СМЕРТЬ И НАЛОГИ
(DEATH AND TAXES)
Американцы любят повторять известное изречение Бенджамина Франклина: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». И к налогам относятся с величайшим пиететом. Не случайно налоговое мошенничество в США является одним из самых тяжких преступлений. В этой связи уклонение от налогов, четы миллиардеров Гарри и Леоны Хелмсли вызвало в свое время огромный ажиотаж в Америке.
ОТЕЛЬЕРЫ-МИЛЛИАРДЕРЫ
Гарри и Леона были сказочно богаты. Они владели крупной сетью отелей. Но настоящей жемчужиной среди принадлежащих им объектов недвижимости должен был стать особняк Dunnellen, который они приобрели в 1983 году за 11 миллионов долларов. И еще 8 миллионов они вложили в его реконструкцию.
Потратив громадные деньги на покупку, Хемсли начали экономить на подрядчиках. Они банально кинули всех строителей, декораторов, садовников, художников и озеленителей, трудившихся над реконструкцией их дома. Разозленные подрядчики отнесли в газету «Нью-Йорк пост» стопку счетов, раскрывающих систему ухода четы миллиардеров от налогов. Статья об этом произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Но налоговым органам понадобилось три года, чтобы собрать доказательства вины Хемсли. Зато результатом их кропотливой работы стали обвинения в налоговом мошенничестве по 188 пунктам. Миллиардерам вменялась неуплата налогов при сделке с Dunnellen на сумму 4 млн. долларов, а также попытка утаить 1 млн. долларов налогов со своих личных доходов. Кроме того, они обвинялись в вымогательстве «откатов» с подрядчиков.
Башня отеля Хелмсли в Нью-Йорке.
Персонал 23 отелей Хемсли, разбросанных по территории США особенное моральное удовлетворение испытывал от неприятностей, выпавших на долю Леоны. Она была известна своим стервозным нравом и тем, что буквально третировала своих сотрудников. Зато себя Леона очень любила. А потому постоянно стремилась являть свой лик народу. Она с удовольствие снималась в рекламе апартаментов своего Хелмсли Палас Отеля. А потому ее изображения красовались на страницах многих глянцевых журналов, а баннеры с ее персоной были рекламным атрибутом большинства аэропортов США.
«ЗЛАЯ ВЕДЬМА ЗАПАДА»
Когда-то давно Леону звали Леной. Во всяком случае, так ее звали родители, супруги Розенталь, эмигранты из Польши.
В стране неограниченных возможностей им приходилось непросто. Они осели в Бруклине и жили очень скромно. В поисках лучшей доли Лена ушла из семьи, взяла себе имя Леона и попыталась преуспеть. Однако долгое время у нее это не очень-то получалось. Дважды побывав замужем Леона в 42 года оказалась без работы, без высшего образования, с взрослым сыном на иждивении. Но зато амбиций у нее было хоть отбавляй. И она начала воплощать их в жизнь, когда устроилась на скромную должность секретарши в риэлторскую контору. Вскоре ей там стали доверять заключать сделки. Шаг за шажком Леона начала продвижение наверх. Спустя некоторое время она уже из риэлтора превратилась в вице-президента компании по недвижимости и обзавелась роскошным домом в Манхэттене. В это же время она положила глаз на 59-летнего Гарри Хелмсли, имеющего репутацию «короля недвижимости». Одной из самых известных его сделок был лизинг знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг.
Леона сумела подобрать ключик к сердцу магната. Сначала он назначил ее вице-президентом своей компании. А потом сделал своей женой. Хотя для этого ему пришлось сначала развестись с прежней супругой. Гарри и Леона получили неофициальный статус короля и королевы недвижимости. Вот только вели они себя отнюдь не по-королевски. Леона на чем свет материала арендаторов квартир, заставляя их выкупать недвижимость. А Гарри стал участником громкого скандала, когда выкупил микрорайон «Тудор Сити» в Манхэттена. Люди с удовольствием покупали там квартиры, поскольку в этом микрорайоне располагались два красивых парка, в которых удобно было гулять. Однако распродав квартиры, Гарри неожиданно затеял строительство двух небоскребов на территории парков. Только массовые демонстрации жителей и вмешательство властей не позволили Хелмсли погубить эти зеленые уголки в центре мегаполиса.
В сентябре 1980 года супруги открыли сказочно богатый Хелмсли Палас Отель, украшенный лестницами с золотыми перилами, витражами и мозаиками. Цены на 1143 номера в этом дворце были самыми высокими в Нью-Йорке, однако они не пустовали. Руководителем этого супер-отеля Гарри назначил Леону. А она решила довести сервис в нем до совершенства. Однако добивалась этого своими привычными методами. Стоило какой-нибудь горничной неловко поскользнуться, как на нее немедленно обрушивались потоки брани. Грязь под ногтями у сотрудников вызывала у нее даже не злость, а ярость. Казалось, она готова была расстрелять на месте за такой проступок. Персонал начал за глаза награждать Леону различными прозвищами. Например, «Злая Ведьма Запада» и «Эльза Кох».
А рассказы уволенных сотрудников о пережитых ими унижениях с удовольствием печатали газетчики. Люди читали и возмущались «барскими» замашками миллиардерши. Например, когда Леона ежедневно купалась в бассейне, у бортика стоял слуга с блюдом креветок и соусником. В его обязанность входило, окунуть креветку в соус и положить в рот Леоне, когда она подплывала к нему.
СУДЕБНАЯ БАТАЛИЯ
Ничего удивительного, что в обществе ненавидели магнатов Хелмсли и не могли дождаться, когда их начнут судить. Но суд то и дело откладывали из-за того, что пять докторов тщательнейшим образом исследовали физическое и душевное здоровье Гарри. В конце концов они признали 79-летнего «короля недвижимости» недееспособным и отдуваться за налоговое мошенничество пришлось одной Леоне. 26 июня 1989 года она предстала перед судом в Нью-Йорке.
Стороны подготовились к процессу основательно. Леона привела с собой целую команду адвокатов. А обвинение в течение шести недель представляло в качестве доказательств налоговой аферы разнообразные документы и опрашивало сорок четыре свидетелей, подтверждающих махинации Хелмсли.
Окончательно склонило весы Фемиды в пользу обвинения выступление в суде бывшей экономки Хелмсли, Элизабет Баум, озвучившей фразу, которую как-то в разговоре с ней произнесла Леона:
— Мы не платим налогов. Только маленькие люди платят.
А основным способом ухода магнатов от налогов было завышение расходов путем фальсификации счетов-фактур, которые Хелмсли помогали фабриковать два их деловых партнера.
В конце концов, один из этих подельников был приговорен к 30 месяцам тюремного заключения и штрафу в размере 75 тысяч долларов. Другой подельник отделался 24 месяцами тюрьмы и штрафом в 50 тысяч долларов.
Леона Хелмсли сумела отбиться от большинства обвинений. Из 188 их в конечном итоге осталось только 33. Но и этого количества ей хватило «выше крыши». 12 декабря 1989 года она была приговорена к 16 годам тюремного заключении и 7 миллионам долларов штрафа в пользу федерального правительства.
Однако она не зря держала при себе кучу адвокатов. Тем удалось путем апелляции в Верховный суд добиться снижения срока с 16 лет до 18 месяцев.
Суд в значительной мере надломил супругов Хелмсли. Они утратили ореол всесильности и на них посыпались миллионные иски от их бывших партнеров и сотрудников. Дональд Трамп судился с ними из-за аренды помещений в Эмпайр Стейт Билдинг. Бывший управляющий отелем «Парк Лейн» Чарльз Белл попытался сорвать с Хелмсли 11 млн. долларов из-за того, что Леона уволила его не как нерадивого работника, а за то, что он – гомосексуалист. Потом горничная–румынка Замфира Сфара вчинила иск за то, что когда ей приходилось кормить болонку Леоны, та то и дело цапала ее зубами за руку.
САМАЯ БОГАТАЯ БОЛОНКА
Однако, кроме налогов неотвратима и смерть. В январе 1997 года в возрасте 87 лет скончался «король недвижимости» Гарри. Леона осталась богатой вдовой с состоянием около 8 млрд. долларов. А спустя 10 лет в таком же возрасте скончалась и Леона. Двум из четырех внуков она не оставила из своего миллиардного наследства ни цента, поскольку поругалась с ними. Зато 12 млн. баксов завещала своей мальтийской болонке Трабл. Леона Хелмсли была убеждена, что ее собачка наделена способностями медиума и в последние годы жизни через нее общалась с усопшими сыном и супругом.
Но как люди при жизни не любили богачку Леону, так после смерти они невзлюбили ее самую дорогую болонку в мире. Родственники Хелмсли первым дело постарались лишить Трабл наследства. Долго судились, но смогли только снизить причитающуюся ей сумму с 12 млн. долларов до двух. Собачку-миллионершу по-царски содержали в элитном питомнике и вывозили в город исключительно на лимузине.
Олег Логинов
Статьи по теме: