Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ВАМПИРЫ И ОБОРОТНИ (VAMPIRES AND WEREWOLVES)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ВАМПИРЫ И ОБОРОТНИ

(VAMPIRES AND WEREWOLVES)

Несколько лет назад на экранах кинотеатров появился фильм Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». Общее впечатление – сказка! Но, может быть, в этой сказке действительно есть «намек, добрым молодцам урок».

Мир прочно подсел на вампирскую тематику. Книги, фильмы и телесериалы про вампиров пользуются большим успехом и создают впечатление, что человечество на всем протяжении всего своего развития существует бок о бок с иным миром, населенном вампирами и оборотнями. В этой связи попробуем воссоздать некую альтернативную историю. Но для начала возьмем на веру, что вампиры и оборотни действительно существуют, однако «очеловечим» их. Не будем считать, что представители иного мира обладают теми волшебными свойствами, которые им приписывают. Представим, что вампиры и оборотни такие же люди, которые погибают не от серебряных пуль и солнечного света, а от болезней и обычного оружия. Не превращаются они ни в волков, ни в летучих мышей. Единственно, может быть, умеют внушать свои перевоплощения окружающим. Предположим, что главное отличие представителей этого иного мира состоит в том, что вампиры жаждут нашей крови, а оборотни – плоти. Но при этом они научились искусно скрывать свою сущность и создали некие влиятельные тайные общества.

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

Зевс превращает Ликаона

У иного мира, как и у обычного, имеется своя мифологическая база. Например, она нашла отражение в мифах Древней Греции. В них имелся даже бог-оборотень. Не кто иной, как красавец Аполлон. В «Илиаде» Гомер называет его рожденным от волчицы. А прародителем людей-волков считался первый царь Аркадии Ликаон. Как-то он посмел жестоко пошутить над Зевсом и угостил его человеческим мясом. Узнав об этом, Громовежец воспылал гневом, он обратил Ликаона в волка, а около полусотни его детей уничтожил, сохранив жизнь только самому младшему. Удивительно, но аркадцы почитали Ликаона и в честь него проводили пышные празднества — Ликайи, во время которых посвящаемые юноши после принесения человеческой жертвы на девять лет становились волками.

Если же брать за основу не древнегреческие мифы, а библейские легенды, то вообще, за человечество становится просто страшно. Первым человеком, рожденным на Земле, как известно, стал братоубивец Каин. И говорят, что именно он стал и первым вампиром. По легенде, когда Бог отправил Каина в наказание за убийство Авеля в вечное скитание, его отыскала первая жена Адама Лилит, которая к тому времени стала злым демоном, убивающим младенцев. Она сделала Каина вампиром. Он построил первый город на Земле, населенный людьми и вампирами. Город уничтожили ангелы, но 13 внуков Каина, которых называют Патриархами, продолжили «кровавое» дело деда и образовали свои вампирские кланы, действующие по всему свету и оказывающие влияние на мировую политику.

ДРЕВНИЙ МИР

Картина Рубенса. «Ромул, Рем и волчица». (1616) 

Говорят, что вампирами были многие влиятельные жрецы в Древнем Египте. Не доказуемо, но вполне вероятно из-за жестоких культов в этом государстве. А еще говорят, что Вампиры преподнесли Александру Македонскому некое магическое кольцо, благодаря которому он завоевал полмира. Но не хотелось бы принижать полководческий талант Александра Великого и относить его победы на счет магии.

Однако складывается впечатление, что вампиры и оборотни все же играли заметную роль в Древнем Мире и его история привязана к войне между ними. В некоторых странах верховодили вампиры, в других оборотни, а потом эти страны начинали военные действия друг против друга. Но при этом похоже, что вампиры и оборотни зачастую жили и конфликтовали и в рамках одного и того же государства.

Можно предположить, что без участия оборотней не обошлось создание Римской республики. Как известно, основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицей. А у подножия Палатинского холма, где по преданию она их выкормила, каждый год проводились празднества Луперкалии (от лат. lupus волк). Возможно, и римская армия стала сильнейшей в мире благодаря оборотням. Одними из самых уважаемых легионеров были сигниферы, опытнейшие воины, несшие сигнум – знак легиона. Они даже получали двойную плату. И у них была традиция поверх шлемов носить волчьи шкуры. А для превращения человека в оборотня считается необходимым намазаться специальной мазью и набросить на себя волчью шкуру. Представьте, какой ужас испытывал противник, когда в его ряды врывался сигнифер в волчьей шкуре, а за ним яростно устремлялись легионеры, чтобы не допустить позора от захвата легионного орла врагом.

Однако по мере расширения римских границ, в Республику начали проникать иные культуры и нравы. В Риме укоренились верования о ламиях, эмпузов и лемуров, так называли призраков-кровососов. В период Империи вампиры уже стали частицей власти. Они даже вовлекли в свои ряды императора Тиберия. Говорят, что в юности и зрелости любимым развлечением Тиберия были разнузданные ночные оргии, во время которых он перегрызал артерии юных девушек и высасывал из них кровь. От нее, по свидетельствам современников, император пьянел больше, чем от вина. К концу своего правления, тяга императора к крови была столь велика, что утром и на ночь он выпивал по полуралитровому кубку с коктейлем из женского молока и крови девочек.

ВОТЧИНЫ ОБОРОТНЕЙ

Таким образом, в мире сложились две могущественные коалиции. Два самых развитых древних государства – Египет и Рим оказались во власти вампиров, но в большей части Европы, населенной так называемыми варварскими племенами явно «правили бал» оборотни. Геродот передавал рассказ о некоем североевропейском племени,   члены   которого ежегодно на несколько дней превращались в волков. Германские  воины-волки, по преданию, так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали врагов своими щитами. У древних германцев и викингов их боги Один и Вотан были прообразами оборотней. Один даже изображался в волчьей маске, кормящим двух священных волков на троне под деревом мира. Оборотнями вполне могли быть у викингов легендарные берсерки, отчаянные воины, сражавшиеся без доспехов. Иногда их еще называли «ульфхеднеры», то есть волкоголовые. Скандинавская «Сага о Инглингах» довольно ярко описывает неистовство берсерков, которые перед боем от нетерпения грызли щиты и рычали, как волки. А в бою они продолжали драться, даже лишившись ноги или руки. Чтобы подчеркнуть свою звериную сущность, берсерки практиковали ритуальное людоедство, что еще более усиливает их сходство с оборотнями.

Князь Всеслав

В конце концов, Рим не устоял и пал под набегами варваров. А позже викинги завоевали Францию и Англию. И оборотни получили перевес на Земле. Но противостояние между вампирами и оборотнями не прекращалось. Возможно, в какой-то период его эпицентром стала Восточная римская империя, где византийские вампиры старались устоять от нашествий оборотней, состоявших на службе в древнерусских дружинах. В русских былинах и сказаниях немало персонажей, умевших обращаться в животных, в том числе в волков. Можно вспомнить былинного богатыря Вольгу Святославовича. А в «Слове о полку Игореве» рассказывается о реальном персонаже – полоцком князе Всеславе Брячиславовиче из Рюриковичей. И говорится, что по ночам князь превращался в волка. Может быть, сверхестественные способности позволили Всеславу княжить в Полоцке аж 57 лет. Правда, в истории он больше запомнился тем, что захватил Новгород, где снял колокола с Софийского собора и увез их к себе в Полоцк.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Война между вампирами и оборотнями поутихла, когда в Средние века на тех и других ополчилась Инквизиция. После того как тысячи представителей иного мира были сожжены на кострах, оставшиеся в живых предпочли уйти в тень и более не афишировать свою деятельность. К тому же есть версия, что в этот период католическая церковь начала формировать тайные отряды охотников за нечистью. Однако полностью ликвидировать монстров в человеческом обществе не удалось. То и дело в разных странах появлялись подтверждения существования вампиров и оборотней.

Складывается впечатление, что в определенный период особенно много их развелось во Франции. В хрониках описывается колдунья, умершая в 1345 году в Лювэнс, которая превращалась в различных животных и нападала на людей. Когда разрыли ее могилу, то оказалась, что она проглотила накидку, покрывающую лицо. Колдунью посчитали вампиром и вогнали ей деревянный кол в грудь. Но та, видимо, оказалась оборотнем. Она продолжила по ночам разгуливать по городу, используя этот кол как оружие. Избавились от нее, только когда сожгли труп. Вообще во Франции в XVI-XVII веках произошло какое-то нашествие оборотней. Говорят, что только за 110 лет (с 1520 по 1630 гг.) в этой стране по обвинению в ликантропии (оборотничестве) было казнено аж 30 тысяч человек.

Карта мира по расселению вампиров и оборотней в то время была довольно пестрой, но при этом в той или иной стране обычно преобладал один вид нечисти. Есть основания полагать, что прибежищем оборотней стали страны некогда населенные викингами или их потомками: Скандинавские государства, Франция, Англия, Исландия, Русь. Гнезда вампиров обосновались в Восточной Европе, прежде всего в Валахии (Румыния), где буйствовал незабвенный граф Дракула, он же Влад Цепеш, и в Польше. Не случайно еще в 1693 году, польский священник обратился к ученому штату Сорбонны за советом, как он должен поступать с телами тех, которых определили как вампиров. А в 1746 году вышел в свет трактат французского схоласта Дона Августина Кальме «Размышления о появлении ангелов и духов, и привидений, и вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии». В Азии рассадником вампиров была Индия, где был силен культ кровососущей богини Кали и в верованиях фигурировали вампироподобные создания, типа Брахмаракшасы и Бхута. А Япония и Китай, судя по всему, отдали предпочтение оборотням в образе людей-лис.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В XVIII веке власти Восточной Пруссии и Габсбургской монархии стали получать от своих жителей жалобы на нападения вампиров. А первыми официально задокументированными вампирами стали Петер Плогожович из словацкой деревушки в Восточной Пруссии и Арнольд Паоле из Сербии. Плогожович после своей смерти в 1725 году являлся к жителям родной деревни Кислово и отправил вслед за собой в могилу 7 человек. Когда вскрыли его могилу, то обнаружили, что мертвец забрызган кровью. Бывший гайдук Паоле при жизни рассказывал, что на него напал вампир во время службы в Косово.  Поэтому когда после его смерти в 1726 году, в его деревне Медведя  умерло 16 соседей, то все решили будто они стали жертвой Арнольда.

Существует версия, что под видом иностранных специалистов немецкие вампиры начали массово переселяться в Россию при Петре I, спасаясь от охотников за их головами у себя на родине. С тех пор российское дворянское сообщество оказалось изрядно разбавлено вампирами. В России они долгое время чувствовали себя весьма вольготно, практически безбоязненно пив кровушку из подневольных крепостных. В 1841 году была напечатана повесть Алексея Константиновича Толстого «Упырь», в которой представлено спокойное существование в подмосковном дворянском обществе вампиров в лице бригадирши Сугробиной и статского советника Теляева. Окружающие знали об их жизни после смерти, но никто не собирался отправлять их обратно в могилу.

Похоже, что «вампирской» страной стали и США. В фильме Бекмамбетова про президента Линкольна выдвигается любопытная теория, что вампиры подмяли под себя бизнес, связанный с экспортом в Америку рабов из Африки. Если это так, то они неплохо устроились и в Южной и Северной Америках. А в самой популярной вампирской саге XXI века Стефани Майер: «Сумерки», «Новолуние», «Затмение», фильмы по которой стали культовыми, выражается идея, что вампиризм присущ белым переселенцам Америки, а оборотничество – коренным жителям – индейцам. Не исключено, что в этом есть рациональное зерно.

Революции и войны начала ХХ века отнюдь не истребили нечисть на планете. Они сделали ее только гибче и хитрее. За много веков вампиры и оборотни научились находить компромисс между собой и уживаться в одной и той же стране. Складывается впечатление, что особо крепкий альянс между ними сложился в III Рейхе. Тем более, что пропитания в виде узников концлагерей для тех и других там было в достатке. Свидетельством тому, что перед войной в Германии водилось немало вампиров, служат разоблачения таких известных маньяков, любивших пить кровь, как Петера Кюртена, получившего прозвище «Дюссельдорфский вампир» и Фрица Хаармана по прозвищу «Вампир из Ганновера». Говорят, что в фашистской Германии вампиры получили большое влияние в спецслужбах, а оборотни – в армии. Вооруженные формирования нацистов еще до прихода Гитлера к власти стали называться «Вервольф» («Оборотень»). А позже так была названа ставка фюрера под Винницей.

МИРОВАЯ ПАЛИТРА

Современную альтернативную карту мира можно попробовать составить на основе криминальной статистики. Похоже, что вампиризм прочно укоренился на территории Южной и Северной Америк. А в Европе – в Германии, Италии и Польше. Например, в той же Польше получили известность несколько маньяков-кровососов: «Вампир из Кракова» Кароль Кот, Станислав Модзелевски из города Лодзь, осужденный за семь убийств и шесть попыток убийства, Джулиан Колтун из Варшавы, приговоренный к смерти в 1982 году за изнасилование семи женщин и питье их крови. Но больше всего ужаса на эту страну навел таинственный «Вампир из Заглембья». Ходили слухи, что Вампир намеревается убить тысячу женщин в ознаменование тысячелетия Польши. За его преступления в 1975 году к смертной казни были приговорены Здзислав и Ян Мархвицкие.

 Однако складывается впечатление, что ныне вампиры и оборотни действуют в связке. А их гнездами стали разного рода секты и криминальные сообщества. Не случайно в сицилийской мафии и Якудза давно укоренились традиции клятв на крови. Так, посвящаемые в Якудзу должны были испить крови из чаши перед алтарем Синто.

Но еще ярче проявились жестокие пристрасти в неаполитанской мафии Каморра. В далеком 1820 году произошла так называемая Неаполитанская революция, лидерами которой стали сельский священник из Калабрии Ринальди и глава Каморры Гаэтано Маммоне. Если можно верить Александру Дюма и итальянским авторам, из записок которых он черпал факты, то эти двое воплотили в себе союз оборотня и вампира: «Ринальди пожирал полусырую плоть; Маммоне пил кровь прямо из ран».

Гаэтано Маммоне, по прозвищу «Мельник из Соры», имел обыкновение утолять свою жажду кровью пленных французов. Итальянский историк Винченцо Куоко писал о нем: «Ему так нравилась кровь, что он пил ту, которая текла из ран несчастных, убитых им собственноручно или по его приказанию. Пишущий эти строки видел, как он пил собственную кровь после кровопускания, а также ходил к брадобрею за кровью людей, которым отворяли кровь до его прихода. На обеденном столе у него почти всегда высилась отрубленная голова, а пил он из человеческого черепа». И такого человека король Фердинанд IV произвел в полковники и бароны.

Олег Логинов

Статьи по теме:

Вампиры Средневековой Европы 

Вампиры легендарные 

Ведьмы 

Воровские суеверия 

Выжить в авиакатастрофе 

Оставьте отзыв