НЕУГОМОННЫЙ БАРВЕНКО
(DMITRY BARVENKO)
Дмитрий Барвенко – аферист по призванию. Никакие препоны со стороны государства и Закона так и не смогли отвратить его от неправедной стези.
АФЕРИСТ СО СТАЖЕМ
Нелады с Законом начались у Барвенко еще в 1977 году, когда, работая преподавателем кафедры политэкономии Лесотехнического института, он схлопотал срок за выдачу поддельных удостоверений о сдаче кандидатского минимума. Граждане, купившие у него такое удостоверение за 300-500 рублей, получали право на поступление в аспирантуру или на прикрепление в качестве соискателя к любому родственному ВУЗу. Простым работягам такие удостоверения были не нужны, а у начинающих ученых на подделки не было денег, поэтому в качестве покупателей выступали обычно люди солидные, с положением — директора совхозов и предприятий, высокопоставленные чиновники. За эти проделки суд отвесил Барвенко 8 лет лишения свободы, правда, отбыл он лишь половину срока.
За время отсидки Дмитрий Григорьевич наловчился строчить жалобы. Новое увлечение сначала помогло ему скостить собственный срок в два раза, а потом неплохо зарабатывать на воле. Он брал не качеством, а количеством. Его жалобы не были юридически выверенными, не содержали в себе каких-либо особенных фактов, аргументов, фраз и оборотов речи. В общем, были ни о чем. Зато их было много. Барвенко заваливал своими эпистолярными посланиями прокуратуры и суды всех уровней, Администрацию президента, Организацию Объединенных наций, Совет Европы. Подчас это срабатывало. В таких случаях на гонорар для Барвенко не скупились. Он получал по 15-20 млн. рублей — неплохое вознаграждение даже для известных адвокатов.
ЭШЕЛОНЫ «НАЛЕВО»
Перестройка помогла Дмитрию Григорьевичу развернуться во всю ширь его глобальных замыслов. В девяностых годах, изготовив вывеску «Военная ассоциация Минобороны РФ» и приколотив ее к своему дому, прапорщик запаса Барвенко возвел себя в генералы. Помимо штанов с лампасами Дмитрий Григорьевич обзавелся печатью и другими необходимыми документами придуманной им воинской части № 98 827. Разослал прайс-листы своей нигде не зарегистрированной ассоциации, предлагая покупать у него якобы ставшую армии ненужной военную технику. Легкость, с которой у Барвенко пошло дело, наводит на размышления, что ему помогали отнюдь не самозваные офицеры вооруженных сил. Военная техника отправлявшаяся в Чечню в 1996 году, когда боевые действия там завершались, доходя до мятежной республики, по быстрому списывалась и возвращалась обратно. После чего попадала в руки Барвенко. Должно быть военные ЗИЛы, ГАЗы, КамАЗы и МАЗы не сильно пострадали в районе боевых действий, поскольку покупатели их расхватывали, словно горячие пирожки. Особенным спросом техника пользовалась в сельских районах. Не беда, что у сельчан не было на ее покупку денег. Дмитрий Григорьевич охотно менял транспорт на сахар, пшеницу, подсолнечное масло и другую сельхозпродукцию. Только за два года Барвенко продал по бартеру 14 эшелонов списанной техники. Столь солидные операции он проворачивал от имени фиктивной Ассоциации, а для ширмы использовал Воронежский ремзавод, куда приводил покупателей. Несмотря на миллионные прибыли, Дмитрий Григорьевич не гнушался и мелочным обманом. Так в общественном транспорте он ездил бесплатно, используя поддельное удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Продажа списанной военной техники привлекла внимание сотрудников милиции. В июне 1997 года в отношении Барвенко было возбуждено уголовное дело. Бывший зек являлся на допросы в форме генерал-майора. Якобы столь высокое звание ему пожаловал атаман казачьих войск Дона, Юга и Ближнего зарубежья России. Правда, представительный вид Дмитрию Григорьевичу не помог — суд отвесил ему 5 лет лишения свободы. Зато помогло умение строчить жалобы. После того как Барвенко отправил письма везде, куда можно, решением Президиума Воронежского областного суда ему скинули срок с пяти лет до года, а потом и вовсе амнистировали.
После этого акта доброй воли со стороны государства. Барвенко решил отплатить ему добром. Для начала он возвел себя в генерал-полковники и возглавил Ассоциацию офицеров запаса Юга и Дона. А потом, облегчая работу государственным органам, стал вручать от имени своей ассоциации боевые награды.
ГЕНЕРАЛ ООН
А в 2001 году Дмитрий Барвенко обрел всероссийскую славу. Но не как аферист, а как генерал-полковник, доктор экономических наук и благородный человек. «Российская газета» опубликовала статью о пропаже его сына, 34-летнего Николая, который в 1999 году выехал на машине в Белгородскую область и бесследно исчез. Барвенко-старший поведал журналистам, что его сына похитили чеченские боевики и намекнул, что будто бы он выходил на Хаттаба и Басаева, чтобы они взяли в заложники его, русского генерала, а сына отпустили. «Российская газета» писала:
«За это время бравый генерал, глава Ассоциации офицеров запаса Юга и Дона Дмитрий Барвенко превратился в старика. Он спасается работой. Возглавляемая им организация занята обустройством уволенных в запас офицеров в 35 областях России, в число которых, кстати, входят и северокавказские республики. …Теперь генерал Барвенко стал специалистом по всем вопросам, связанным с исчезновением людей в нашей стране. По мере сил и возможностей он пытается помогать тем, кого постигло такое же несчастье».
Вскоре об этой душещипательной истории начали рассказывать и телеканалы. 150 депутатов Госдумы РФ и 80 сенаторов из Совета Федерации буквально завалили милицейские ведомства официальными запросами с требованием как можно быстрее раскрыть дело о похищении Николая Барвенко. Однако у тех имелась своя версия на этот счет. По их информации в день пропажи Николай, работавший обычным водителем у своего отца, располагал крупной суммой денег, а уже после исчезновения несколько раз встречался с друзьями и просил их не говорить, что его кто-то видел. Поэтому было похоже, что он просто скрылся с неправедно нажитыми папой деньгами, а тот устроил на его пропаже громкую пиар-акцию.
На волне популярности Дмитрий Григорьевич организовал прибыльный бизнес по продаже дипломов, званий, орденов и привилегий. Вот прайс-лист с его расценками.
Особо любопытными в этом перечне представляются предложения освободить с тюрем и лагерей. И ведь действительно освобождал. Так Благодаря Барвенко обрел свободу автолихач Первых, по вине которого погибли две девушки. Первых попал под амнистию из-за того, что имел медаль Жукова. Только вместо президента его этой медалью наградил лжегенерал Барвенко.
И подобных историй было немало. Например, в 2004 году сотрудники ФСБ задержали в Воронеже трех кавказцев, которые выдавали себя за офицеров Российской армии. Задержанные заявили, что будут жаловаться в ООН и предъявили документы о том, что они являются представителями Всероссийского комитета социальной защиты Международной организации прав человека при ООН. Однако вскоре выяснилось, что все их документы – сплошная липа, которой снабдил их лжегенерал Дмитрий Барвенко. На самом деле один из «ооновцев» занимался разведением индюшек, другой работал конюхом, а третий и вовсе являлся безработным. Но тогда Барвенко каким-то образом избежал ответственности.
Чаша терпения правоохранительных органов переполнилась только в 2010 году, когда его имя всплыло в ходе расследования уголовного дела, в отношении двух воронежцев, незаконно получивших около миллиона рублей в виде пенсии по инвалидности. Выяснилось, что липовые документы об инвалидности им состряпал Дмитрий Барвенко. В ходе обыска у него дома было обнаружено и изъято более 300 различных печатей и штампов: президента РФ, президента СССР, ВАИ, ГИБДД, более 100 бланков дипломов о среднеспециальном и высшем образовании, около 100 муляжей орденов и медалей СССР и РФ с наградными удостоверениями к ним.
В ходе следствия выяснилось, что он фиктивно сделал инвалидами три десятка человек, заработав на этом около двух миллионов рублей. Суд пожалел 73-летнего афериста Барвенко и приговорил его в 2012 году 4,5 годам неволи условно.
Олег Логинов
Статьи по теме: