ФОТОРЕЙТИНГ «10 ЖЕНЩИН, ОБЕЗГЛАВЛЕННЫХ НА ГИЛЬОТИНЕ»
(WOMEN BEHEADED ON THE GUILLOTINE).
По версии Олега Логинова.
Грета Баер
Грета Баер, дочь мэра Бранде, убила мужа и троих своих внебрачных детей. В семнадцать лет она вступила в любовную связь с молодым Дрезденским коммивояжером по имени Йоханнес Генрих Меркер. Он него она и родила троих детей, и убила каждого сразу после рождения. Позже она обручилась с одарённым инженером по имени Курт Пресслер.
С одной стороны Грете не хотелось выходить замуж за Курта. У нее уже был любовник Йоханнес Меркер, и она не собиралась расставаться с ним. В то же время, она также не хотела отказываться от денег Пресслера. И тогда она придумала, как ей казалось очень умный план.
13 мая 1907 года Грета пришла навестить своего будущего мужа. Она сказала Пасслеру, что у нее есть для него сюрприз и попросила его закрыть глаза. А когда он выполнил ее просьбу, Грета направила в его открытый рот дуло пистолета, и спустила курок. Затем она бросила револьвер рядом с убитым, положила в ящик его стола поддельное завещание в свою пользу и, также фальшивое, прощальное письмо жениха, в котором тот будто бы писал, что запутался в любовных интригах и уходит из жизни, чтобы не потерять ее любовь.
Эти фальшивки были столь искусно выполнены, что ввели в заблуждение полицию, которая поверила в версию самоубийства. В результате Грета к своей красоте и молодости добавила свободу и финансовую независимость, обретенную благодаря приличному наследству Пресслера.
Но всего этого Баер вскоре лишилась, когда намекнула о совершенном преступлении своему новому возлюбленному. В результате Грета Баер 23 июля 1908 года была казнена на гильотине по приговору суда.
Хотя по другой версии ей отсекли голову топором в городской тюрьме Фрейбурга, в Саксонии.
Олимпия де Гуж
3 ноября 1793 года была казнена в Париже посредством гильотины французская писательница и журналистка, политический деятель, феминистка, автор «Декларации прав женщины и гражданки» Олимпия де Гуж (Olympe de Gouges).
Будучи убежденной демократкой, Олимпия выступала против смертных казней в принципе, и против казни Людовика XVI в частности. Де Гуж находилась в оппозиции к якобинцам. Которые наоборот к казням призывали. И написала, направленный против них памфлет «Три урны». Этот памфлет стол ей жизни. Сначала Олимпию из-за него арестовали, а потом отправили на гильотину. Очевидцы отмечали мужество, с которым она встретила казнь. Ее последние слова были: «Сыны отечества отомстят за мою смерть».
Ныне ее именем названа площадь в Париже и несколько учебных заведений во Франции.
Люсиль Демулен
Анна-Люсиль-Филиппа Демулен (Anne-Lucile-Philippe Desmoulins) — жена видного деятеля Великой французской революции Камилла Демулена. Их брак был оформлен 29 декабря 1790 года в церкви Сен-Сюльпис, Робеспьер, Петион, Бриссо и Луи-Себастьян Мерсье.
Арест Камилла в ночь с 30 на 31 марта 1794 года потряс Люсиль, и она развернула лихорадочную деятельность, чтобы его спасти. Его судили вместе с Дантоном в рамках процесса дантонистов. Она даже написала письмо Робеспьеру, но оно либо не дошло до него, либо он не ответил.
На третий день процесса над дантонистами, 15 жерминаля II года (3 апреля 1794 года), некий Лафлот, заключённый Люксембургской тюрьмы, донёс в комитеты, что существует заговор с целью спасения подсудимых. А деньги заговорщикам, по его словам, передала Люсиль Демулен. На следующий день Сен-Жюст выступил в Конвенте от имени комитетов с докладом «О новом заговоре», где, в частности, говорилось: «Диллон, приказавший своей армии идти на Париж, показал, что жене Демулена были переданы деньги, чтобы вызвать волнения и убийства патриотов и членов Революционного трибунала». Люсиль была арестована и помещена в тюрьму Люксембург, а потом в Консьержери. На процессе её и других участников «заговора в тюрьмах» согласно проверенному принципу «амальгамы» объединили с самыми неожиданными «сообщниками», такими, как левый якобинец Шометт или как Франсуаза Эбер — вдова казнённого Жака-Рене Эбера, ярого противника Демулена.
Казнили всех 13 апреля 1794 года (25 жерминаля II года). Изысканно одетых и сохранявших хладнокровие, вдов Эбера и Демулена казнили первыми. Взойдя на эшафот, они обнялись, прежде чем умереть.
Говорят, что в последний миг своей жизни Люсиль с улыбкой произнесла: «Наконец-то, я снова увижу тебя, о, мой Камилл!»
Графиня Дюбарри
Внебрачная дочь сборщика податей Мари Жанна Бекю, графиня Дюбарри, была последней любовницей французского короля Людовика XV. Она начала свою карьеру в Париже куртизанкой, обзаведясь обширными знакомствами среди аристократов, которые пользовались ее услугами. Для того чтобы приблизить свою любовницу ко двору, король устроил ее фиктивный брак с братом графа Дюбарри, а также обеспечил ей поддельные документы, в которых доказывалось ее благородное происхождение. Став официальной фавориткой короля, мадам Дюбарри мало вмешивалась в политику, зато поражала высший свет экстравагантными платьями и прическами. Народ ее ненавидел, считая одним из символов безумной роскоши и расточительства.
Так всего за год уличная куртизанка стала благородной дамой — любовницей короля Франции. Но это дорого ей обошлось. В период Великой Французской революции из-за связи с Людовиком XV, Дюбарри казнили на гильотине 8 декабря 1793 года. Перед смертью она бессчетное количество раз повторила палачу Анри Сансону, с которым якобы имела любовную связь, одну и ту же фразу: «Еще минуточку, господин палач!».
Элен Жегадо
Элен Жегадо (Hélène Jégado) — французская служанка, серийная убийца. Предполагается, что она убила 36 человек с помощью мышьяка в течение 18 лет. Первая серия убийств произошла в период с 1833-го по 1841-й; затем Жегадо на 10 лет отложила яд в сторону – лишь для того, чтоб вернуться к убийствам в 1851-м году. В 1851 её арестовали и предъявили обвинение лишь в трёх убийствах, трёх покушениях на убийство и 11 кражах. Жегадо отрицала собственную вину, однако была признана виновной и приговорена к смерти. В 1852 году её казнили на гильотине.
Шарлотта де Корде
Джулиан Рассел Стори (Julian Russell Story). «Шарлотта Корде». (1889)
17 июля 1793 года была казнена посредством гильотины Шарлотта де Корде, четырьмя днями раньше заколовшая одного из самых кровожадных вождей французской революции, Жан-Поля Марата. Десяти дней Корде не дожила до своего 25-летия. Она была наследницей хорошего, хотя и обедневшего нормандского рода д’Армон, правнучкой великого драматурга Пьера Корнеля. На преступление ее сподвигло отвращение перед террором, а ее выбор в качестве жертвы пал на Марата после прочтения издаваемой им газеты «Друг народа», где было сказано, что для окончательной победы революции нужно казнить еще 200 тысяч человек.
Большую часть дня Марат проводил в ванне, водными процедурами он унимал мучившую его экзему. Чтобы проникнуть к нему в квартиру, Шарлота сказала, что хочет передать сведения о контрреволюционном заговоре. На эту уловку регулярно попадались тираны и революционеры, Марат не стал исключением. И получил удар кинжалом в сердце.
Бежать она не пыталась. И вскоре была приговорена к смертной казни.
James Edwin McConnell. «Murder Most Foul»
Подробно о последних часах жизни Шарлотты Корде в своих воспоминаниях рассказал палач Сансон. По его словам, он не встречал подобного мужества у приговоренных к смерти со времен казни де Ла Барра в 1766 году. Весь путь от Консьержери до места казни Шарлотта стояла в телеге, отказавшись сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину, она просила его отойти, так как никогда прежде не видела этого сооружения.
Шарлотту Корде казнили в половине восьмого вечера 17 июля на площади Республики. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот день устанавливать гильотину, подхватил отсечённую голову Шарлотты и нанёс ей удар по лицу. В газете «Революсьон де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счел необходимым опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину».
Статья по теме «Смерть Марата».
Мария Антуанетта
Французские революционеры решили извести королевскую семью под корень, чтобы никто из живых не напоминал о «проклятой монархии». Первым под нож гильотины угодил король Людовик XVI, которого обезглавили 21 января 1793 года. Но этого французским ревнителям свободы показалось мало, и они решили вслед за мужем отправить на эшафот его жену, королеву Марию Антуанетту, которая славилась красотой и приверженностью к родному австрийскому двору.
Мария Антуанетта была обезглавлена в 12 часов 15 минут пополудни королева на нынешней площади Согласия. Даже недруги отмечали, что смерть она приняла с поистине королевским достоинством. Якобинец Жак-Рене Эбер написал в своей газете «Папаша Дюшен», что «распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной».
Ее тело было брошено в общую могилу кладбища Святой Мадлены, где за 23 года до этого хоронили парижан, затоптанных во время празднеств по случаю бракосочетания Марии-Антуанетты и Людовика Бурбона.
Подробнее в статье «Казнь королевы Марии Антуанетты».
Вера Оболенская
Вера Аполлоновна Макарова в 1920 году эмигрировала с семьей из России во Францию. Отличалась красотой, а потому после окончания школы работала манекенщицей. В 1937 году вышла замуж за князя Николая Оболенского, приняла его фамилию и титул княгини. Казалось, все у русской красавицы складывается отлично. Но в 1940 году Францию оккупировала гитлеровская Германия. Оболенская вступила в движение сопротивления и стала генеральным секретарем подпольной организации Organisation Civile et Militaire — OСM («Гражданская и военная организация»). Эта организация занималась разведывательной деятельностью, а также организовывала побеги за границу английских военнопленных. В декабре 1943 года Вера была арестована на конспиративной квартире. 4 августа 1944 года она была казнена на гильотине в тюрьме Плетцензее. Палач в течение 18 секунд привел в действие гильотину. За выполненную работу он получил 60 марок, а его помощники по 8 папирос.
Манон Ролан
Манон Жанна Ролан де Ла Платьер (Manon Jeanne Roland de la Platière) родилась в состоятельной буржуазной семье. Ее отец торговал драгоценными камнями. Манон получила хорошее для своего времени образование. Она прониклась революционными идеями философов и с детских лет мечтала о высоком предназначении.
Замужество с революционно настроенным министром внутренних дел Жаном Роланом было основано на расчете, она хотела посвятить себя революции вместе с ним. Умная и властная Манон принимала участие в его политических делах. Её салон стал местом встречи революционеров, здесь обсуждались политические вопросы.
Как утверждается, Манон ненавидела монархию, когда ее муж получил должность министра, она настаивала на решительных действиях против королевской семьи и аристократии.
Она была одним из лидеров партии жирондистов, но их противник — партия якобинцев оказалась хитрее. В этой игре жирондисты проиграли. Друзья уговаривали Манон бежать, бывшие друзья якобинцы давали ей время исчезнуть. Благородная Манон решила спасти мужа-соратника, она помогла ему бежать, а сама осталась в Париже, уверенная в своей неприкосновенности.
Манон была арестована. В тюрьме она написала свои известные «Мемуары», считающиеся важным памятником жирондистской мемуарной литературы, в котором вполне отразились её республиканские взгляды. По своей откровенности они напоминают «Исповедь» Руссо. 8 ноября 1793 года Ролан предстала перед революционным трибуналом, который приговорил ее к смерти.
Манон Ролан была казнена 9 ноября 1793 году в возрасте 39 лет. На эшафоте она воскликнула: «Какие преступления совершаются во имя свободы!».
Мемуары ее сохранил натуралист Боск и опубликовал впервые после 9 термидора под заглавием: «Appel à l’impartiale postérité». Мемуары переведены на русский язык в 1893 году.
София Шолль
София Шоль, является символом ненасильственного сопротивления нацизму. София вместе со своим старшим братом Гансом Шолем и несколькими другими студентами Мюнхенского университета создала группу «Белая Роза», участники которой проводили мирные анти-нацистские акции.
18 февраля 1943-го Софи и Ганс были задержаны в университете. Чуть позже были арестованы другие члены «Белой Розы». Процесс над Гансом, Софи и Кристофом Пробстом состоялся 22 февраля 1943 года. Суд признал всех троих виновными в госизмене и приговорил к смертной казни. В тот же день приговор был приведён в исполнение: все трое были гильотинированы в мюнхенской тюрьме Штадельхайм.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.