КАПИТАН ФОЙГТ
(CAPTAIN VOIGT)
Ознакомившись с полицейским отчетом об афере Фридриха Фойгта (Friedrich Voigt), кайзер германии Вильгельм II, начертал на нем «гениальный малый». И со смехом произнес: «Вот что значит дисциплина. Ни один народ мира не сможет за нами угнаться!».
Действительно хваленая германская дисциплина обеспечила успех авантюре Фойгта и судя по всему именно на нее он делал основной расчет при подготовке своей аферы.
СЫН САПОЖНИКА
Фридрих Вильгельм Фойгт родился в 1849 году в семье тильзитского сапожника. Но идти по стопам папаши и точать сапоги для бюргеров Фридрих не желал. Ему хотелось быстрого, пусть и рискованного обогащения. Свои криминальные наклонности Фойгт продемонстрировал окружающим уже в четырнадцатилетнем возрасте, когда схлопотал свой первый срок за кражу – 14 дней тюремного заключения. Знакомство с бытом и нравами тюремного заключения не отвратили юнца от воровства. К своему 30-летию он уже имел в своем послужном списке четыре судебные приговора за кражи и два за подделку документов. Но при этом Фридих никак не унимался. И в 1890 году он попался уже на ограблении, когда при помощи фомки попытался вскрыть судебную кассу в прусском городе Вонгровеце. За судебную кассу суд покарал его весьма сурово, впаяв 15 лет неволи.
Казалось, что за эти 15 лет в тюрьме Фойгт наконец одумался. После освобождения в 1906 году он, казалось, завязал с криминальным ремеслом и нанялся подмастерьем к придворному сапожнику.
ФОРМА ПРЕОБРАЖАЕТ ЧЕЛОВЕКА
Однако зарабатывать на хлеб насущный сапожным делом все претило деятельной натуре Фридриха. Еще находясь в заключении он прослышал, что в бронированном сейфе ратуши Кёпеника находятся аж два миллиона марок. С тех пор навязчивой идеей для Фойгта стал поиск плана, который бы позволил ему добраться до содержимого этого сейфа. И наконец, такой план созрел в его голове.
Фридрих начал с того, что по частям приобрел у старьевщиков полный комплект формы капитана германской армии. А к реализации плана приступил 16 октября 1906 года. В этот день Фойгт, обрядившись в офицерскую форму, средь бела дня остановил в Риксдорфе под Берлином два отделения солдат-гвардейцев и, потрясая поддельным приказом, объявил, что они приданы ему в распоряжение.
Сцена из фильма.
Гвардейцы дисциплинированно подчинились приказу и отправились с капитаном в Кёпеник.
Конечно, вызывает удивление как сапожник, не вылезавший большую часть своей сознательной жизни из тюрем, смог убедительно сыграть роль строевого офицера. Но если вспомнить какими рисует офицеров Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка», то думается Фойгту хватило способностей изобразить из себя служаку. А чтобы, наладить контакт с солдатами он угощал их в поезде пивом, а по прибытию на вокзал Кёпеника, выдал каждому по марке на расходы.
Вскоре оказалось, что таланты Фойгта простирались не только до соответствия роли армейского капитана. Он захватил Кёпеник по всем правилам военного искусства, в первую очередь блокировав почту, телеграф и ратушу. Фридрих даже взял под свое подчинение местных жандармов, приказав им заблокировать прилегающую к ратуше территорию и обеспечить тишину и порядок в городе.
На штыках гвардейцев Фойгт без особых проблем занял ратушу и арестовал бургомистра города Георга Лангерханса, а также главного кассира фон Вильтберга за «нерегулярные расчеты за подземные работы».
Сцена из фильма: капитан из Кёпеника арестовывает кассира.
Напуганный кассир добровольно выдал ему ключи от городской кассы. Правда слухи о миллионах в сейфе ратуши оказались сильно преувеличенными. В нем оказалось только четыре тысячи марок и семьдесят пфеннигов. Фойгт тут же реквизировал их в пользу государства, но для порядка написал соответствующую расписку, которую, правда, подписал не своим именем, а фамилией директора тюрьмы, где он последний раз отбывал наказание — фон Мальцан.
Пока Фойгт хозяйничал в Кёпенике власти Германии даже не подозревали, что жулик захватил целый город. Гвардейцы Фридриха надежно несли караул на захваченной ими почте, и при всем желании никто не мог отбить телеграмму в Берлин о происходящем. Военная поддержка – великая вещь. Благодаря ей Фойгт спокойно завершил все свои дела в Кёпенике. Потом приказал солдатам удерживать ратушу еще полчаса, а сам отправился на железнодорожный вокзал. Там он сначала зашел в ресторан, где залпом осушил бокал пива за успех операции, а потом сел на берлинский поезд и спокойно укатил.
ИЗ ТЮРЬМЫ НА ГАСТРОЛИ
Когда выяснилось, что казна Кёпеника досталась проходимцу, на ноги была поднята вся германская полиция, а за поимку неизвестного мошенника объявили крупную награду. На нее позарился бывший сокамерник Фойгта, бывший в курсе его плана. Он и сдал Фридриха полиции, которая арестовала Фойгта за завтраком в кафе.
Суд приговорил «капитана» Фойгта к четырем годам тюрьмы за незаконное ношение военной формы, лишение свободы городских чиновников, мошенничество и подделку документов.
Однако кайзер Вильгельм II к его афере отнесся с юмором и в 1908 году помиловал мошенника, который к тому времени благодаря газетчикам уже стал знаменит на весь мир под прозвищем «капитана из Кёпеника». Пока он сидел в тюрьме, немецким властям приходилось ежедневно получать письма со всех концов света, в которых их просили о помиловании Фойгта, а также выражали просьбы выслать его автограф и фото. Самому Фридриху поступило несколько предложений продать за хорошие деньги эсклюзивные права на публикацию его биографии.
17 августа 1908 года, Фойгт выходит из тюрьмы.
А после освобождения мошенник вообще просто купался в лучах славы. В день освобождения его рассказ записали на грамофонную пластинку, за что Фойгту выплатили 200 марок. Спустя четыре дня его восковую фигуру выставили в берлинском музее «Castans Panoptikum». Фридриху устроили гастроли сначала в Германии, а потом и в США, где он в военной форме изображал, как брал Кёпеник, раздавал свои фото и автографы. В 1909 году была напечатана большим тиражом книга о нем под названием «Как я стал капитаном из Кёпеника».
Популярность персоны Фридриха Фойгта крылась не столько в нем самом, сколько в том, что своей аферой он выставил в смешном свете кайзеровскую Германию, милитаризированность которой стала притчей во языцах. Конечно, германским властям не очень то нравилось, как над ними смеются, поэтому Фойгта частенько арестовывали за любую провинность. Вскоре ему эти придирки надоели, и он эмигрировал в Люксембург, где прожил остаток жизни, работая сапожником.
ЖУЛИК, ПОТРЯСШИЙ ПРУССИЮ
Последний раз Фридриха арестовывали в 1914 году, когда в ходе Первой мировой войны германские войска оккупировали Люксембург. Его допрашивал молодой лейтенант прусской армии, который ничего опасного в Фойгте для германских вооруженных сил не усмотрел и распорядился отпустить его на все четыре стороны. В своем дневнике лейтенант написал: «Для меня остается загадкой, как такой жалкий человек мог когда-то потрясти всю Пруссию».
Фридрих Фойгт скончался в возрасте 72 лет в Люксембурге. И так получилось, что уже будучи в гробу, он еще раз выступил в роли самозванца-военного. Когда скорбная процессия с усопшим Фойгтом двигалась по улицам, ей встретился отряд французских солдат, которые в то время стояли в Люксембурге.
— Кого хоронят? – спросил командир отряда.
— Капитана из Кёпеника, — ответили ему.
Услышав это, французский офицер приказал своим солдатам отдать покойному воинские почести, полагая, что тот действительно был капитаном.
После смерти Фридриха Фойгта не забыли. О нем снимали фильмы и ставили пьесы. Его изображение даже удостоилось чести попасть в музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. А благодаря ему прославился и город Кёпеник. Не случайно власти города установили жулику Фойгту бронзовую статую, работы армянского скульптора Спартака Бабаяна, на ступенях городской ратуши.
Олег Логинов
Статьи по теме: