ФАЛЬСИФИКАТОР ХАН ВАН МЕЕГЕРЕН
(HAN VAN MEEGEREN)
История жизни нидерландского художника напоминает лихо закрученный детективный сюжет, когда мошенник достигает больших успехов на своем поприще, но при этом загоняет себя в угол и в результате его спасает только чистосердечное признание своей вины.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ХУДОЖНИК
Неудача в реставрационной деятельности натолкнула Ван Меегерена на мысль, что гораздо выгоднее, нежели рисовать собственные картины или реставрировать полотна старых мастеров, это рисовать картины под именем старым мастеров. И он начал изготовлять подделки.
ПРОБЛЕМА КРАКЕЛЮРА
Особенно привлекло Хана творчество Вермеера Дельтфского, которое во многом оставалось неизвестным для искусствоведов. Ван Меегерен задумал рисовать под именем давно умершего художника картины на религиозные сюжеты. Однако написать полотно в чужой манере – только половина задачи. Не менее трудно сделать так, чтобы оно выглядело старинным. Одной из главных проблем всех фальсификаторов был кракелюр – сеть мелких трещин на краске картин от времени. Именно он становился зачастую главной уликой, позволявших выводить на чистую воду изготовителей фальшивок. Дело в том, что масляная живопись сохнет очень медленно, до полного ее высыхания нужно полвека, а после высыхания на полотне появляются кракелюры. Причем, в трещинки на живописи забивается пыль и по ней тоже определяют подлинность картины.
Ван Меегерен долго бился над разрешением проблемы как придать своим произведениям вид старинных. Но ему удалось добиться решения задачи. Он изобрел специальную масляную краску, которая затвердевала за два часа в печи так словно сушилась 50 лет, а еще он придумал как вместо вековой пыли заполнять трещинки китайской тушью.
Проданная ван Мегереном музею Бойманса — ван Бёнингена подделка под де Хоха.
Через семь месяцев напряженной работы Хан Антониус создал свою первую подделку под Вермеера – «Христа в Эммаусе». Теперь следовало еще придумать легенду, каким образом столь ценная картина попала к нему. Он рассказал нужным людям сказочку о том, как нашел это произведение в Италии, как тайком с риском для жизни вывез его в обход пограничников и таможенников. Дальше сказка пошла гулять сама по себе и вскорости привела к нему покупателя. «Христос в Эммаусе» принес посреднику 210 тысяч гульденов, а самому Ван Меегерену – 340. А подделка обрела свое место в музее среди 450 шедевров голландской живописи.
Герман Геринг и Гитлер были ценителями живописи.
Фальсификация оказалась выгодным занятием. Вскоре Хан поселился с супругой в Нице на вилле, в которой было аж 12 спален. В период с 1939 по 1943 год Ван Меегерен написал 13 подделок, продажа только 8 из них принесла ему более 7 миллионов гульденов, что по нынешнему курсу составляло бы порядка 25 миллионов американских долларов. Некоторые из этих картин были приобретены нацистами. Так, полотно «Христос и грешница» попало в коллекцию самого Геринга. Сделка с данной картиной проводилась тайно между голландским правительством и руководством третьего рейха. В обмен на нее Голландия получила 200 подлинных полотен, которые были вывезены нацистами во время вторжения, а Меегерен — 4 миллиона франков от своего правительства.
ВЕЗДЕ КЛИН
После победы над фашистской Германией вся Голландия ликовала, а вот Хан Антониус оказался в отчаянном положении. 29 мая 1945 года его арестовали по обвинению в сотрудничестве с нацистами и разграблении национального достояния. Меегерен в растерянности, он оказался в ситуации, когда куда ни кинь, всюду клин. Если признаться – светит статья за мошенничество, не признаваться – значит получить срок за пособничество врагу. Наконец, он решается. И 12 июля делает сенсационное признание о том, что вовсе не продавал национальное достояние нацистам, а, напротив, обманом вынудил их вернуть Голландии 200 подлинных картин. Такое заявление требует тщательной проверки. Полицейские устраивают следственный эксперимент, предлагая Меегерену в их присутствии нарисовать подделку. Хан принимается писать своего последнего Вермеера «Христос среди учителей». Дело принимает необычный оборот, и по приказу министерства юстиции для его расследования создается специальная комиссия, которую вошли эксперты, искусствоведы и химики. Между тем, весть о гениальном фальсификаторе уже облетела весь мир. Ван Меегерен стал знаменит почти как Рембрант. Со всех концов света на судебный процесс съезжались журналисты, чтобы узнать, чем закончится история мошенника Хана.
12 ноября 1947 года этот процесс закончился вынесением минимального наказания для Ван Меегерена – одного года лишения свободы. Однако жить художнику осталось значительно меньше. Алкоголь, наркотики, нервный стресс от ареста и суда сделали свое дело. 30 декабря этого же года художник скончался от сердечного приступа. После смерти он не обрел славы великого художника, но зато вошел в историю как великий фальсификатор.
Олег Логинов
Статьи по теме: