Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ВЕДЬМЫ (WITCHES)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

This post is also available in: English

ВЕДЬМЫ

(WITCHES)

Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправляли женщин, заподозренных в ведьмовстве. Специалистами было подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII вв. было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

ЯЗЫЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Картина Ганса Тома. «Ведьма». (ок. 1900)

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред – наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье. В некоторых странах колдовство было чревато смертью. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи предполагал смертную казнь для уличенных в колдовстве. У древних иудеев, согласно закону Моисееву, смертной казни подлежали «…мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волховать». Но главное, что языческая религия снисходительно относилась к человеческим слабостям. У любителей выпить был свой покровитель – бог Пан, у любителей плотских утех – Афродита, даже у мошенников был свой небесный заступник – Гермес.

Все изменилось с приходом Христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало греховно. А грехи были объявлены происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи – священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение. Что все беды на Земле происходят от дьявола и его подручных – демонов и ведьм. На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И, кажется, что возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьм состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе — более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

МИР СОШЕЛ С УМА

Отцы церкви сами раздували возможности ведьм и колдунов, а потом будто бы мужественно боролись с сильным противником. В 1500 году Папа Римский Александр VI в своей булле впервые упомянул о реальности перемещений по воздуху ведьм и колдунов и допустил реальность «шабаша». Тут же покатились судебные процессы    с обвинениями в перевоплощении в животных, полетах на шабаш, сексуальных сношениях с дьяволом. Католические теологи подключились к нагнетанию жути на людей и начали говорить о реальности «инкубов», «суккубов», волкодлаков, шабашей, левитации и т. п. Перед такой угрозой, костры запылавшие по всей Европе и впрямь выглядели избавлением.

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк И. Шерр писал:

«Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Браиденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах — 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат — князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-33 гг. более 600 человек.

Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургскнм в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни были сожжены сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно, сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали их, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство. В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И, наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

СМЕРТЬ НИ ЗА ЧТО

Рисунок Кловиса Труя. «Клеймо дьявола». (1960)

Прослыть ведьмой в Средние века было чрезвычайно просто. Причины, по которым несколько веков назад подвергали казни женщин, обвиненным в ведьмовстве, ныне выглядят просто смешно и дико. Хотя, конечно, самим осужденным было отнюдь не до смеха. Причем непримиримую борьбу с ведьмовством трудно объяснить чем-то другим, нежели неким колдовством. Иначе просто трудно понять, почему же в государствах, находившихся на достаточно высоком уровне развития, люди настолько прониклись верой в «страшные сказки», что без сомнений топили и сжигали своих сограждан по просто смешным поводам.

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня, трирский епископ рассудил, что без козней дьявола тут однозначно не обошлось, и подверг кучу людей пытке. 118 женщин сознались, что вызвали холод заклинаниями, и их отправили «погреться» на костер.

В апреле 1663 года была арестована по подозрению в колдовстве Агнесса Генше, жена ткача. Вся вина ее состояла в том, что как-то на крестинах она одна не испугалась черной кошки, вскочившей на стол. Пока все остальные сидели ни живы, ни нему, она спокойно пила из своей кружки. Ну, разве не ведьма?

В 1583 году иезуиты замучились изгонять бесов из одной 16-летней девушки, страдавшей конвульсиями. Они изгнали из нее ни много, ни мало 12 655 бесов, а девочка продолжала периодически биться в конвульсиях. Тогда святые отцы здраво рассудили, что надо бороться с причиной, а не следствием. И подвергли пыткам 70-летнюю бабку больной — Елизавету Пленахерин. И надо же попали в точку. Бабка созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом и не пропускает ни одного шабаш и вообще ведьма со стажем. Старушку Пленахерин на веревке, привязанной к хвосту лошади, приволокли к месту казни и сожгли заживо. Помогло ли это излечить ее внучку, неизвестно.

Картина Николая Бессонова. «Испытание иглой»

В книге Николая Бессонова «Суды над колдовством» приводится масса примеров за какую ерунду женщин в Средневековье сначала подвергали нечеловеческим пыткам, а потом жестоко казнили:

«Как-то раз инквизиционное расследование было возбуждено против женщины, которая в ссоре выкрикнула угрозы. Через несколько дней человек, которому она пригрозила, увидел во сне кошмар — этого оказалось достаточно, чтобы счесть ее колдуньей!

В герцогстве Клевском на дорогах часто переворачивались кареты и повозки. Наконец выяснилось, что виновата в этом Сибилла Динскопс, которую и сожгли в 1535 году.

А в Шотландии у одного хозяина прокисло пивное сусло. Он стал перебирать в памяти события дня и вспомнил, что мимо дома проходила женщина; чуть задержавшись, она погладила кота, сидящего в открытом окне. «Преступницу» сожгли.

Роттердамские рыбаки однажды забросили сети в воду. Один вытащил много рыбы, а у другого в сетях оказались камни (которые он, очевидно, зацепил на дне). Но простых объяснений тогда не искали. Искали ведьм. Рыбаки вернулись в свой поселок, схватили какую-то женщину и сдали ее правосудию. Та вынуждена была признаться, что, вылетев в окошко через щель в неплотно пригнанном стекле, обернулась слизняком в лежащей на дне раковине. С этой выгодной позиции она и подменила рыбу камнями при помощи заклинаний. Ведьму сожгли.

Картина Николая Бессонова. «Костер». (1989)

Якобетту Вебе судили за травму, которую получил крестьянин (пострадавший жил с «ведьмой» под одной крышей). Поскольку запуганным людям колдуньи мерещились повсюду, крестьянин все время был настороже. Наконец, оказавшись в лесной чаще, он опустился на одно колено, и в ногу ему вонзился острый шип — да так сильно, что бедняга хворал три месяца. Суеверный мужик потом клялся судье, что колено ему занозил демон — и этот же демон выковырял эту зловредную колючку во время рубки дров. Сама Якобетта, побывав на допросе, призналась, что сжалилась над крестьянином и велела демону снять хромоту.

Еще пример. Как-то несколько человек заблудились в лесу. Они долго кружили среди деревьев и, наконец, не чуя под собой ног, вышли к своим домам. Оставалось выяснить, из-за чего они сбились с пути. Подозрение пало на Якобетту Эчин, которая видела, как они вошли в лес. На процессе, проведенном в октябре 1585 года, Реми объявил: ведьма затаила на путников злобу и попросила своего демона, чтобы он водил их кругами».

Массовые казни ведьм ныне кажутся просто каким-то сумасшествием, охватившим христианский мир в XV-XVII веках. В 1590 году в немецком городе Фрайзинг, население которого не превышало 5000 человек, случилась страшная гроза и выпал град. Одна горожанка заметила по этому поводу, что можно было бы ожидать и худшей погоды. Ее немедленно арестовали по подозрению в колдовстве, и под пыткой она, признав себя виновной в вызвавшем бедствие чародействе, оговорила еще 11 женщин. Затем схватили еще около сорока «ведьм». Аутодафе стали следовать одно за другим. В течение года под подозрением оказалась половина местных женщин всех сословий, и тогда судья был вынужден прекратить процессы, распустив арестованных по домам: тюрьма оказалась переполненной, и в городской казне иссякли деньги, предназначавшиеся на оплату палаческого труда и закупку дров для сожжений.

ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ

Картина Николая Бессонова. «Допрос».

Надо сказать, что инквизиция, хотя вела основную массу ведьмовских процессов, но в своей работе строго следовала процессуальным правилам. Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками. Большой популярностью у заплечных дел мастеров пользовался «испанский осел» — трехгранное бревно, на которое сажали ведьм. Острый клин вверху входил в промежность женщин, а чтобы они испытали муки по максимуму, им еще насильно разводили ноги в стороны или подвешивали на них гири. Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей подмышки.

Весьма эффективно зарекомендовал себя для уличения подозреваемых в связях с дьяволом метод, получивший название «купание ведьм». Подозреваемой в ведьмовстве связывали большие пальцы рук и ног между собой и притягивали к пояснице, из-за чего она оказывалась как бы сидящей с подогнутыми ногами. В этом положении ее бросали в глубокий водоем. Если она тонула, то все обвинения с нее посмертно снимались, если чудом выживала, то это чудо считалась происками дьявола и подозреваемая становилась виновной. После этого ей было две дороги – или на костер, или на виселицу.

В принципе считалось, что для осуждения ведьм все средства хороши. Например, так считал трибунал небольшого городка Линдгейм в великом герцогстве Гессенском, в XVII веке. Здесь судили ведьм обычные жители из крестьян и ремесленников. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными кровопийцами».

Например, одной из их жертв стала жена мельника, у которой умер новорожденный ребёнок. И вдруг ни с того, ни с сего возникло подозрение, будто бы ребенок был умерщвлен, а его тело использовано для приготовления колдовской мази. Не поленились провести эксгумацию трупа младенца. И хотя после этого убедились, что тельце ребенка не тронуто, но механизм обвинительной машины уже закрутился. Первой сожгли повивальную бабку, принимавшую роды, а потом взялись и за мать. Одной из основных улик против нее стал шрам на ноге, в котором судьи усмотрели знак дьявола. Тщетно бедная женщина убеждала трибунал, что шрам образовался у нее от полученной в результате падения раны. Предлагала осведомиться у лекаря из Ханау, который лечил ей ногу. Женщину подвергли нечеловеческим пыткам, не выдержав которых, она созналась в колдовстве и была сожжена.

ИЗВЕСТНЫЕ ВЕДЬМЫ

Казнь Жанны д’Арк.

С помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII – Анны Болейн. Одним из предъявленных ей обвинений в 1536 году стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Руане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гёльди в швейцарском городе Гларус 18 июня 1782 года.

Роковым днем для Гёльди, стал тот, когда она нанялась служанкой в дом гларусского судьи Якоба Чуди. Говорят, что восьмилетняя дочь хозяина Анна-Мария была несносным сорванцом и частенько издевалась над служанкой. Вероятно, на этой почве у Гёльди случился конфликт с Чуди, а поскольку Якоб был судьей, то он инспирировал обвинение Анны в колдовстве. Якобы после появления в доме служанки, его дочь мало того, что тяжело заболела, так еще и начала исторгать из себя иглы. И якобы сам судья заметил, что «заговоренные» булавки служанка подмешивает в молоко и начиняет ими хлеб, после чего прогнал Гёльди из дома. На дворе стоял уже просвещенный XVIII век и ведьму поймали через газету, когда власти кантона Гларус опубликовали извещение о награде за ее поимку в «Нойе Цюрхер Цайтунг».

Следствие в отношении Анны длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Под пытками Гёльди созналась в сговоре с дьяволом, который явился к ней в образе чёрной собаки. Однако судили ее не за колдовство, а за отравление. И приговорили к смерти, хотя по закону на тот момент смертная казнь не могла применяться за отравление с нелетальным исходом. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

КТО ПОСЛЕДНЯЯ?

Последней сожженной ведьмой в России называют колдунью-камчадалку, которую в 70-е годы XVIII века спалили в деревянном срубе на Камчатке. Руководил сей казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев. Так, что в России изводить ведьм прекратили немного раньше, чем в Европе.

Хотя Гёльди и называют последней казненной ведьмой Европы, но это утверждение не верно. Во-первых ее казнили за отравление, не за ведьмовство. Вероятно последней женщиной, официально казненной «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в городе Кемптене (Бавария). А во-вторых, после Гёльди в Европе отправили на тот свет еще кучу ведьм.

Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания. Это произошло в 1735 году, но именно в этой стране в 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтман, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала.

Реконструкция внешности Барбары Здунк.

С большой долей вероятности можно предположить, что последней казненной ведьмой стала Барбара Здунк, сначала повешенная, а потом сожженная в прусском городе Рёсселе 21 августа 1811 года. В то время в Пруссии еще была свежа память о пожаре, опустошившем Рёссель в 1806 году. Говорят, что спустя два года после этого события, у ратуши на площади этого города полька Здунк стала громогласно кричать, что она один раз сожгла Рёссель, сожжет и второй. Ее немедленно арестовали. Горожане знали Барбару. Она работала горничной, но получила известь благодаря увлечению магией. И мало кто сомневался, что ее магия действует. Все были уверены, что именно благодаря колдовству Здунк почти 40-летнем возрасте завела 22-летнего любовника. Люди тут же начали свидетельствовать против нее, рассказывая, что как только Барбара пройдет мимо их дома, так у них сразу начинает болеть скот или они сами. Но законов против ведьм в Пруссии уже не существовало. Тамошние власти три года думали, как поступить с Барбарой и от греха подальше решили ее все же казнить, чтобы успокоить население.

В августе 1811 года суд признал Барбару Здунк виновной в поджоге жилых домов, особо отметив, что преступница длительное время занималась магией и чародейством, чем нанесла существенный вред добропорядочным гражданам города Рёссель и его окрестностей. И хотя никаких доказательств поджога, кроме признаний, которые она выкрикивала в своих угрозах, не было, Здунк казнили.

Считается что последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году.

Но ритуальные убийства ведьм продолжаются и по сей день в разных частях света. Вот лишь несколько примеров. В 1981 году в Зимбабве в ведьмовстве была заподозрена шестидесятилетняя Мабел Мандеву. По обычаям тех мест, расправа над ней была поручена ближайшим родственникам. Муж «ведьмы», Соломон при помощи родственников и друзей вытащил упирающуюся Мабел из хижины и закопал ее живьем в землю. Правда, законодательство в Африке, борется с подобными проявлениями. Когда о случившемся стало известно властям, было проведено расследование, по результатам которого суд определил жестокосердного мужа за ритуальное убийство на 16 лет в тюрьму.

Однако и суровость законов не всегда помогает. Когда в южноафриканском бантустане Лебова, на севере ЮАР, в начале 1984 года разразились сильнейшие грозы и молнии убили несколько человек, виновными в природном катаклизме объявили местных колдуний. Охотники за ведьмами заживо сожгли около десятка женщин.

В 2010 году на Гаити вспыхнула эпидемия холеры. Вскоре распространился слух, что виновники эпидемии — служители культа Вуду, сделавшие волшебный порошок и сыпавшие его на следы ног людей, которые из-за этого заболевали. Тут же была устроена охота колдунов (хунганов) и колдуний (мамбо). За несколько недель на Гаити подверглось линчеванию около 45 служителей культа.

Особо тревожная ситуация в Индии. По данным организации Assam Mahila Samata Society, с сентября 2006 по май 2011 года в результате охоты на ведьм были убиты 39 человек, большинство из них — женщины. Еще более 70 человек, обвиненных в занятиях колдовством, были подвергнуты пыткам. А всего в ХХ1 веке по данным этой организации в Индии были убиты более 2500 ведьм и колдунов.

ЭПИЛОГ

Ныне появилась версия, что охота на ведьм в Средние века была благом. Тогда еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности — ведьмин знак и клеймо дьявола. Ведьмин знак должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью. А клеймом дьявола называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что ведьмин знак и клеймо дьявола характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа. При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Олег Логинов

Оставьте отзыв