СЫНОВЬЯ НЕНАВИСТЬ В ОТВЕТ НА МАТЕРИНСКУЮ ЛЮБОВЬ (NERO AND AGRIPPINA)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

СЫНОВЬЯ НЕНАВИСТЬ И МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

(NERO AND AGRIPPINA)

История Древнего Рима полна семейных драм, но даже в ней трудно сыскать другое такое злодеяние, как убийство императором Нероном своей матери Агриппины.

ПЛЕМЯННИЦА ОДНОГО ИМПЕРАТОРА И СЕСТРА ДРУГОГО

Юлия Августа Агриппина родилась в семье Германика, племянника и приемного сына императора Тиберия. Когда Агриппине исполнилось 13 лет, император выдал ее замуж за  Гнея Домиция, который был более чем на тридцать лет старше своей юной супруги.

В марте 37 года Тиберий скончался, а его престол занял брат Агриппины — Калигула. Он любил своих трех сестер: Агриппину, Юлию Друзиллу и Юлию Ливиллу не только братской любовью. Калигула предавался разврату со своими сестрами. Впрочем, законы морали для всех них были не писаны. Императорское семейство чувствовало себя небожителями, которым на земле дозволено все. Сестры императора с удовольствием участвовали в оргиях, которыми зачастую оканчивались их пиры. Гней Домиций не препятствовал разврату Агриппины, у него у самого «рыльце было в пушку» — он сожительствовал с собственной сестрой. Так что муж и жена оказались достойны друг друга, и когда в декабре 37 года у них родился сын Луций Домиций Агенобарб, Гней в ответ на поздравления мрачно произнес: «От нас с Агриппиной всем на погибель могло родиться лишь чудовище!».

Вскоре после родов Агриппина вернулась к привычному распутному образу жизни. Сестры императора меняли любовников как перчатки. А красавчик Марк Эмилий Лепид был любовником сразу двух сестер – Агриппины и Юлии Ливиллы, хотя приходился им двоюродным братом. Это очень не понравилось императору Калигуле, возможно в нем взыграла ревность. Он обвинил Агриппину и Юлию в том, в чем сам был грешен — разврате и прелюбодеянии, а Лепида — в заговоре против императора. Лепид был казнен, а Агриппина и Юлия Ливилла сосланы на Понтинские острова. Там, чтобы прокормить себя, Агриппина и Юлия вынуждены были нырять за губками на морское дно, а потом продавать собранное.

ПЛЕМЯННИЦА ТРЕТЬЕГО ИМПЕРАТОРА

Пока сестры плавали в Тирренском море, Рим опять сотрясали страсти. Калигула был убит преторианцами, и новым императором стал брат отца Агриппины и Юлии – Клавдий. Он не забыл своих племянниц и вернул их из ссылки. Юлия Ливилла вернулась к своему мужу, а Агриппине возвращаться было не к кому, ее муж Домиций к тому времени скончался. Но дядя Клавдий проявил к ней участие и нашел для племянницы нового мужа – богача Гая Саллюстия, которого для брака с Агриппиной заставил развестись с прежней женой.

В 47 году Агриппина вновь овдовела, но при этом стала наследницей огромного состояния. Поговаривала, что она отравила муженька, но это так и осталось слухами, так мало кто хотел связываться с Ариппиной. И не только потому, что она была племянницей императора. Плиний Старший писал, что у нее были волчьи клыки, что являлось знаком удачи. Однако сдается, что у людей ее зубы в большей степени ассоциировались с волчьей хваткой. И такой хваткой она вцепилась в самого императора.

До поры до времени Агриппина отстранилась от власти. Но по мере того как подрастал ее сын Луций, она все сильнее задумывалась об его будущем. Со смертью второго мужа она обеспечила состояние не только себе, но и сыну. Теперь следовало подумать о его карьере. Обхаживать Клавдия Агриппина начала из далека. Она стала любовницей человека из ближайшего окружения императора, вольноотпущенника Марка Антония Палласа. Клавдий ему доверял настолько, что поручил управление государственной казной и прислушивался к его советам. Когда Клавдий овдовел, казнив свою супругу Мессалину, именно Паллас посоветовал ему жениться на Агриппине. На тот момент 33-летняя Агриппина находилась в самом соку, она была красивой и статной, а потому ей не составило большого труда окрутить немолодого Клавдия. Но имелось одно существенное препятствие к браку с ним – кровное родство. Однако для императора Рима не было ничего невозможного. Клавдий «через колено» согнул Сенат и тот посчитал, что хотя еще никто в Риме не брал в жены дочь собственного брата, у других народов это принято. А потом по-быстрому сляпал закон разрешающий такие браки и в Риме.

СМЕРТОНОСНЫЕ ГРИБЫ

Агриппина и Клавдий.

1 января 49 года Клавдий и Агриппина поженились. Вскоре после этого император уступил настойчивости супруги. Он усыновил ее сына Луция, который отныне стал именоваться Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик.

Ради сына Агриппина терпела недостатки мужа, которых была уйма. Перенесенная в детстве болезнь сделала Клавдия болезненным. Он заикался, страдал избыточным слюноотделением, сильным хроническим насморком и постоянным нервным тиком. Но когда Нерону исполнилось 16 лет, его мать решила, что он уже созрел для власти. 13 октября 54 года римский император Клавдий скоропостижно скончался. По легенде Агриппина положила яд в его любимое блюдо из белых грибов. Причем, по свидетельству римского историка Тацита в грибочки Агриппина положила недостаточно яда. Друз мучился, но оставался жив. И тогда жена императора, опасаясь разоблачения, попросила врача Ксенофонта довершить начатое ею. Тот, якобы желая вызвать рвоту, ввел императору в горло перышко, которое было замочено в сильном яде. Через минуту Клавдий отправился в царство мертвых.

НЕБЛАГОДАРНЫЙ СЫН

Трон Клавдия Нерон занял в 16 лет и поначалу слушал мудрых наставников, среди которых был известный писатель Сенека. Но потом гены взяли свое. Агриппину, свою мать, Нерон невзлюбил за то, что она строго судила его поступки и вмешивалась в дела.

В 58 году Нерон сблизился с Поппеей Сабиной, благородной, умной и красивой представительницей римского нобилитета. Агриппина увидела в ней опасную и расчетливую соперницу в борьбе за власть и хотела отвратить от нее сына. По императорскому двору поползли слухи, что Агриппина собирается отстранить сына от власти и передать ее Гаю Плавту. А когда Юлия задавалась какой-то целью, то преград на пути для нее не было, что наглядно продемонстрировало устранение ею Клавдия. И Нерон решил нанести матери превентивный удар.

Картина Ульпино Чека. «Пир во дворце Нерона». (ок. 1910)

По его приказу Агриппину сначала пытались отравить, потом он трижды, подсылал вольноотпущенника заколоть ее. Эти простые способы не сработали, и тогда Нерон придумал весьма изощренный способ убийства. Он сконструировал специальную машину, которая могла освободить потолок спальни из пазов и обрушить его на спящую мать. Однако по каким-то причинам его план не сработал. Юлия невероятным образом каждый раз счастливо избегала смерти. Трудно сказать, какая богиня из обширно пантеона римских богов покровительствовала ей, но делала она это превосходно.

Правда, Нерон был упорен в своем стремлении стать сиротой. И придумал, возможно, самый дорогой в мире способ убийства. Он разработал и построил корабль, разрушающийся на плаву при выпадении лишь одной скрепы.

Картина Густава Вертхаймера. «Кораблекрушение Агриппины».

Новый план почти сработал. В марте 59 года в Байях Нерон предложил матушке совершить морскую прогулку на обреченном корабле. Она согласилась. Но сын, вероятно, плохо знал прошлое матери. Он был еще очень мал, когда она ныряла в море за губками на Понтинских островах. Навыки пловчихи пригодились Агриппине спустя 14 лет. Корабль, на который ее посадил Нерон, в море распался на части, все кто находился на нем, погибли, а Агриппина выплыла.

Рисунок Ангуса МакБрайда (Angus McBride). «Агриппина». (1973)

Все решили, что за чудесным спасением Агриппины стоит покровительство богов. Однако, Нерон, не убоявишись небесного гнева, решил снова попытаться спровадить мать в царство мертвых. Только не захотел более экспериментировать со сложными способами убийства, а прибег к самому распространенному в Риме. 20 марта 59 года он отправил стражников убить мать.

Андре Кастень. «Смерть Агриппины».

Агриппина, увидев легионеров с обнаженными мечами в руках, сразу поняла, что настал ее смертный час, и не стала сопротивляться. Она лишь попросила заколоть ее в живот, то есть в чрево, откуда появился на свет ее неблагодарный сын.

ЭПИЛОГ

Картина Антонио Занчи. «Нерон с трупом своей матери Агриппины».

Когда Нерон был еще младенцем, Юлия Агриппина  спросила у прорицателей о его судьбе. Те ответили, что он будет царствовать, но убьет свою мать, на что она ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал». Пророчество сбылось. Нерон убил мать, но это злодеяние не прошло для него бесследно. Образ матери стал преследовать его по ночам. Для того, чтобы избавиться от ее призрака, он даже нанял персидских магов.

Олег Логинов

Предыдущая часть  —  Следующая часть

Статьи по теме:

Медичи – ростовщики и отравители 

Невзгоды Белого Дома 

Нелепые смерти королей 

Нелепые смерти монарших особ 

Обер-фискал Нестеров 

Оставьте отзыв