ПЕРВЫЙ СЕРЫЙ КАРДИНАЛ
(THE FIRST GREY CARDINAL)
Считается, что первым человеком, которого стали называть «серым кардиналом» был монах-капуцин отец Жозеф, ближайший помощник кардинала Ришелье.
И хотя складывается впечатление, что личность отца Жозефа демонизируют, чтобы он соответствовал образу тайного кукловода, человеком он был весьма интересным.
ПОМОЩНИК РИШЕЛЬЕ
Если кто и был кукловодом во Франции XVII века, то это только Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье. Когда он стал в 1624 году первым министром короля ситуация во Франции была сложной. Ее Ришелье в своем письме к королю выразил ее так: «Когда Ваше Величество соблаговолили призвать меня в Ваш Совет, могу удостоверить, что гугеноты разделяли с Вами власть в государстве, дворяне вели себя так, словно не были Вашими подданными, а губернаторы чувствовали себя суверенами своих земель… союзы с иностранными государствами были в запущенном состоянии, а собственная корысть предпочиталась общей пользе».
И тогда Ришелье начал проводить политику для «общей пользы». И хотя эту «пользу» он видел главным образом в упрочении королевской власти, его политика безусловно шла на пользу Франции.
В 1609 году Ришелье познакомился с монахом капуцинского ордена и проповедником отцом Жозефом. Его настоящее имя было Франсуа Леклер дю Трамбле. Он был дворянином по рождению, унаследовавшим титул барона де Мафлиер, получил военную выучку в лучшей во Франции Академии Плювинеля, в молодости служил в армии, участвовал в осаде Амьена в 1597 году, однако в 1599 году, в возрасте 22 лет, резко изменил свои взгляды и принял постриг в монастыре капуцинов. Это был поступок весьма странный. Аристократ в расцвете лет не только отрекался от бренного мира в пользу духовной жизни, но обрекал себя на лишения. Орден капуцинов был известен суровой дисциплиной и аскетическим образом жизни монахов. Но на духовном поприще дю Трамле, принявший имя отца Жозефа, сумел проявить себя. Он вскоре получил известность, как эрудированный теолог и талантливый проповедник.
А когда Ришелье стал первым министром, он сделал отца Жозефа начальником канцелярии и своей правой рукой. И уже в 1624 году отправил его с важной миссий в Рим. За должностью начальника канцелярии первого министра скрывалась настоящее положение отца Жозефа, который стал руководителем разветвленной шпионской сети во Франции и в Европе и главным советником руководителя кабинета министров. А поскольку Ришелье на основе его советов давал свои советы королю, то можно признать отца Жозефа «серым кардиналом» Франции. Правда его во Франции называли несколько иначе – «серым преосвященством». Кардинальской шапочки он был удостоен лишь под конец жизни. По поводу слова «серый» до сих пор не утихают дискуссии. Сутана отца Жозефа, как и у других монахов из ордена капуцинов, была коричневой. Появилась версия, что ««серым преосвященством» его прозвали из-за того, что он ходил в сером плаще. Но наиболее вероятным представляется другая версия. Говорят, что во французском языке того времени серым называли все «нецветное», то есть и коричневую сутану Жозефа. А поскольку его аскетическое одеяние резко контрастировало с цветными пышными нарядами придворных, а при этом он, зная от шпионов всю их подноготную, то и выглядел для них неприметной, но опасной серостью. И в принципе, так оно и было.
ТАЙНЫЕ ДЕЛА
Людовик XIII и кардинал Ришелье.
Первому министру короля, кардиналу Ришелье было непросто. Франция раздиралась религиозной враждой, и гугеноты в ней были своего рода государством в государстве. Приходилось постоянно бороться с влиянием габсбургской династии в Европе и королевы Анны Австрийской внутри страны.
То и дело возникали заговоры с целью устранения, как короля Людовика III, так и Ришелье. Один только брат короля, герцог Гастон Орлеанский организовывал три таких заговора. И неудачи этих заговоров во многом связаны именно со шпионской сетью отца Жозефа. Правда, лавры достались не ему, а Ришелье, который вошел в историю, как основатель первой в Европе разветвленной сети шпионажа. Зато репутацию Ришелье испортили методы помощника — доносы, грубые подлоги, обман и стравливание людей. Их тоже приписывают ему, а не отцу Жозефу. И все же необходимо отметить, что и Ришелье и Жозеф, блюли некую дворянскую честь. До заказных убийств высокопоставленных особ они не опускались. Если те и злоумышляли против короля, то находили свою смерть на плахе по приговору суда, как это случилось с графом Шале, герцогом Монморанси, маркизом де Сен-Маром и прочими заговорщиками.
А вообще, получить представление о реальных деяниях отца Жозефа можно, если взять роман Дюма «Три мушкетера» и убрать оттуда романтическую составляющею.
Например, настоящий Рошфор был пажом у Ришелье. А потом стал одним из лучших шпионов отца Жозефа. Нарядив его монахом ордена капуцинов и тщательно проинструктировав, Жозеф отправил Рошфора в Брюссель, где тот сумел вкрасться в доверие к маркизу Лекю, любовнику одной из влиятельных заговорщиц против французского короля, герцогини де Шеврез, фигурирующей в «Трех мушкетерах», как приятельница Арамиса, таинственная белошвейка.
Лекю доверился монаху и передал ему несколько писем для друзей в Париже. Но прежде, чем доставить эти письма адресатам, Рошфор передал их отцу Жозефу. Письма были зашифрованы, но Ришелье не зря держал на службе Антуана Россиньоля, которого считают отцом современной криптографии. Тот взломал шифр. И благодаря этому был раскрыт заговор, организованный Гастоном Орлеанским и герцогиней де Шеврез. В нее был влюблен придворный герцога Ордеанского, Анри де Талейран-Перигор, граф де Шале. И она почти как Миледи в «Трех мушкетерах» превратила его в орудие убийства. Вызвала в нем ревность к Ришелье и отправила убить кардинала.
Герцог Бэкингем
В романе Дюма Миледи срезала по заданию кардинала у герцога Бэкингема две алмазные подвески, подаренные ему французской королевой. Но говорят, что в реальности это сделала супруга английского посла в Париже, графиня Люси Карлейль. Якобы она была любовницей Бэкингема, а Ришелье и отец Жозеф сумели нашептать ей, что он хочет ее бросить ради связи с французской королевой.
Благодаря шпионам был раскрыт еще один заговор Гастона Орлеанского, заключившим тайное соглашение с Испанией. Он тайно и без позволения короля женился на сестре герцога Лотарингии Карла IV, Маргарите. А неугомонная герцогиня де Шеврез, перебравшись в Лотарингию, якобы соблазнила самого Карла IV. Лотарингия должна была стать местом мятежа против короля, но отец Жозеф и Ришелье опять прознали про планы заговорщиков. Королевская армия вошла в Лотарингию, подавив заговор в зародыше. Герцог Монморанси, поднявший мятеж в Лангедоке, был казнен. А герцогу Орлеанскому король дал более полутора миллиона ливров за сдачу участников мятежа и примирился с ним.
ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
Картина Жана-Леона Жерома. «Серое преподобие»
Говорят, что не менее искусно отец Жозеф проявил себя и на внешнеполитической арене. Хотя на этот счет есть определенные сомнения. Якобы именно он посоветовал Ришелье, чтобы противостоять Габсбургам, рассчитывавшими восстановить свою власть над Германией, заключить тайные соглашения с немецкими протестантскими князьями. В результате католические священнослужители Ришелье и отец Жозеф поддерживали протестантских князей против католика — императора Священной Римской империи Фердинанда II. По легенде отец Жозеф якобы при встрече с Фердинандом II коварно посеял в нем зерна сомнения в отношении его лучшего военачальника герцога Альбрехта фон Валленштейна. И тот сначала отдалил от себя Валленштейна, а потом и вовсе послал к нему убийц. Однако историки считают эту версию спорной.
В биографиях отца Жозефа указывают успешное выполнение им важной миссии в 1630 году в Регенсбурге. На самом деле он эту миссию провалил. В Регенсбурге Жозеф на пару с послом Шарлем де Леоном подписал от имени Франции соглашение, в котором император Священной Римской империи подтверждал права герцога де Невера на Мантуанское наследство в Италии, а Франция за это отказывалась от союза с протестантами в Германии. Ознакомившись с документом, Ришелье пришел в ярость. Он отказался ратифицировать это соглашение, что повлекло серьезный международный скандал.
И тем не менее, вскоре Ришелье вернул свое доверие отцу Жозефу, понимая, что без правой руки ему не прожить. Он хотел сделать его своим преемником, и в 1638 году все-таки выхлопотал для него кардинальскую шапочку. Но «серому кардиналу» не суждено было долго в ней красоваться. 17 декабря 1638 года он скончался.
ЭПИЛОГ
«Серого кардинала» похоронили рядом с монахом-дворянином де Жуайезом, принявшим его в Орден капуцинов. В глазах многих коварство и добродетель упокоились рядом.
Вскоре неведомо откуда на могильной плите появилась надпись: «Прохожий, не странно ли, что Бес покоится рядом с Ангелом».
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги по теме: