МУРАВЬИННЫЙ АФЕРИСТ
(ANT SCAMMER)
Китайцы нередко кажутся нам чудаковатыми. То, чем они питаются и чем лечатся – это сплошная экзотика, непонятная и чуждая нам. Но у самих китайцев иной, отличный от нас, взгляд на мир, который во многом зиждется на их истории и традициях, о которых мы или не знаем совсем или знаем очень мало.
От того и некоторые преступления в Поднебесной стране кажутся нам непонятной экзотикой, люди, совершившие их, — чудаками, а наказание, постигшее их, — дикостью. В полной мере все эти непонятные аспекты сошлись в истории аферы бывшего председателя правления компании Yingkou Donghua Trading Ван Чжэндуна.
Сам принцип, на котором была основана его афера, отнюдь не нов. В 90-е годы ХХ века он широко использовался в России мошенниками. Они успешно играли на струнах души домоседов, предлагая им разнообразные виды надомного труда за высокую зарплату. Например, раскрашивать в ручную керамическую плитку. Собирали денежный залог за плитку, а потом ее, уже раскрашенную, отказывались обратно выкупать по более высокой цене. Особой изобретательностью на ниве обмана на надомном труде отличилась питерская фирма «Константа», которая предлагала желающим производить на дому минеральное сырье СМ-3 на основе урины. Технология производства была такова: в собранную за день мочу всей семьи нужно было добавить пакетик адсорбирующего порошка, полученную смесь перемешать и дать ей отстояться в течение 24 часов. В общем, всей работы на пять минут в день. Конечно, денег много не обещали – всего 170 рублей в неделю. Но для ленивых и небрезгливых людей такая работа – настоящая находка. Естественно, отстоявшаяся моча руководителям «Константы» была не нужна. Им были нужны 200 рублей с каждого работника в качестве оплаты за адсорбирующий порошок, оказавшийся впоследствии мелом.
Но китаец Ван Чжэндун совсем не собирался издеваться над согражданами. В 2002 году этот уроженец северо-восточной провинции Ляонин развернул широкую рекламную кампанию, предлагая желающим заняться разведением муравьев. В рекламных проспектах фирмы говорилось, что это надежный и прибыльный бизнес, в котором каждый может изрядно разбогатеть. Причем для работы не требовалось ни образование, ни хорошее здоровье. От человека всего-навсего нужно было, чтобы он за 10 тыс. юаней (1,2 тыс. долларов) выкупил первую партию муравьев для разведения. При этом гарантировалось, что обратно у него насекомых в фирме господина Чжэндуна примут уже значительно дороже. Прибыль на вложенный капитал обещалась в размере от 35 до 80 процентов. В частности назывались такие цифры: за инвестиции в муравьиный бизнес в сумме эквивалентной 1350 долларам США вкладчик потом получит эту сумму и 438 долларов сверху.
Предложи кто-нибудь любому россиянину такой способ обогащения, однозначно нарвется на грубость. Разводить муравьев у нас может только какой-нибудь большой чудак. Но Россия – не Китай. А там муравьи – не просто трудолюбивые и кусачие насекомые, а еще и питательный продукт, и ценнейшее лечебное сырье.
Например, в Поднебесной широко известна такая легенда:
«Один дровосек случайно упал с обрыва, он был голодный и замерзший. Вдруг он увидел муравьев, которые лежали на камне, сожженные солнцем. Он съел их, чтобы утолить голод, но он даже не догадывался, что они имеют такой хороший вкус. Постепенно его тело согрелось и набралось силы, он выкарабкался из обрыва и пошел домой».
«Мораль сей басни такова»: в муравьях содержится много различных питательных веществ. И китайцы еще в стародавние времена отметили, что панголин, рацион которого на 95% состоит из муравьев, живет значительно дольше других животных. Но все же в Китае муравьи используются не столько в питательных целях, сколько в медицинских. Во времена династии Хань из муравьев делали пилюли, которые назывались «Пилюли Цзинган» и использовались для лечения хрупких костей и мышц. А вообще, согласно китайской медицины, считается, что муравьи являются прекрасным укрепляющим средством и имеют четыре основных функции: питают ци, стимулируют лактацию, питают лицо и стимулируют тело. Изготовлениями лекарств из этих насекомых занимаются самым серьезным образом. Например, один солидный лечебно-исследовательский центр на основе древних рецептов и современных открытий разработал состав «китайского королевского муравьиного вина», использующегося для лечения ревматизма, иммунной системы и замедляющего процессы старения. Так что в Китае к муравьям относятся очень серьезно. Министерство здравоохранения КНР даже оформило сертификат, что из двух тысяч видов муравьев, обитающих в этой стране самые целебные — Горные муравьи PolyrhachisvicinaRoger, обитающие в горах Чанбай Шань.
Так что зерна рекламы Ван Чжэндун упали на благодатную почву. Тем более, он обещал, что выращенные гражданами муравьи будут использоваться в производстве ликеров, гомеопатических средств и афродизиаков.
Раздача муравьев Чжэндун народу пошла бурными темпами, едва успевали их отлавливать. За три года — с 2002 по 2005–й «подписались» участвовать в его муравьином бизнесе порядка 10 тысяч человек. Причем господин Ван не делал каких-то строгих условий для сотрудничества. Те, кто не хотел возиться с насекомыми, могли просто внести некоторую сумму в качестве инвестиций в его бизнес под обещание высоких дивидендов.
В результате Ван Чжэндун собрал с желающих обогатиться на муравьях около 3 миллиардов юаней (439 миллионов долларов). Но никто из них так и не разбогател. Затея с муравьиным бизнесом оказалась банальной финансовой пирамидой. И в октябре 2004 году выплаты процентов для людей, вложивших в нее деньги, прекратились. Вкладчики немного потерпели, а потом вышли на улицы.
Отсутствие дивидендов за насекомых вызвало в Китае массовые волнения почище чем были в России, когда закрылись пункты «МММ». Люди устраивали демонстрации и митинги на улицах города Шэньян, расположенного на северо-востоке Китая, и окружили правительственные учреждения с требованиями получить свои деньги за выращенных муравьев. Кто-то пустил слух, что во всем виновато правительство, заморозившее счета муравьиной фирмы. Власти, чтобы развеять эти слухи, инициировали расследование деятельности Чжэндуна. Он был арестован в июне 2005 года. А когда выяснилось, что его бизнес – не что иное, как финансовая пирамида и теперь вкладчикам не видать своих денег как своих ушей, один из «прогоревших» инвесторов покончил жизнь самоубийством.
В 2008 году эта история получила свою развязку. Ван Чжэндун был приговорен за мошенничество к смертной казни, а 15 его помощников осуждены к тюремному заключению сроком от пяти до десяти лет и выплате крупных денежных штрафов в размере от 100 до 500 тыс юаней (от 13 тыс. до 65 тыс. долларов США). 27 ноября 2008 года агентство «Рейтер» со ссылкой на информацию от властей провинции Ляонин сообщило, что приговор муравьиному аферисту приведен в исполнение.
Плакат «Остерегайтесь муравьиных мошенников», вывешенный в Шанхае.
P.S. Любопытно, что Ван Чжэндун оказался не один такой умный в Китае. В июне 2008 года СМИ сообщалось, что в Поднебесной к смертной казни приговорен Сю Гуаньчен, который действовал точно по такой схеме и тоже предлагал желающим разводить муравьев. Правда, дивиденды он обещал более скромные. Сначала — 39 процентов годовых, а потом и вовсе снизил ставку до 17,3 процента. Наверное, поэтому обманул он значительно меньше людей – только 829 человек. Но, как видно, это не избавило его от точно такого же сурового приговора. А сообщник Сю Гуаньчэна был приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества.
Олег Логинов
Статьи по теме:
Монетный двор в тюремной камере