КАПИТАН СИТЦЕВЫЙ ДЖЕК
(JACK RACKHAM)
Существует версия, что прототипом Джека-Воробья из «Пиратов Карибского моря» стал позер, модник и ловелас Джек Рэкхем.
КОНТРАБАНДИСТ
Джек Рэкхем родился в Лондоне в 1682 году. Говорят, что его отцом был портной, который спился и разорился, а потому юный Джек подался на флот за куском хлеба. Но его амбиции простирались гораздо дальше обычной флотской службы. К тому же на дворе стол так называемый «Золотой век пиратства». Стар и млад, затаив дыхание, слушали рассказы том, как Генри Морган, Джон Эйвери и другие пираты сказочно разбогатели на поприще «джентльменов удачи».
Сначала Джек попробовал разбогатеть на ниве контрабанды. В 1700 году для поддержки местных красилен и производителей шерсти английский парламент запретил ввоз в страну окрашенного ситца. И Рэкхем начал возить эту ткань из Индии в обход запрета. Однако спрос на ситец в Англии неуклонно падал год от года, и разбогатеть у Джека не получилось. Но на память о контрабандистском прошлом у него осталось прозвище «Калико Джек». У Рэкхема явно проявились отцовские гены – он разбирался в тканях и любил выпить. Джек щеголял в ярких рубашках из набивного ситца и необычных полосатых бриджах. За яркий цвет одежды его и прозвали «Калико». А еще он был весьма недурен собой, поэтому нередко его также называли «Красавчик Джек».
БУНТ НА КОРАБЛЕ
«Калико Джек» не терял надежды поймать удачу за хвост и в поисках ее отправился Вест Индию, где заделался пиратом. Первая достоверная информация о Рэкхеме датируется 1717 годом. В то время он в качестве старшины-рулевого состоял на судне «Сокровище», в команде известного пирата Чарльза Вейна. На тот момент ему исполнилось 34 года, он был уже достаточно тертым морским волком, умевшим управлять людьми и постоять за себя. А между тем, служить под началом Вейна было очень непросто. Тот славился своей жестокостью, как по отношению как к пленникам, так и к пиратам. Он не считался с мнением даже своих соратников. Известно, что его ближайший помощник Йитс предпочел со своей командой сбежать от Вейна и обратиться к властям за королевским помилованием в обмен на отказ от пиратской деятельности.
Возможно, единственным из команды, кто имел мужество выступать против Вейна, был Рэкхем. Как-то Чарльз по своему обыкновению присвоил из общей добычи поверх своей доли еще и захваченный алкоголь. Неравнодушного к выпивке Джека это возмутило настолько, что он при всех обвинил Вейна в намерении присвоить его долю добычи. И тот вынужден был пойти на попятную. Команда отметила этот поступок старшины и выбрала квартирмейстером, своеобразным посредником между капитаном и командой. Но вероятно, Вейну возвышение авторитета Рэкхема не очень нравилось, и он искал повода сместить его. Но Джек упредил Чарльза.
В ноябре 1718 года в Наветренном проливе с пиратского «Сокровища» заприметили французское судно. Вейн отдал приказ идти на сближение с ним. Но когда пираты подошли ближе, французский корабль ударил по ним мощным пушечным залпом. Оказалось, что это не торговое судно, а хорошо вооруженный военный корабль. Вейн скомандовал отступление, несмотря на то, что стоявший у руля Рэкхем и приготовившаяся к драке абордажная команда призывали его продолжать атаку.
На следующий день нерешительность Вейна обернулась бунтом на его корабле. Джек от лица команды предложил переизбрать капитана в соответствии с Пиратским кодексом. В другое время Чарльз, может быть, и расправился бы с ним, но на сей раз за спиной квартирмейстера стояла абордажная команда. И он вынужден был согласиться на голосование. За Вейна проголосовали 15 человек, а за Рэкхема — подавляющее большинство. Экс-капитана и 15 его сторонников усадили в шлюп, на котором они отправились к побережью Ямайки.
А капитан «Калико Джек» повел своих людей на морскую охоту.
КАПИТАН РЭКХЕМ
Джеку Рэкхему не повезло. Когда он стал контрабандистом, начал резко падать спрос на индийский ситец. Когда он стал капитаном, «Золотой век пиратства» начал клониться к закату. В начале 1718 года королевским губернатором Багамских островов был назначен Вудс Роджерс, который задался целью избавить колонию от пиратов. А чтобы достичь цели, начал переманивать на королевскую службу капитанов пиратских судов, превращая их в охотников на бывших сотоварищей.
Сначала новоиспеченному капитану Рэкхему улыбнулась удача. Ему удалось захватить торговое судно «Кингстоун» с богатым грузом. Но пока он транспортировал его к берегам Кубы, владельцы груза наняли «охотников за пиратами». «Охотники» настигли «Сокровище» и «Кингстон» у городка Испа-де-Лос-Пинтос, где оттягивалась команда Джека Рэкхема вместе с капитаном после захвата «большого куша». Но вскоре оказалось, что потеряли они те только «куш», но и свое судно, которое увели «охотники». А вскоре Рэкхем и его люди потеряли и свободу, они были задержаны в Нью-Провиденс и предстали перед губернатором Роджерсом. Однако избежать казни им удалось. Пираты поплакались губернатору, что заниматься морским разбоем их заставил под угрозой смерти Чарльз Вейн. Роджерс проявил гуманизм и помиловал их с условием, что они станут «честными людьми».
Жизнь на берегу угнетала Джека, он тосковал по адреналину пиратской жизни, по чувству власти над людьми, которые бросались на абордаж по взмаху его руки. И тоску заливал ромом. Как-то выпивая в таверне «Старина Эйвери» в Нассау, он положил глаз на работавшую там Энн Бонни. Она была замужем за бывшим пиратом, переквалифицировавшимся в «охотника». К тому времени муж ей опостылел, а красавчик «Калико Джек» покорил ее сердце романтическими рассказами о морском братстве. Муж Энн, Джеймс Бонни, узнал об измене жены, не посмел бросить вызов Рэкхему, но нажаловался на супругу губернатору. И тот приказал подвергнуть Энн Бонни наказанию плетьми за адюльтер. Но тут Джек явил свое благородство. Он выкупил у губернатора свободу Энн, и она получила развод.
Любовь Энн вдохнула в Рэкхема силы. Ему снова захотелось стать капитаном. Он уговорил кое-кого из своих бывших соратников взяться за старое. Они угнали небольшой шлюп и на три месяца стали грозой рыбаков и торговцев в водах Ямайки. Джек в нарушение не только пиратских, но и всех морских правил, сделал женщину членом команды. А едва матросы привыкли к присутствию на борту Энн, как у нее появилась подруга. По легенде пираты захватили голландское суд, на котором в мужском наряде и под именем Мак плыла Мэри Рид, которая изъявила желание присоединиться к «джентльменам удачи». На Мака положила глаз Бонни, Рэкхем даже заревновал, но любовница успокоила его, разорвав перед ним рубашку на груди Рид. Вскоре Энн и Мэри уже обе сожительствовали с капитаном и друг с другом. Поскольку женщинам надо было доказывать свое право состоять в команде, то при нападении на суда и деревни они проявляли повышенную активность. Отчего пошла молва, что особенно в команде Рэкхема зверствуют две злобные фурии в мужских костюмах, которые управляются с саблями и пистолетами не хуже мужчин.
КАЗНЬ
Ангус МакБрайд (Angus McBride). «Мэри Рид и Энн Бонни в 1720 г.»
В 1720 году шлюп Джека Рэкхема наткнулся в море на военный корабль. В этот момент большинство пиратов были в стельку пьяны. О сражении не могло быть и речи, поэтому Рэкхем попытался удрать. Он перерубил якорный канат, но поскольку пьяной команде было трудно управляться с парусами, преследователи быстро догнали пиратский шлюп и захватили его почти без боя. По легенде, превосходящим силам противника пытались оказать сопротивление только Энн Бонни и Мэри Рид, которые единственные были трезвыми. Капитан Джонсон писал: «Мэри Рид заставляла тех, кто прятался в трюмах, выходить оттуда и сражаться, как подобает мужчинам, а когда те трусливо прятались по углам, Мэри наугад стреляла в трюм, убивая одних и раня других».
Поэтому, когда 17 ноября 1720 года в Порт-Рояле перед казнью Рэкхэм просил разрешить увидеть Энн Бонни, та вместо утешения перед смертью заявила своему любовнику:
— Если бы ты дрался как мужчина, то тебя бы не повесили, как собаку!
Джека и 8 членов его команды казнили. После этого тело Рэкхема вывесили при входе в гавань Кингстон на Ямайке в назидание всем пиратам. Приговор над Мэри Рид и Энн Бонни был отсрочен, поскольку оказалось, что обе они беременны. Мэри умерла в тюрьме от лихорадки. А в отношении Энн существует версия, что ее жизнь и свободу выкупил отец-плантатор.
ЭПИЛОГ
Именно Рэкхем является автором знаменитого пиратского флага — «Веселого Роджера». Сначала он изобразил на нем череп над перекрещенными костями, но Энн и Мэри подняли его на смех, сказав, что он — череп, а они – кости. После этого Джек заменил кости скрещенными саблями. А еще, по легенде, коктейль «кровавая Мэри» из водки с томатным соком получил своё название в честь Мэри Рид, которая любила добавлять в ром густой сок.
Олег Логинов
Статьи по теме: