как ловить сигналы со спутника, напечатали в журнале «Радио», который выписывали и читали только радиолюбители, да то далеко не все.
Зато в США запуск советского спутника произвел фурор. Писатели восторженно приветствовали прорыв человечества в космос. Правительство и военные пребывали в шоке. Тогда еще никто не знал, что советская межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7», которая вывела спутник на орбиту, не способна нести ядерный заряд. И казалось, что вся хваленая американская военная доктрина «накрылась медным тазом», или точнее алюминиевой сферой под странным названием «sputnik».
А большинство американцев просто пребывало в растерянности. Их так долго пугали коммунистической угрозой, но при этом успокаивали, что им ничего не грозит, поскольку СССР – бедная и примитивная страна, а тут над их головами и вообще над всей планетой летает какая-то непонятная советская штуковина и шлет какие-то странные сигналы. Это породило у американцев комплекс, который потом называли «моментом спутника», или «спутниковым кризисом». Он вмешал в себя страх неведомого, ощущение беззащитности и разочарование в собственном правительстве, которое говорило ему одно, а на деле получилось другое.
В отличие от «Правды» американские газеты не стали «скромничать» и уже 5 октября 1957 года вышли с кричащими заголовками: «Триумф коммунизма», «Самая большая победа Советов», «Эре нашей самоуверенности пришёл конец» и другими в том же духе. Президент Эйзенхауэр пытался успокоить свой народ, сказав, что русские всего-навсего запустили в космос маленький шарик, но у него ничего не получилось. Этот «маленький шарик» продемонстрировал американцам, что отныне они уже никогда не будут чувствовать себя спокойно из-за своей географической удаленности.
То, что происходило в умах простых американцев, блестяще проиллюстрировал писатель Стивен Кинг. Он рассказывал, что, будучи 10-летним мальчиком, сидел в кинотеатре. Вдруг показ фильма прервали, на сцену вышел управляющий и взволнованно сообщил, что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит под названием «спутник». «Помню очень отчётливо: страшное мёртвое молчание кинозала вдруг было нарушено одиноким выкриком…:
— Давай показывай кино, врун!».
АМЕРИКАНСКИЙ ОТВЕТ
Американцы планировали запустить свой спутник в феврале 1958 года, но реакция в стране выход в космос советского вынудила их форсировать программу и перенести запуск на декабрь 1957 года. Аврал до добра не довел. Вся страна в прямом эфире наблюдала, как их спутник Vanguard TV 3 взорвался вместе с ракетой-носителем через две секунды после старта.
На следующий день безжалостные американские «акулы пера» назвали этот спутник «Капутником» от немецкого слова «kaput». А первый удачный запуск США осуществили только в феврале 1958 года.
И все же прорыв в космос в 1957 году почти ничего не дал СССР, зато вынудил США осуществить грандиозный прорыв в науке и технике. Летом 1958 года было образовано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), на нужды которого выделено 134 миллиона долларов. Осуществлена реформа образования в США, на которую выделили миллиард долларов.
Олег Логинов
Статьи по теме: