Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ЭКС-МИНСТР ФИНАНСОВ ВАВИЛОВ (THE FORMER MINISTER OF FINANCE VAVILOV)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЭКС-МИНСТР ФИНАНСОВ ВАВИЛОВ

(THE FORMER MINISTER OF FINANCE VAVILOV)

Николай I очень восхищался известным иллюзионистом и фокусником Боско.
— Да что там Боско! — сказал как-то царю Меншиков. — У вас, ваше величество, есть свой фокусник, отечественный, получше заморского.

— Кто ж таков? — спросил царь.

— Да министр финансов Канкрин. Он берет в одну руку серебро, в другую — золото, дунет в одну руку — выходят бумажные ассигнации, дунет в другую — бумажные облигации.

 

В бытность Андрея Петровича первым заместителем министра финансов какими только звучными титулами его не награждали. Называли разработчиком схемы финансирования президентской кампании, казначеем скандальных залоговых аукционов, банковским разводящим. Но самый звучный из присвоенных ему журналистами титулов – финансовый гений.

На мой взгляд, финансовая гениальность Вавилова сильно преувеличена. Умельцев набивать свой карман за государственный счет у нас в России воз и маленькая тележка. Зато с высокими чиновниками, беззаветно вкалывающими на благо Отечества, в России во все времена ощущался напряг.

Вавилов пересидел в своем кресле зама 5 министров финансов. В нормальной стране такой финансовый гений пересидел бы скорее пять сокамерников, а в нашем замечательно государстве этот чиновник с довольно скромной зарплатой вошел в число тридцати самых богатых людей России. В то время как находящиеся в его ведении финансы страны пели романсы, личное состояние замминистра оценивалось в 120 млн. долларов.

Вообще, для жизнеописания Вавилова лучше всего подходит формат уголовного дела. Но когда-нибудь потом, может быть, у нас найдется свой Дюма, который сделает из его истории красивый роман. О солдатах-мушкетерах, вконец обнищавших на государевой службе и кладущих головы в междоусобице с фрондирующей Чечней. О хитроумном и расточительном, словно Фуке, финансисте, выгребающем на свои увеселения последние  крохи их  казны, и о его почти королевских по изысканности ухаживаниях за красивой дамой. А пока будущему Дюма можно предложить кое-какие наметки для сюжета. Думается, главной в его романе станет любовная линия, в данном случае она строилась на основе статьи в «Комсомольской правде» — «Он дарил ей доллары мешками». Цитаты из этой статьи выделены курсивом.

Итак, сначала немного о главном герое. В 1992 году 31-летнего старшего научного сотрудника Института экономики Вавилова пригласил в Минфин Егор Гайдар. О том, что сделал благого для Отечества в этом ведомстве Андрей Петрович история умалчивает. Зато известно, как он помогал приватизировать Россию, за что стал обладателем титула «казначей скандальных залоговых аукционов». Вавилов размещал на депозитах коммерческих банков бюджетные деньги накануне залоговых аукционов. А потом по странному стечению обстоятельств в этих аукционах побеждали именно те банки, в которые были закачаны бюджетные средства. Так, благодаря поддержке Минфина обрели владельцев «Норильский никель», «ЮКОС» и «Сибнефть».

* * *

Первая встреча Марьяны и Андрея произошла случайно в ресторане. Он ей не понравился, и она ушла. Но ее догнал банкир, сидевший рядом с Вавиловым, и принялся умолять: «Вы ему так понравились. Ну, пожалуйста, ну только встретьтесь с ним, поужинать. Я прошу вас!» Когда перед обычной студенткой, пусть даже и очень красивой, распинается и чуть ли не ходит вприсядку солидный президент банка, устоять трудно. Марьяна соглашается встретиться с Вавиловым еще раз.

               * * *

Титул «разработчика схемы финансирования президентской кампании» Андрей Петрович получил за операцию «Выборы-96». На сей раз банкирам выдавались не деньги, а ценные бумаги. Правда, ценность их была условной. Банкирам они отдавались за 30% номинала, а назад выкупалось государством за полную стоимость. Оставшиеся 70% делились «фифти-фифти» между предвыборным фондом и банкирами. Какую выгоду имел с этого замминистра финансов неизвестно, но его состояние в то время пухло как на дрожжах. Зато бюджетникам приходилось несладко. Чтобы купить любимым женщинам букетики цветов к 8 Марта им приходилось откладывать заначку весь год. Такие проблемы Вавилову были чужды. Ухаживая за Марьяной, он заваливал ее цветами и подарками.

«Андрей Петрович посылал Ей огромные букеты – величиной со стол! Такие, что не проходили в двери. Присылал гигантские плюшевые игрушки – медведей, тигров, и в каждой лапе – пакеты с деньгами. Меньше пяти тысяч долларов не было никогда! Еще прислали мобильный телефон, пейджер, подогнали под окна института ее личную машину – в общем, началось безумное, роскошное, небывалое ухаживание.

* * *

В России кризис с жилищным строительством. Очереди на получение квартир практически не движутся, правительственные жилищные программы не действуют. Бюджетники начинают понимать, что в этой жизни им квартир не видать, как своих ушей.

В это время некто покупает две квартиры. Одну стоимостью 5 млн. долларов в Нью-Йорке на Кеннеди-авеню и другую, стоимостью 6,5 млн. фунтов стерлингов, в Лондоне на Чечин-стрит. Бывая за границей, Вавилов останавливается именно в них. Его называют владельцем апартаментов в знаменитом небоскребе миллиардера Дональда Трампа в США и обладателем бывшей квартиры бывшего президента  СССР Михаила Горбачева по ул. Косыгина в Москве.

«Они встретились еще раз в фешенебельном ресторане. Он наливал ей в бокал шампанское «Дон Периньон»….Спросил, что ей подарить. Она, подумав, ответила: «Квартиру». Наутро Ей в институт чуть ли не с поклонами принесли ордер и ключи от нового жилья, как оказалось роскошного: даже слово «евроремонт» было здесь неуместно.

* * *

Бюджетникам систематически задерживают зарплату. Милиционеры пачками увольняются. Оставшиеся безропотно тянут лямку по месту службы и ездят в командировки в Чечню. Иногда часть зарплаты им выдается ненужными консервами, а чаще просто задерживается. Эти долги станут выдавать потом, года через четыре, после августовского кризиса, когда они обесценятся как минимум в пять раз.

У Вавилова возникают проблемы с мужем Марьяны. В XIX-м веке мужчины разрешали их посредством дуэли, но ныне иные времена и иные нравы. Муж вызывает бригаду бойцов из земляков-чеченцев. А со стороны заместителя министра финансов прибывает отряд ОМОНа. Естественно, милиционеры круче. Любовник торжествует победу и увозит Марьяну к себе на дачу. Она греется у камина и кушает фрукты, которые на огромном подносе принесла прислуга. Но радости в душе нет. Андрей Петрович на ней жениться не хочет, желая ограничиться обычным адюльтером. Марьяну такая перспектива не устраивает. На следующий день она скрывается от всех – от любовника и от мужа.

* * *

Вавилов от Минфина и Вяхирев от «Газпрома» проводят взаимозачет с Республикой Беларусь. Беларусь должна «Газпрому» за газ, «Газпром» задолжал налоги в российскую казну, Россия должна Минску за ядерные материалы. Теоретически участники взаимозачета прощают друг другу долги на одинаковую сумму и все довольны. Но практически получается какая-то ерунда. Правительство Белоруссии выпускает вексель на сумму 916 млн. долларов в счет газовых долгов и отправляет его «Газпрому». Тот, по идее, должен просто передать вексель в Минфин, но он почему-то продает  его. Минфин платит 650 млн. налоговыми освобождениями, а 200 млн. долларов «живыми» деньгами. Минск нам больше ничего не должен, зато у Минфина образуются убытки в размере 200 млн. долларов бюджетных денег. Так жестоко наказать «родную контору» может только действительно финансовый гений!

Между тем у Андрея Петровича разворачивается драма на личном фронте. Он не может найти Марьяну и впадает в депрессию.

«Пил неделю, две, три….Не появлялся на работе. Чуть ли не все финансы в стране остановились без него. Банкиры, высокие начальники – все в панике. Были приняты серьезные меры для того, чтобы вернуть важную персону в рабочее состояние». Но ничего не помогало – до тех пор, пока путем всевозможных уговоров не удалось привезти Марьяну на дачу к Андрею Петровичу….После ее приезда Андрей Петрович сразу оттаял и предложил Ей выйти за него замуж.

* * *

Вавилов проводит взаимозачет с Украиной. В предельно упрощенном изложении эта операция сводится  к тому, что «БЭС» Украины в лице Юлии Тимошенко должно вместо оплаты российского газа направить в Министерство обороны России товары на сумму 450 млн. долларов. Но поставило оно  этих самых товаров только на 120 млн. Судьба остальных 330 млн. баксов весьма туманна. То ли эти деньги «простили» братской республике, то ли по-джентльменски дали в виде беспроцентной ссуды симпатичной женщине Юлии Тимошенко.

Марьяна попадает в страшную автомобильную аварию. Вавилов нежно заботится о ней и мобилизует  свои связи, чтобы поставить любимую женщину на ноги. И вот, наконец, ключевая сцена будущего романа: Андрей Петрович и Марьяна сочетаются законным браком.

«Немыслимое счастье совпало с карьерным крахом Андрея Петровича. Вскрылись крупные злоупотребления, обнаружился целый ряд скандальных махинаций….И наш герой практически исчез с политической сцены».

* * *

Вавилов понял, что пришла пора уходить. И начал вить себе гнездышко в Международной финансовой компании (МФК). С августа 1996 года он фактически переключился на работу в интересах этой коммерческой структуры. Во-первых, первый замминистра финансов продал на безальтернативной основе МФК государственный нерыночный займ на сумму 573 млрд. рублей. При этом Минфин еще должен был платить по нему 12% годовых в валюте. Во-вторых, второй человек в министерстве финансов отписал МФК долги Ирака и Ливии на общую сумму свыше 8 млрд. долларов. Осыпав государственными деньгами коммерческую структуру, Вавилов спокойно перебрался в нее. В мае 1997 года он подал в отставку с государственной службы и занял пост президента банка МФК.

Но что-то ему в банке не поработалось. Уже в ноябре 1997 года он ушел руководить Институтом финансовых исследований. Поскольку Андрей Петрович считался в России финансовым гением, то о финансах этой страны он и так знал все. Поэтому финансовые исследования предпочитал проводить за границей.

«Пока он изображал директора научного института, они часто путешествовали, и Она побывала с новым мужем везде, где бывал до этого Он сам. В Лос-Анджелесе они поселились в том самом номере, где снимали знаменитую Pretty Woman, — Он платил за апартаменты 4 тысячи долларов в сутки. Вскоре после свадьбы в Испании, где она стеснялась своей короткой прически и шрамов (волосы после операции едва отросли), Он вообще снял для Нее целую гостиницу!»

* * *

В мае 2000 года Вавилов вновь сменил место работы и стал председателем Совета директоров компании «Северная нефть». А в 2001 году до него наконец добрались правоохранительные органы. Возможно, Андрей Петрович считал, что сумел купить  всех, кто мог понадобиться. Говорят, в бытность замминистра он организовывал выделение средств из государственного бюджета на финансирование через доверенные банки думских фракций в период важнейших голосований, средств массовой информации в период предвыборных кампаний и просто нужных людей в нужный период. Но даже у финансовых гениев случаются проколы. С Марьяной Царегородцевой они развелись, а военная прокуратура, не взирая на большое давление сверху,  не отступилась от Вавилова и призвала его к ответу на кое-какие вопросы. Должно быть, вопросы оказались чрезвычайно острыми. На допросе 40-летнему Андрею Петровичу вдруг поплохело, он схватился за сердце и на «скорой» отбыл лечиться в одну из больниц, которую в свое время неплохо профинансировал.

Как известно, во Франции заворовавшийся Фуке был искусно разорен королем Людовиком и отправлен в Бастилию. А на смену ему пришел новый министр финансов Кольбер, который сумел аккумулировать средства государства на укрепление мощи и благосостояния Франции. Если бы в России история про финансового гения Вавилова закончилась по тому же сценарию, это был бы слишком хороший финал. Боюсь, что у нас такое просто невозможно.

Во всяком случае, позже Андрей Вавилов надежно прикрылся от всех претензий правоохранительных органов депутатской неприкосновенностью, став членом Совета Федерации от Пензенской области. И только журналист Александр Хинштейн продолжал выводить его на чистую воду. Например, он в МК рассказал как в результате аферы с участием Вавилова  государственная компания «Зарубежнефть» лишилась ста миллионов долларов. Зато за счет этих денег поднялась вавиловская компания «Северная нефть». Когда же следственная группа МВД прибыла с обыском в офис «Северной нефти», то на каждой двери обнаружила по спешно изготовленной табличке: «Служебное помещение члена Совета Федерации А.П.Вавилова». Справедливости ради надо сказать, что такой способ отпора правоохранительным органам придумал не Вавилов, а Мавроди. Но их многое роднит. Недаром того и другого порой величают финансовыми гениями. Только очень жаль, что среди российских финансистов в разряд гениальных попадают все больше люди с репутацией аферистов: Мавроди, Березовский, Вавилов…. Но такова Россия.

Олег Логинов

Статьи по теме:

Дэвид Берг 

Борис Березовский 

Юрий Беседин 

Доктор Бринкли 

Михаил Бутков 

 

Оставьте отзыв