ФОТОРЕЙТИНГ «КАЗНИ «ПРЕДАНИЕ ЗВЕРЯМ»
(EXECUTIONS THE DAMNATIO AD BESTIAS).
По версии Олега Логинова.
Казнь, ассоциирующаяся с Древним Римом, под названием «Damnatio ad bestias» («Предание зверям») была придумана на Востоке. Там преступников бросали на растерзание зверям по меньшей мере, с VI века до н. э. Римлянам такая расправа понравилась своей эффектностью. Известно, что первым ее предложил римскому народу полководец Луций Эмилий Павел, который подсмотрел ее в ходе войны с Македонией в 168 году до н. э.
Первоначально в Риме бросали зверям на съедение чужеземцев и дезертиров из римской армии. Потом таким образом стали казнить рабов. Со временем растерзание зверями стало считаться позорной казнью, которая предназначалась для самых отъявленных преступников и провинившихся рабов. И только во времена Римской империи ей стали подвергать христиан.
Обычно, перед тем как на арену выпускали зверей, приговоренного прогоняли перед зрителями с табличкой на шее, где указывалось его преступление. Если осужденного привязывали к столбу, табличку с надписью прибивали сверху.
Наступил момент, когда предание зверям стало излюбленным цирковым зрелищем римлян.
На арену выводили экзотических для римлян животных: львов, тигров, слонов, носорогов, жирафов. За один раз убивали до 5 тысяч зверей. Чернокожие африканские рабы сражались со львами и носорогами, испанцы — с быками, германцы — с медведями. Те из бойцов-вектаторов, кому удавалось выжить в схватке с голодными хищниками, получали свободу.
Жан-Леон Жером. «Львов прогоняют с арены». (1902).
В I—III веках н. э. казнь применялась преимущественно для расправы с ранними христианами, получил известность лозунг: christianos ad leones — «христиан львам». Благодаря этому эта казнь стала одной из самых известных причин мученической кончины христианских святых. сражения гладиаторов с хищниками продолжались вплоть до 405-го, а травля зверей — до 526 года.
Жан-Леон Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью».
Во времена Республики в Древнем Риме существовало наказание – бой на арене с дикими зверьми. Оно считалось более мягким, чем сожженне или распятие на кресте.
Федор Бронников. «Выход на арену цирка». (1869).
Но во времена Империи, эта казнь трансформировалась. Христиан выводили на арену не биться со зверьми, а просто на расправу.
Алессандро Маганца. «Мученичество святой Гликерии Ираклийской». (XVI век).
Раннехристианская мученица Гликерия Ираклийская была казнена при императоре Антонине Пие. Она была дочерью римского анфипата (градоначальника). За приверженность вере Гликерию сначала пытались побить камнями, но камни не коснулись ее. Потом ее подвергли пыткам – строгали тело железом, морили голодом, били. Но она устояла. Наконец ее казнили в Ираклие. Гликерию бросили на растерзание львам. Первая львица легла у ног ее, но вторая загрызла, не растерзав тело Гликерии.
Федор Бронников. «Мученик на арене цирка». (1869).
Христианские легенды повествуют, что когда молодой человек по имени Германик был брошен львам, он держался настолько мужественно, что несколько язычников, вдохновленных его смелостью, обратились в веру.
Св. Евфимия
Евфимия Всехвальная (Евфимия Халкидонская) была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений при императоре Диоклетиане Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Марса.
После того, как Евфимия отвергла предложения Приска, ее подвергли различным истязаниям колесом с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, однако ее спас ангел, остановивший колесо и исцеливший раны. Потом ее должны были бросить в печь, но воины Виктор и Сосфен увидели двух ангелов и сами стали христианами. Видя мужество Евфимии, Приск приказал отдать ее на растерзание зверям.
Но львы и медведи, приблизившись к ней, только облизали ноги. Одна лишь только медведица нанесла ей небольшую рану. Однако и этой раны измученной Евфимии хватило, чтобы истечь кровью.
ЖанЛеон Жером. «Христианские мученики». (1883).
Чтобы публике было удобнее в сумерках наблюдать кровавое представление, устраивалось оригинальное освещение. Устанавливались кресты с распятыми христианами, которых обмазывали смолой и поджигали, превращая в факелы.
Филипп Жак ван Бри. «Два мученика». (XIX век).
Damnatio ad bestias (букв. «предание зверям») – вид смертной казни в Древнем Риме посредством бросания осужденного на растерзание зверям на цирковой арене.
Ян Стыка. «Растерзание животными». Иллюстрация к роману Синкевича «Камо грядеши». (1902).
Этот вид казни был позаимствован Римом во 2 веке до н.э. с Древнего Востока, где аналогичное наказание существовало по меньшей мере с 4 веке до н.э.
Брайтон Ривьер. «Даниил во рву львином».
При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись «Мене, Такел, Перес», появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.
«Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Книга пророка Даниила 5:26-28).
При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим.
Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза
Алексей Марков. «Евстафий Плакида в Колизее»
Евстафий Плакида был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).
Евстафий перенес испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова — слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в Египет был разлучен со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрел своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны.
После окончания боевых действий Евстафий с почестями вернулся в Рим с армией Траяна. Во время празднования императором Адрианом, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашенный со своей семьей Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и объявил себя христианином. Евстафий, осужденный со своей семьей на растерзание дикими зверями, не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскаленного медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть.
Св. Евстафий считается покровителем охотников.
Неизвестный художник. «Гонения на христиан».
Мода винить христиан во всех бедах продолжилась и в правление императора Траяна (98 — 117 гг.). Например, мученическую смерть в этот период принял Игнатий, епископ церкви в Антиохии, столице Сирии. В 110 году его бросили в Риме на растерзание диким зверям. Выходя на арену и уже слыша грозный рык хищников, он сказал:
— Я пшеничное зерно Христа; я возвращусь в землю посредством зубов и клыков диких животных, чтобы стать чистым хлебом.
Святая Бландина
Святая Бландина, терзаемая львами. Гравюра. XIX в.
Христианка Бландина была рабыней. Брошена на съедение зверям вместе с другими христианами в 177 году в Лионе. Мощи казненных 48 христиан-мучеников покоятся в Лионе.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетисточников