ДОРОЖНЫЕ РАЗБОЙНИКИ В АНГЛИИ
(ROAD ROBBERS IN ENGLAND)
Рисунок Джона Б. Хиггинса. «Дорожное ограбление».
Англия – странная страна. Грабителей с большой дороги там безжалостно вешали, но при этом романтизировали, слагая о них легенды, баллады и песни.
ГРАБЕЖ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ
Рисунок Уолтера Крэйна.
Грабежом на большой дороге в Англии, по сути дела, занимался «славный парень» Робин Гуд, однако это не помешало сделать его благородным героем многочисленных легенд. Правда, когда позже многочисленные последователи Робин Гуда стали для Англии чуть ли не национальным бедствием, народ изменил свое отношение к разбойникам и начал жаловаться королям на бесчинства на дорогах. Впрочем, англичане все равно нашли для себя предмет гордости. В 1470 году бывший главный судья Королевского верховного суда сэр Джон Фортескью, отметив, что в Англии за один год вешают больше грабителей, чем за семь лет во Франции, пришел к неожиданному выводу. Он заявил, что англичане превосходят французов по смелости и отваге, раз в их стране больше разбойников. В правление королевы Елизаветы иезуит Роберт Парсонс выдвинул другую любопытную теорию. Заявив, что Англия занимает первое место в мире по числу дорожных ограблений, он объяснил это тем, что в разбойники чаще всего подаются отпрыски богатых родителей.
Но сдается, что и Фортескью, и Парсонс были неправы в своих версиях причин устрашающего размаха дорожных грабежей в Англии. Дело отнюдь не в свойственной английской нации отваге, и, конечно, не в происхождении, тем более, что практически все известные разбойники XVII-XVIII веков не имели дворянских корней. Просто дорожный разбой был наиболее выгодным и наименее опасным видом криминального промысла. И в этом убеждает, например, биография самого известного разбойника с большой дороги Ричарда Терпина. Он начинал, как браконьер, потом переквалифицировался в налетчики, грабя дома состоятельных горожан. За то и другое полагалось смертная казнь. И наконец, заделался разбойником. За это тоже вешали, но зато этот промысел приносил больше добычи.
ОПАСНЫЕ ДОРОГИ
Дик Терпин грабит дилижанс.
Самыми опасными были дороги выходящие из Лондона, возле них в лесах или на пустошах разбойники частенько устраивали засады, чтобы обчистить карманы путешественников. Недоброй славой пользовались дороги, ведущие из столицы в порты Ла-Манша. А на толстосумов устраивалась охота, когда они ездили отдыхать в на элитой курорт Эпсом или на скачки в Банстед-Даунс. Но, пожалуй, самой опасной дорогой в Англии был так называемый «Великий северный путь» из Лондона в столицу Шотландии – Эдинбург через Йорк. Ныне чуть ли не все таверны на этой магистрали хвалятся, что в них некогда останавливались знаменитые разбойники Дик Терпин или Джон Невисон. В XIX веке британские литераторы написали про них кучу книжек, в котором романтизировали бандитов, создав им обоим образ «джентльмена-разбойника».
Но Терпин таковым не был точно. «Джентльменом», любившим красивые жесты, был его подельник Том Кинг. Как-то на лесной дороге они остановили повозку с двумя миловидными дамочками, которые только что продали скот в городе и имели при себе 14 фунтов стерлингов. Кинг галантно заявил, что женщины могут оставить эти деньги себе, поскольку они слишком красивы, чтобы быть ограбленными. Но Терпин грубо вмешался и сказал, что Том может поступать как ему заблагорассудится, а он свою долю заберет. И вынудил дамочек отдать ему половину денег.
Иллюстрации Пола Харди к книге Чарльза Дж. Харпера «Полчаса с разбойниками».
Про Джона Невисона говорят, что он был благородным разбойником, который грабил только богатых и старался не причинять своим жертвам физического ущерба. Но при этом повесили его даже не за грабежи, а за убийство констебля Дарси Флетчера, который пытался арестовать его. А прославился Невисон оригинальным алиби. В 1676 году он на дороге из Лондона в Йорк, в Гэдсхилле, графство Кент, ограбил пассажиров кареты. После этого, вместо того, чтобы отправиться в таверну и обмыть там «удачное дело», Джон во весь опор помчался к городку Грейвсенд. Оттуда на пароме переправился через Темзу и поскакал на север, в Йорк. За 16 часов Невисон преодолел больше 300 километров, что было немыслимой скоростью для тех времен. Прибыл в Йорк, Джон переоделся и отправился в кегельбан, где тамошний лорд–мэр развлекался игрой в кегли. Невисон заключил ставку на исход игры и тем самым сделал так, чтобы лорд–мэр запомнил его. Спустя некоторое время в Йорк прибыли ограбленные пассажиры, которые заявили, что на них напал Джон Невисон. Разбойник был схвачен, но в качестве алиби представил свое присутствие в кегельбане в Йорке, которое подтвердил лорд-мэр. Суд посчитал, что человек, который совершил преступление утром в Кенте, физически не мог оказаться вечером того же дня в Йорке, и оправдал Невисона.
Позже, когда правда раскрылась, обман Джона с алиби прославил его. Будто бы сам король Карл II, когда ему рассказали эту историю, дал Невисону прозвище «Быстрый Ник».
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ-РАЗБОЙНИКИ
Почему-то со временем чуть ли не все дорожные бандиты в Англии обрели репутацию «джентльменов-разбойников». Но, пожалуй, что единственным, кто действительно, этого заслуживал был не англичанин, а француз Клод Дювалль.
Картина Уильяма Фрайта. «Клод Дюваль».
В юном возрасте Дюваль отправился из Франции в Англию в качестве лакея герцога Ричмонда. В 20-летнем возрасте, он переквалифицировался из лакеев в разбойники. Вскоре смелость его грабежей на дорогах, ведущих к Лондону, стала не менее известна, чем его галантность в отношениях с женщинами. А популярность ему принесла история, когда Дюваль, ограбив семейную чету дворян, ехавших в карете, возвратил даме часть добычи с условием, что та потанцует с ним прямо на дороге. Но после того, как за голову разбойника была назначена награда, Клод был схвачен в таверне на Чандос-стрит в Лондоне. Судья признал его виновным в шести грабежах, которые сумели доказать, и приговорил к казни. 21 января 1670 года в возрасте 27-ми лет Клод Дюваль был публично повешен в Тайберне. Возле эшафота присутствовало немало знатных дам в масках. А у тела казненного пришлось выставить стражу: множество женщин хотело напоследок прикоснуться к Клоду. Позже поэмы о его приключениях написали Уильям Поуп и Сэмюэль Батлер.
Дональд Максвелл «На Хаунслоу-Хит, 1735 год»
Дуэт налетчиков — Уильям Планкетт и Джеймс Маклейн прославились ограблением нескольких популярных в высшем свете особ. Это вызвало довольно странный эффект, когда менее знатные люди хвастались, что тоже стали жертвой грабежа со стороны Планкетта и Маклейна. Эти разбойники грабили путников в тогда еще необустроенном Гайд-парке в Лондоне. Король Вильгельм III, чтобы не стать жертвой налетчиков, даже повелел осветить масляными лампами дорогу через этот парк от дворца Сент-Джеймс до Кенсингтонского дворца, и она стала первой освещавшейся дорогой в Англии. В 1999 году английский режиссер Джейк Скотт снял романтический фильм «Планкетт и Маклейн». Хотя в фильме для них все складывается благополучно, но на самом деле Маклейн был осужден и повешен в Тайберне 3 октября 1750 года.
Рисунок Говарда Пайла. «Ограбление кареты»
Разбойник Джон Ранн отличался остроумием и обаянием, а еще был модником — он даже получил прозвище в честь 16-ти разноцветных полос, украшавших его шелковые бриджи. Джон пользовался успехом у женщин. Известно, что он делил в качестве любовницы Летицию Смит с братом короля Георга IV, герцогом Йоркским.
Но, жизнь его пошла «под откос» после ограбления капеллана принцессы Амелии возле Брентфорда в 1774 году. Его схватили, отправили в тюрьму Ньюгейт и приговорили к казни. Но Джон и в этой ситуации не пал духом. А в честь своей казни закатил прощальный ужин в тюрьме, на котором присутствовали 7 его любовниц. 30 ноября 1774 года он взошел на эшафот в Тайберне в специально сшитом горохово-зеленом костюме, весело шутил с палачом и толпой, собравшейся внизу. И даже станцевал для зрителей джигу. Но потом все же был вздернут на виселице. Было ему 24 года.
Но самым необычным разбойником с большой дороги в Англии можно назвать аристократку Кетрин Феррерс, в замужестве Фэншоу. Ее семья владела обширными поместьями в графстве Хартфордшир, но лишилась части из них, когда отчим и мать Кетрин встали на сторону короля Карла I во время Гражданской войны. По легенде Кетрин Феррерс промышляла разбоем на местной дороге в отсутствие мужа, чтобы поправить свое материальное положение. И якобы 13 июня 1660 года при очередном ограблении на дороге Номэнсленд-Коммон в Уитхампстеде она была тяжело ранена и умерла, пытаясь добраться до тайного убежища в Маркайт-Келл. Когда ее нашли, она была в мужской одежде. Согласно легенды, ее сообщник Ральф Чаплин пойман и казнен на Финчли-Коммон вскоре после ее смерти.
В начале XIX века грабежи на английских дорогах стали сходить на нет и окончательно прекратились с появлением сети железных дорог. Последней известной шайкой дорожных разбойников стала «Бригада Ханхэма и Кок-роуд», арестованная в 1850 году.
Олег Логинов
Статьи по теме: