ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА «БРИГ»
(FINANCIAL PYRAMID «BRIG»)
— Как вы могли обманывать людей, которые вам верили?!
— Увы, господин судья, я не мог обманывать людей, которые мне не верили.
Люди стоят в очереди, чтобы вложить свои деньги в пирамиду «МММ» и навсегда проститься с ними.
Говоря о «Бриге», даже иронизировать не хочется. Единственное в этой истории яркое событие — поимка жулика, а все остальное — серая безрадостная жизнь России конца ХХ-го века, судьба целого народа, потерявшего ориентиры и брошенного властями на поживу жуликов.
Красивые лозунги: «Что не запрещено законом — разрешено!» и «Обогащайтесь!» наделе получились словно клич «Спасайся кто может», брошенный своей деморализованной после поражения армии главнокомандующим, удирающим в ставку.
А начиналось все в начале 1990-х, когда Екатеринбург осчастливил своим появлением некто Сергей Зуев, 35 лет отроду. Не был господин Зуев ни выдающимся экономистом, ни влиятельным преступным авторитетом, а был он начинающим жуликом, от того и приехал к нам в город по поддельному паспорту на имя Александра Краснова. Возможно, в глубине души Зуев-Краснов воображал себя современным Остапом Бендером, поэтому поспешил обзавестись госпожой Грицацуевой. И большого труда это ему не составило. По брачному объявлению он познакомился с екатеринбурженкой Людмилой Харахоновой и обосновался на ее жилплощади. А кроме хозяйки домашнего очага Сергей-Александр обрел в лице своей новой знакомой и инвестора для своих великих начинаний. Не знала Люда, что ее принц отягощен семейными узами и отцовскими обязанностями, а потому доверчиво вручила ему все свои сбережения, скопленные на ларечной работе.
Имея стартовый капитал, можно было и заняться делом. Эх, любил Зуев почитать газетки с рекламными объявлениями. Много полезного черпал он в них. Например, координаты экспертно-правового центра «Юстиниан», который по быстрому состряпал ему устав акционерного общества «Бриг». Хотя жил и работал Зуев, как Штирлиц, под чужой фамилией, но даже и как Краснов не хотел подставляться. А потому опять же по газетному объявление нашел «Бригу» зиц-председателя в лице Маргариты Ширко. Отныне она фигурировала в учредительных документах в качестве руководителя АО. Также по газетам довольно быстро набралась и рабсила на строительство пирамиды — технический персонал.
И работа закипела. После широкой рекламной кампании в местной прессе народ несмело направил свои стопы в филиалы «Брига», разбросанные по городу в разных закутках. Однако вскоре граждане убедились, что внешнее оформление помещений «Брига» не главное, зато там, как было обещано в рекламе, платили по 24% в месяц.
Это сладкое слово «халява» оказалось очень привлекательным для трудового народа. В довесок к газетной рекламе поползла народная молва о легких барышах в «Бриге». В 1994 году пирамида строилась ударными темпами. Граждане тащили свои кровные в «Бриг», а Зуев-Краснов каждый вечер уносил их домой к гражданке Харахоновой и складировал в диване. Боже мой, как все это было легко и просто. Зуев даже не пытался образцово-показательно вложить в какое-нибудь дело часть средств, чтобы продемонстрировать людям, что их деньги работают и приносят прибыль. Нет, он элементарно хапал, хапал и хапал. До тех пор, пока не решил, что пришла пора уносить ноги. Золотое правило мошенника «Главное вовремя смыться» Зуев усвоил, а потому в декабре 94г. отбыл из Екатеринбурга. Как полагал тогда, навсегда.
Оставшиеся с носом вкладчики устремились в милицию. Целые делегации тогда осаждали райотделы и УВД города в святой уверенности, что государство должно их защитить. Увы, власть совсем не стремилась помогать гражданам и милиции бороться с жуликами. Организация финансовых пирамид не признавалась ею уголовным преступлением, а милиция была доведена ею до постыдной бедности. У правоохранительных органов даже не было денег на командировку для поиска мошенников!
Но обманутые вкладчики «Брига» сумели организоваться. Они наняли для поиска Зуева-Краснова частного детектива Жуманова, который со своей задачей справился на отлично. Однако это уже другая история. (см. Детективы частные).
На скамье подсудимых Зуев оказался один. Остальные сотрудники «Брига» сидели на местах, отведенных для свидетелей. Как говорится, «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — он один». Нет, юридически все верно. Состав мошенничества действительно содержится только в действиях Зуева. Несмотря на то, что кое-кто из сотрудников «Брига» поправил материальное положение за счет его аферы – одна сотрудница приобрела квартиру, другая – автомобиль, Харахонова переехала из комнаты в трехкомнатное жилище, формально они были не виновны. Хотя и врали вкладчикам про сверхприбыли, заведомо зная, что никакой коммерческой деятельности «Бриг» не ведет. Но это из области морали, а не уголовного права.
Учитывая, что Зуев не вернул вкладчикам ни копейки из 3-х миллиардов неденоминированных рублей, позаимствованных у них с концами, государственный обвинитель просил дать ему 10 лет лишения свободы для размышления над своим поведением. Однако Октябрьский районный суд Екатеринбурга решил не свирепствовать. Организаторы всероссийских пирамид нахапали еще больше, но практически никому из них по десятке не давали. Поэтому суд отвесил обычный для таких случаях срок – 6 лет. Правда, учитывая, что Зуев с января 1996 года находился в СИЗО, то на размышления — чем заняться на воле — ему оставалось два года. Вряд ли за это время думал, как заняться возвратом денег вкладчикам.
ЭПИЛОГ
Зуев, вероятно, считал, что всех перехитрил, используя подложные документы. Но в результате сам вырыл себе яму. Это позволило применить к нему стать УК РСФСР о мошенничестве. Ныне это кажется курьезом, но до 1996 года милиция вынуждена была работать еще по советскому уголовному кодексу. В результате почти все пирамидостроители в Екатеринбурге, которые действовали под своими именами, избежали тюрьмы, а Зуев оказался в ней.
Олег Логинов
Статьи по теме: